Tuesday 9 December 2014

Прекрасная монструозная музыка

Александр Деспла и коллеги по фильму "Годзилла", 2014
(в синей рубахе - режиссер Гарет Эдвардс)
Когда французский композитор Александр Деспла писал музыку к фильму «Годзилла» (2014), он, вольно или невольно, черпал музыкальное вдохновение в новозаветных «Откровениях Иоанна Богослова». Я уже отмечал концептуальную связь этих источников в статье «О Годзилле и фильмах-катастрофах» здесь: http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/06/blog-post_6976.html. В этой статье хочу обсудить их «звуковую» связь и порассуждать немного об удивительном мире современной симфонической киномузыки.

В Библии вообще описано много звуков. Например, в раю раздается непрекращающееся пение, а в аду плачут и срежещут зубами. Очень богаты на звуковые эффекты «Откровения», особенно та их страшная часть, где описывается, как после снятия седьмой печати «сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса», и затем ангелы вострубили семь раз. После каждого трубного зова на земле делались великие катастрофы: град, огонь, горы низверзлись в море и т.д. (Откр. 8-11).
Расположение оркестра для записи звуковой дорожки к "Годзилле":
Слева и справа углом - духовые инструменты
В звуковой дорожке Годзиллы 2014 года трубных звуков очень много. Чтобы создать нужный ему апокалиптический музыкальный эффект композитор фильма Александр Деспла увеличил размер духовой секции вдвое за счет труб, тромбонов и французских рожков. В результате количество всех музыкантов в оркестре достигло 150 человек, которым еще временами подпевает хор.

Такой большой оркестр создает мощнейший звук, вполне подходящий для масштабных конфликтов и эпических разрушений, изображенных в фильме. Если послушать такие дорожки как "Golden Gate Chaos", "Muto Hatch" или "Two Against One" в cd-качестве на хорошей воспроизводящей аппаратуре или в наушниках – то ощущение такое, будто тебя трубным звуком сносит с места. Я слушаю этот диск в машине – предпочитаю делать это, когда в салоне никого нет, а то я не ручаюсь за реакцию слушателей. (Всю звуковую дорожку к фильму 2014 года в Интернет-качестве можно послушать здесь: https://www.youtube.com/watch?v=jA74W1oUndY&list=PLGwu-2gGHjQsBi4nk0uvv_O1gprXaA0yx).

В истории про Годзиллу очень также важен ее рев, который должен соответствовать ее колоссальному образу. Чтобы создать этот рев композитор оригинального фильма 1954 года Акира Ифукубе записал звук, производимый навощенной резиновой перчаткой, которой трут по басовым струнам. В получившийся душераздирающий скрип добавили эхо. Гаргантюанские, но в то же самое время мягкие шаги Годзиллы были созданы с помощью ударов толстой узловатой веревкой по барабану.
Годзилла рычит!
Создатели новой Годзиллы решили немного «доработать» ее рев. Википедия сообщает, что новый звук создавался три года. Финальная версия рева была 50-сятой по счету. Когда его тестировали с помощью концертных колонок на одной из площадок студии Уорнер Брозерс, рев был слышен за пять километров от площадки. В фильме рев действительно впечатляет (https://www.youtube.com/watch?v=WLyiHHEHylw). Когда его слышишь, становится понятно почему требуется несколько лет, чтобы сделать его «правильным». Он звучит одновременно мощно, дико и очень странно – он не похож ни на что. Библейский «львиный рык», упоминаемый в Псалтыри (103:21) или в Книге Исайи (5:29) кажется просто детским лепетом по сравнению с рыком Годзиллы!

Близкое знакомство со звуковой дорожкой к Годзилле заставило меня погрузиться в мир современной киномузыки, который можно найти в библиотечной секции «Soundtracks». Этот мир оказался очень разнообразным и богатым на качественный современный музыкальный материал. Я бы даже сказал, что современная киномузыка, особенно та ее часть, которая создается для больших оркестров – это современная версия симфонической музыки прошлого. Конечно, великолепные симфонии пишутся и сегодня, на память сразу приходят такие композиторы как Кшиштоф Пендерецкий, Гия Канчели, Арво Пярт, Джон Тавенер, которые создают новейшую историю симфонической музыки.

Однако симфоническая музыка сама по себе – явление довольно элитарное и не слишком популярное в широчайших массах, которые не имеют музыкального образования. Симфоническая музыка, написанная для кино, делает эту развивающую работу и несет качественную продукцию в массы, этим самым улучшая ее музыкальные вкусы. Я бы даже сказал, что временами звуковая дорожка – материал гораздо более качественный, чем сам фильм. Например, фильм 2010 года «Начало» (Inception) на меня впечатления не произвел, а звуковая дорожка оказалась отличной.

Киномузыка обладает одним важным преимуществом: она разбита на дорожки, которые буквально сообщают слушателю, какая именно история в данный момент озвучивается. «Освежая» зрительную и смысловую память слушателя такая музыка становится очень понятной и доступной. Некоторая свойственная обыкновенным симфониям «высоколобость» в таких случаях пропадает, потому что слушатель понимает, о чем собственно эта музыка и почему она так звучит.

Мне кажется, что современная симфоническая музыка развивает не только современного слушателя, но и современную звукозаписывающую технологию, которая ставится перед вызовом качественно передать звук большого симфонического оркестра (150 инструментов с хором, как в случае "Годзиллы" 2014 года). Из всего, что я услышал, я делаю вывод, что звукозаписывающие технологии неплохо справляются с этими вызовами – качество прослушанных дисков всегда было очень высокое.

Для тех, кто интересуется симфонической киномузыкой, но не знает с чего начать, я бы посоветовал великолепную звуковую дорожку к трилогии «Властелин Колец». Там есть все: и классическое симфоническое исполнение, и мощный хор и запоминающиеся мелодии. Не случайно композитор Говард Шор получил Оскара за музыку к этой трилогии.

No comments:

Post a Comment