Friday 26 December 2014

Театральный рассказ (довольно мрачный)


Однажды К. узнал, что местное театральное общество готовит большое костюмированное театральное представление-мюзикл. В труппу набирали не профессиональных актеров, а добровольцев. Музыкальным директором постановки был заявлен международно известный дирижер. Режиссер был тоже очень опытен и известен. К. решил попытать счастья и пошел на прослушивание. Он не очень верил в свои театральные способности, но желание поучаствовать в полномасштабной театральной постановке под таким сильным руководством было сильнее.

Когда после прослушивания ему сообщили, что он принят в актерскую труппу, он был очень счастлив. Ему казалось, что сбываются его самые смелые фантазии.

Вскоре начались репетиции. К. пришлось много работать, готовиться дома, чтобы более-менее соответствовать высоким ожиданиям как режиссера, так и музыкального директора. Эта подготовка и близкое знакомство с прекрасной музыкой произведения наполняли К. энтузиазмом. Он хотел быть ничем не хуже более опытных добровольцев, многие из которых имели довольно богатый театральный опыт.

Мюзикл, в постановке которого участвовал К., музыкально был очень хорош. Одна красивая песня в нем сменяла другую, мелодии были запоминающимися. К. начал понимать, что хорошее исполнение превратит этот качественный музыкальный материал в великолепное представление. У К. были все основания ожидать, что шоу будет действительно великолепным и популярным.

Любовная история, рассказанная в мюзикле была довольно обычной – за исключением одной особенности. Этой «изюминкой» было появление во втором акте привидений, которые должны были разрешить некоторые сюжетные конфликты. По ходу дела «привидения» должны были исполнить довольно жуткий танец на кладбище с костями, и спеть несколько уникально звучащих песен. Эпизодическая роль одного из «привидений» давала возможность К. блеснуть своими актерскими талантами – что он и пытался сделать изо всех своих сил: корчил страшные рожи, старался красиво двигаться при исполнении танца «привидений». У него довольно неплохо получалось, потому что режиссер несколько раз подходил к нему после репетиций и благодарил его за хорошую работу. К. было очень приятно выслушивать эту похвалу.

Репетиции длились около полугода. Все это время музыка для произведения исполнялась молодой пианисткой, которая стала большой поклонницей этого мюзикла. У нее было высшее музыкальное образование, и она не раз во время перерывов рассказывала актерам, какая в этом мюзикле особая музыка: «Прогрессия аккордов этой музыки совершенно уникальна, особенно в песне привидений», - восторгалась она, - «сколько лет я играю мюзиклы, а такого еще не слышала!»

К. с большим интересом слушал это мнение, так сказать, изнутри. Он действительно что-то такое чувствовал в этой музыке, но не мог выразить это словами. Пианистка делала это за него.

Пианистке очень нравилась и режиссерская реализация мюзикла. Иногда актеры играли так хорошо и так забавно, что она не могла сдержать свой смех и фыркала прямо во время игры на пианино.

При всех этих достоинствах музыкально и драматического материала, было известно, что исторически пьеса не имела широкого успеха у публики. К. был довольно шокирован, когда об этом узнал от опытных актеров. Они заверили его, что несмотря на всю свою красоту и искрометный юмор, пьеса ставится на театральных подмостках довольно редко. «Ее не скоро будут снова ставить, потому что она не принесет нашему театральному обществу большой материальной выгоды», - делился своим мнением опытный коллега по труппе и казначей этого театрального общества. «Но почему?» - недоумевал К. «Не знаю в чем тут дело» - признавался казначей, - «Но как-то так сложилось, что эта пьеса наименее популярна у ее автора, хотя в музыкальном смысле она – несомненно одна из самых лучших. Слышал ведь, как пианистка ею восторгается?»

И вот репетиции подошли к концу, настало время показывать мюзикл в театре. К. был немного огорчен тем, что премьеры пришлись на апрель, то есть на самый разгар Великого Поста перед Пасхой. К. регулярно ходил в церковь, исповедывался, причащался, но никогда и не вспоминал в этой связи о своем театральном проекте – он казался ему достаточно невинным мероприятием. К. не возражал против лицедейства в принципе – ну как и кому оно может повредить? Его только огорчало то, что в то время, когда все верующие будут переживать Великий Пост, он будет «скакать по сцене», как он сам для себя шутливо обозначал свои усилия. «Ничего», - успокаивал себя К., - «после окончания театральных показов пойду исповедаюсь и причащусь».

И хотя постановка стала действительно очень хорошим театральным материалом, залы не были заполнены полностью во время представлений. «Вот видишь», - говорил казначей огорченному К., - «Я же предупреждал. Не скоро эта постановка будет снова на театральной сцене!»

Радостным пятном на этом фоне во время премьеры был хохот пианистки. Она сидела в первом ряду со своим мужем и получала искреннее наслаждение от спектакля, громко смеясь и бурно аплодируя. Она объяснила во время антракта, что специально решила купить билет на премьеру, чтобы наконец насладиться постановкой как зритель. «Это такой отличный мюзикл! Местная публика просто не разбирается в хорошем музыкальном театре, а вы, ребята, так его здорово играете. Сцена с привидениями просто улетная», - подбадривала она актеров. К. чувствовал, что актерам было важно положительное мнение со стороны, да и просто – психологическая поддержка человека, хорошо знакомого с этой недооцененной пьесой.

Затем представления закончились, была большая вечеринка всего театрального состава, местные газеты опубликовали пару одобрительных рецензий театральных критиков. Проект завершился. Для К. это был незабываемый опыт, который, как он считал, его сильно обогатил. До поры до времени этот опыт оставил в К. множество приятных впечатлений и воспоминаний. Как и обещал себе, К. по окончанию проекта пошел в церковь на исповедь и причастие, где исповедался в пропуске служб во время Великого Поста. «Подумай, стоит ли театром заниматься в следующий раз», - сказал во время исповедальных наставлений батюшка, и добавил: «Пропускать службы во время Великого Поста нехорошо. Тем более ради того, чтобы участвовать в постановке произведения этого автора, уж очень он свободен в выборе темы». К. хотел спросить, что такого не нравится батюшке в произведениях этого автора, но постеснялся. Может имелась в виду некоторая любовная фривольность истории, а может и использование всяких привидений и нечистой силы в сюжете.

«В любом случае, раз батюшка сказал, значит в этом что-то есть», - с некоторым сожалением подумал К., - «Если предложат выступать в следующем году, подумаю прежде чем соглашаться, особенно если премьеры будут приходиться на Великий Пост. Что хорошего по сцене скакать, когда все нормальные люди вокруг молятся?».

К. вел насыщенную жизнь, и воспоминания об этом театральном проекте стали стираться потихоньку из его памяти, вытесняемыми новыми впечатлениями. Однако вскоре произошло событие, которое поразило К. как гром. Оно освежило в его памяти этот театральный проект и заставило о нем задуматься, но уже в другом смысле.

Через пару месяцев после окончания проекта казначей распространил по электронной почте между его участниками страшную новость: пианистка, которую все так любили, и которая так всех поддерживала во время постановок, погибла вместе со своим мужем. Причиной смерти называлась автомобильная катастрофа.

Эта новость ошарашила К. Он очень хорошо помнил пианистку и свое общение с ней. Она была очень приятным, веселым и жизнелюбивым человеком, очень еще молодым. К. помнил ее так хорошо, будто он только вчера с ней расстался. Эта свежесть и приятность воспоминаний была особенно горька: как же так, вот же она только недавно так заразительно хохотала во время премьеры, а теперь ее больше нет? К. отказывался в это верить.

Он решил узнать детали смерти в Интернете, тем более, что там регулярно публиковались сведения об автомобильных катастрофах. Такая трагичная авария, унесшая жзнь двух молодых людей, не могла остаться незамеченной средствами массовой информации.

Однако к своему величайшему удивлению и недоумению, К. так и не смог найти в прессе никаких деталей катастрофы. Ее как-будто не было в течение последних пары месяцев. Газеты во всяком случае ничего об этом не писали с тех пор, как К. видел пианистку на концерте.

Что же там произошло? – недоумевал К. Об этом он спросил казначея, с которым однажды случайно встретился на улице. Из оживленной переписки между членами театральной труппы, которая последовала за печальной новостью, К. знал, что казначей присутствовал на похоронах пианистки и ее мужа.

«Дело темное», - признался казначей, - «Гостей попросили об этом у родителей погибших не спрашивать. Но слухи ходят либо о двойном самоубийстве, либо об убийстве и самоубийстве, может быть с использованием наркотиков». «Что??» - воскликнул пораженный К., - «Она же была такой... нормальной!»

«Знаю, знаю», - печально ответил казначей, - «Совершенно с тобой согласен. Поэтому дело темное. Ты тоже, не спрашивай вокруг особенно. У их родителей и так большое горе. Ну ладно, я побежал».

К. долго не мог прийти в себя от этой новости, которая просто не укладывалась в его сознании. Должен был произойти просто какой-то кошмар, чтобы молодые и симпатичные люди, у которых вся жизнь была впереди, вдруг покончили с собой. Это какой-то бред, наваждение. У них что там, мозги совсем снесло?!

К. решил рассказать обо всем своему священнику. Батюшка выслушал его молча и печально, смотря куда-то вниз. «Молись за них. Им это очень нужно», - сказал он в конце просто, не глядя на К.

Страшная мысль поразила К. Он спросил: «Батюшка, неужели эта чудовищная смерть и эта пьеса связаны друг с другом?»

«Все в Руце Господней. Деталей мы не знаем, поэтому логически такие выводы делать нельзя», - ответил батюшка и добавил, - «Но я тебя прошу, держись от зла подальше. Его так много в этом мире, и оно часто выглядит так притягательно и невинно. Однако зло есть зло, оно ужасно, и компромиссов с добром у него быть не может. А человек слаб и грешен, его тянет ко злу. Мы думаем что с нами ничего не будет, если мы шажок ко злу сделаем. Чуть-чуть с ним поиграем, нервишки пощекочем, удовольствие от этого получим, а потом вовремя и отойдем. Мы же думаем, что мы сильные, что мы можем контролировать ситуацию. В этот капкан многие и попадают. Шутить со злом очень и очень опасно!

Кстати, заметь, это черта современности – воспевать антигероев и антитемы. Об этом писать просто, и успех почти гарантирован. А вот настоящим Героем мало кто в светском мире интересуется, на Нем деньги не делаются. Да и нечистый этого очень не хочет, туманит людям мозги, чтобы они Героя не замечали, а антигероями интересовались.

Ради своей бессмертной души старайся держаться подальше от зла – и поближе к нашему самому главному Герою Иисусу Христу. Никогда не упускай Его из виду, по Нему и равняйся. Моли Его денно и нощно о своем спасении. Думай, есть ли на твои действия Божья Воля».

"Но как же я ее узнаю, Батюшка?"

"Молись и слушай свое сердце. Оно подскажет".

No comments:

Post a Comment