Wednesday 24 December 2014

Псалом 3 (Псалтирь для чайников)

"Над народом Твоим благословение Твое" (Пс.3:9)

1. Псалом Давида,
когда он бежал от мятежного Авессалома,
сына своего:

2. Господи, как умножились враги мои!
Многие восстают против меня,

3. Многие говорят обо мне:
«Нет ему спасения в его Боге».

4. Но Ты, Господи, щит предо мною,
Ты – слава моя,
Ты помогаешь мне держать голову прямо.

5. В трудную минуту я взываю к Господу,
и Он слышит меня со святой горы Своей.

6. Ложусь я, сплю или встаю,
В любое время дня и ночи
Господь защищает меня.

7. С Ним не испугаюсь я тех людей,
которые со всех сторон ополчились на меня,
Кем бы они ни были.

8. Приди ко мне, Господи!
Спаси меня, Боже мой!
ибо Ты поражаешь всех врагов моих;
сокрушаешь зубы нечестивых.

9. Лишь от Господа спасение.
Над народом Твоим благословение Твое.

О Шестопсалмии

Третий псалом начинает Шестопсалмие - одну из важнейших частей утреннего богослужения Православной Церкви, состоящую из чтения подряд шести следующих избранных псалмов: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. О важности этой части утреннего богослужения свидетельствует то, что во время чтения Шестопсалмия пастве не разрешается не только шуметь или громко разговаривать, но даже перешептываться, не говоря уже о проверке своих айфонов. Перед чтением Шестопсалмия, чтобы пастве было легче углубляться в смысл читаемого, полагается погашать почти все особенно яркие светильники и оставлять молящихся в полумраке.

Особое внимание требуется при слушании паствой Шестопсалмия по его содержанию. Все читаемые псалмы трогательно изображают душевные скорби кающегося грешника, страдающего в жизни от своих беззаконий, а также его твердое упование на милость Божию.

Чтение Шестопсалмия в нашей церкви часто доверяют мне. И надо сказать, это не так-то просто: правильно, без запинания и заикания, прочитать эти шесть псалмов. Мне это искусство далось не сразу. Сначала язык меня очень плохо слушался, поворачивался еле-еле и все норовил сказать что-нибудь не то. Но месяцы, а вроде бы уже и годы тренировки сделали свое дело – сейчас мне за свое чтение не стыдно!

О вере в Бога

На судьбе Царя Давида и его сына Авессалома я подробно остановился при разборе второго псалма http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/12/2.html. Очевидно, что третий псалом писался Давидом в самую его тяжелую минуту: на него восстали не просто враги. Во главе них стоял его собственный возлюбленный сын, который при этом пользовался поддержкой мятежного народа! Потому первая часть псалма звучит так отчаянно.

К чести Давида надо сказать, что даже перед лицом таких тяжелых испытаний он не потерял своей веры. Строфы 4-9 свидетельствуют о том, что эти испытания наоборот укрепили его веру. Это впоследствии будет Господом очень оценено. Любопытно, что Давид не ищет никаких логических объяснений для того, чтобы верить в Бога. Он не говорит себе: «Ну как же, я должен верить, ведь Господь явил мне свои чудеса, например, когда я победил в одиночку огромного Голиафа».

Давид не пытается сам с собой организовать какие-то сделки: вот, мол, Бог мне помог, так я в Него поверю. Давиду не нужны научные свидетельства, статистика и все остальное, что требуется современным «сомневающимся». Так в Бога не уверуешь. Наукообразие найдет логическое объяснение любым чудесам (хотя настоящая наука совершенно не противоречит религии, о чем я подробно писал в статье «О креационизме, или Почему «наука без религии — хрома»: http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/08/blog-post_7.html). Давид просто верит в Бога – не смотря ни на что!

Голая правда веры такова: либо человек верит в Бога, и принимает тем самым Его чудеса и Его сверхъестественный план для этого мира, как то, Хождение по Водам, Непорочное Зачатие, Страшный Суд и т.д. Либо человек в Бога не верит и будет разочарованно искать логическое объяснение самым удивительным чудесам, а весь этот мир считать порождением дикого хаоса. Как говорится, удачи! Жить с ощущением, что мир это хаос, а смерть – это когда «просто гаснет свет», должно быть очень неприятно, бессмысленно и страшно. Такая установка в своей логической последовательности приведет неверующего только в психушку или в петлю, не говоря уже о том, что она оправдает любой ад, который этот неверующий испытает на своем невеселом жизненном пути.

Неверующий человек живет в аду уже сейчас. Для него нет никакой морали (потому что в ней нет никакого смысла, а соответственно и напрягаться незачем), нет ни одного светлого пятна (потому что все равно это плохо закончится, и мы все умрем). Такой человек никому в своем окружении не нужен, потому что он все портит своим пессимизмом, ненадежностью и ядовитым языком. Если у него что-то есть (деньги, успех, власть), то ему все равно всегда этого будет мало, или он будет бояться это потерять, или это будет приносить ему одни несчастья. Если денег, успеха, власти нет, то он всю жизнь будет ждать, когда же люди вокруг образумятся и поймут, насколько великолепный алмаз они теряют в его лице. Конечно же он никогда этого не дождется, и душа его будет от этого черстветь еще сильнее.

Верующего же радует все в этом мире, каждая малая деталь. Даже если его "стакан заполнен только наполовину", он благодарен за все хорошее, что у него есть. Он в первую очередь работает над собой, а не над кем-либо другим. Он старается стать лучше – в семье, с друзьями, на работе. Он распознает свои слабости и борется с ними. Он хочет понравиться Богу, и, если ему это удается, получает от Него удивительные, самые лучшие и желанные подарки. Верующий знает, что человеческая жизнь драгоценна и имеет великий смысл подготовки к жизни вечной. Верующий – это та желанная перемена, которую мы все хотим видеть в этом мире. Верующий дает окружающим спокойствие, мир, надежду и радость. Он стяжает добрую славу. К нему тянутся люди.

Как говорится, выбирайте сами!

О страхе Господнем

Возвратимся к третьему псалму. Если вдуматься, его начало рисует ужасную картину: сын не только издевается над отцом и хочет отнять у него власть, но и убить его. Ничего себе положеньице! Не хотел бы я лично в таком оказаться. Воистину, страшным душевным мукам подвергся Давид за грехи, казалось бы, мелкого злоупотребления властью. По сравнению с тем что делают современные тираны, то, что сделал Давид, кажется невинной игрой в крестики-нолики (послал соперника в любви на войну, а сам тем временем подчинил себе его красавицу-жену). А наказание, тем не менее, было вот таким неслабым!

Пример Давида напоминает о том, что грешить опасно хотя бы потому, что таким образом мы уже в нашей земной жизни навлекаем на себя страдания непропорциональной силы. А о посмертных страданиях за грехи и говорить нечего: они будут во сто крат ужаснее любых земных. Я лично не хочу о подобном для себя даже думать, не то что активно навлекать на себя. Я не хочу ставить опыты над самим собой, притом с вероятностью довольно страшных для себя же последствий. Нет, спасибо, подобные игры – не для меня. Я бы предпочел, чтобы мой сын меня любил и был мудрым, счастливым и верующим человеком. Примерно как Соломон, которым впоследствии Господь все-таки наградил Давида за его веру. Все, конечно, находится в Руке Господней, но по крайней мере, я бы знал, что все от меня зависящее я делаю, чтобы достигнуть желаемых целей и избежать нежелаемых.

Важно знать следующее: жить в страхе Господнем – это нормально. «Начало мудрости — страх Господень», - говорит псалмист в 110-ом псалме. Это естественное состояние для верующего человека, ведь этот человек знает, что его постоянно обуревают всякие низменные страсти - а страх Господень помогает ему эти страсти обуздывать и обеспечивать себе место в Царствии Небесном. Речь идет не о той мучительной трусливости, животном страхе, который заставляет нас "спасать свою шкуру" в опасную минуту. Речь идет о мудрости человека, который имеет глубокое понимание сути тварного и небесного мира и своего в нем места. Страшен не всемогущий и совершенный хозяин мира Бог, который на протяжении всей Библии твердит человеку: "Не бойся!" Страшно потерять страх перед Господом, то есть поддаться главному греху гордыне и отдалиться от Его лица в этой и в посмертной жизни. Гордыня тутже начинает порождать множество других грехов. Тормоза отключаются, и система начинает набирать скорость, которая неумолимо повышается до аварийной. Жизнь без страха перед Богом приведет человека к аварии, результатом которой будет лишь отвратительное мокрое пятно. Судьба такой бессмертной души тоже будет незавидная. Скоро или не скоро произойдет авария – зависит от многих внешних и внутренних обстоятельств. Но общая траектория складывается именно в этом направлении. «Спасибо» за это первородному греху, который сидит в каждом из нас в виде старения, болезней, умственных и физических недостатков, страстей. Без страха Господня все эти вещи рано или поздно подчиняют человека полностью и лишают его светлого Божественного образа, превращая его в извивающегося червяка без настоящего и будущего.

1 comment:

  1. Эрик Метаксас | The Wall Street Journal
    Наука приводит все больше аргументов в пользу идеи существования Бога
    Многие считают: чем дальше продвигается наука, тем меньше необходимость в понятии "Бог" для объяснения Вселенной, пишет в своей статье, опубликованной The Wall Street Journal, американский писатель и телеведущий Эрик Метаксас. "Но, как оказалось, слухи о смерти Бога были преждевременными", - считает автор. По его словам, относительно новые аргументы в пользу существования Бога исходят от самой науки.

    В 1966 году астроном Карл Саган заявил, что планета, на которой может существовать жизнь, должна отвечать двум важным критериям: вращаться вокруг звезды определенного типа и находиться на благоприятном для жизни расстоянии от этой звезды. Если считать, что во Вселенной примерно октильон планет, то примерно на септильоне из них возможна жизнь.

    В 60-х ученые начали искать радиосигналы, похожие на сообщения инопланетян. Но доныне ровно ничего не обнаружено.

    Метаксас поясняет: когда наши познания о Вселенной расширились, стало очевидно, что для существования жизни необходимо гораздо больше параметров.

    Постепенно оказалось, что существование жизни противоречит теории вероятности на любой планете Вселенной, в том числе на Земле.

    "Сегодня нам известно более 200 параметров, которые необходимы для того, чтобы планета могла поддерживать существование жизни. Все эти параметры нужно соблюсти в точности. Иначе все развалится. Не будь неподалеку массивной планеты вроде Юпитера, чье притяжение оттягивает на нее астероиды, в тысячу раз больше астероидов падало бы на поверхность Земли", - говорится в статье.

    Но мы существуем. "Могли ли все из этих многочисленных параметров стать идеальными случайно?" - задается вопросом автор. Не пора ли признать, что наука свидетельствует: мы не можем быть порождением произвольных сил? "Не правда ли: для предположения, что эти идеальные условия создал некий разум, требуется намного более слабая вера, чем для убеждения, что Земля, способная поддерживать жизнь, возникла вопреки невообразимым неблагоприятным факторам?" - вопрошает автор.

    Но это еще не все, продолжает Метаксас. "Тонкая настройка, без которой на планете не может существовать жизнь, - ерунда по сравнению с тонкой настройкой, без которой Вселенная вообще бы не существовала", - пишет он. Астрофизики выяснили, что сила четырех основополагающих взаимодействий (гравитационного, электромагнитного, сильного ядерного и слабого ядерного) была предопределена спустя менее чем одну миллионную долю секунды после Большого Взрыва. Если бы любая из этих величин была немного другой, Вселенная не смогла бы существовать.

    Представление, что все "возникло само собой", противоречит здравому смыслу, заключает автор.

    Вселенная - чудо из чудес, которое неизбежно указывает на существование чего-то или Кого-то за ее пределами, пишет он.

    ReplyDelete