Современные дети могут и ответить! |
Семилетняя Ханна Том вернулась домой после выходных, проведенных в детском лагере. Она кушает овсяное печенье и размышляет над вопросом, который ей только что задали: хочет ли она взрослеть. «Нет!» - отвечает девочка, - «мне нравится быть ребенком. Столько всего делать можно!»
Ее мама Хэзер вспоминает популярный в 1980-е фильм «Большой» с Томом Хэнксом. Герой Хэнкса играл мальчика, которому не терпелось стать взрослым. То же самое чувствовала и Хэзер в те годы. Многое изменилось с тех пор, в том числе и жизнь современных детей.
Исследование подтверждает: современным детям все больше нравится быть детьми. 85% опрошенных девятисот детей в возрасте 8-14 лет сказали, что им «нравится их возраст». Исследование проводилось телевизионной сетью Никель Одеон, целевой аудиторией которой являются дети. Результаты свидетельствуют о повышении этого процента с уже высокого числа, зафиксированного в начале 2000-х. Эти данные подтверждают результаты подобного независимого исследования, которое проводилось маркетинговой исследовательской компанией Харрис Интерэктив. Маркетологи выяснили, что трое из четырех опрошенных детей не спешили взрослеть.
Эти данные удивляют детских психологов, которые наблюдают, как современные дети раньше перестают играть в куклы и тянутся к подростковым забавам. И все же, эта тенденция подтверждает перемены, уже замеченные среди подростков – дорога во взрослую жизнь в последнее время удлинилась.
Психологи из Никель Одеона пытаются разобраться, в чем причины этого феномена. Одной из возможных причин считается то, что современные родители уделяют своим детям гораздо больше времени, чем раньше. «Они не торопятся взрослеть, потому что им так хорошо сейчас!» - объясняет Рон Герачи, вице-президент исследовательского центра при Никель Одеоне, - «Кроме того, они видят, через что приходится проходить их родителям во времена, когда экономику трясет».
Детская телесеть Никель Одеон регулярно проводит исследования детских предпочтений, чтобы знать, как изображать современных детей в своих передачах. По результатам исследований специалисты телесети разрабатывают сценарии к новым передачам, которые должны отражать реальную жизнь целевой аудитории и быть ею востребованной.
Если детям нравится быть детьми, значит родители делают свою работу по воспитанию детей хорошо. Несколько независимых исследований подтверждают тот факт, что современные родители прикладывают дополнительные усилия к этому процессу.
Современные мамы и папы проводят больше времени со своими детьми, чем когда-либо, сообщает Исследовательский Центр Пью по результатам исследований, которые ведутся с 1965 года.
Родители также тратят большую часть своего дохода на детей, согласно сообщению журнала «Демография». Федеральные данные свидетельствуют о том, что родители тратят больше своего времени на школы, посещая школьные собрания и участвуя в школьных событиях.
Эксперты связывают повышенную заботу родителей о своих детях с их повышенным беспокойством о том, как будут жить дети в условиях современной американской экономики. «Многие родители, принадлежащие к среднему классу, чувствуют, что должны быть учителями, друзьями и наставниками своим детям» - считает Сара Харкнесс, профессор психологии из университета в Коннектикуте. «Взрослые более интенсивно ощущают необходимость быть хорошими родителями сегодня».
Отношения родителей и детей тоже меняются. Необходимость в детском послушании кажется сегодня менее важной, чем десятилетиями раньше. Современные родители уже не приказывают детям сделать что-то по дому, но объясняют, почему дети должны это сделать. «Родители и дети больше не находятся по разные стороны баррикад» - уверен Дэниэл Кук, детский психолог из университета Рутгерс, - «У современных детей гораздо больше свободы выбора, чем раньше. Возможно, взросление в современных условиях становится для них более похожим на тяжелую ответственность, которую необходимо взвалить на свои плечи и тащить всю жизнь. Во всяком случае они могут видеть, что их родители имено этим и занимаются».
Современные методы воспитания отличаются от былых. Лос Фелиз из Калифорнии, мама сестер-близняшек, не возражала, когда ее дочери в возрасте десяти лет решили стать вегетарианцами. По ее словам, она не могла себе представить, чтобы ей разрешили что-то подобное ее родители: «Моя мама сказала бы мне: ешь курицу! И это был бы конец разговора!» Лос разрешает также своему 13-летнему сыну носить длинные волосы.
«Мне бы никогда не разрешили разговаривать с детьми так, как говорят мои дети со мной!» - говорит Мейя, которая работает воспитательницей и верит в философию «воспитания без насилия», избегая в своей семье не только насилия, но и подкупа или выделения одного ребенка над всеми остальными. Ее муж иногда спрашивает ее, не боится ли она, что их дети потеряют уважение к взрослым и начнут общаться с ними, как с приятелями. «В этом нет ничего плохого» - считает Мейя – «Мы же относимся к ним, как к равным».
Некоторые ученые отмечают, что современная молодежь уже демонстрирует результаты нового воспитания. Они более открыты со своими родителями, чем поколение назад, они могут рассчитывать на лучшее понимание своих проблем со стороны родителей. Те тысячи молодых работников, которым пришлось нелегко во время экономического упадка, и которые решили вернуться в родительский дом, отмечают хороший контакт с родителями и приветливую психологическую обстановку в доме. «Современные родители в возрасте от 18 до 29 лет гордятся «в основном позитивными» отношениями со своими детьми и хотят быть им друзьями» - пишет Джеффри Дженсен Арнетт, детский психолог из университета Кларка.
И все же эти позитивные перемены могут иметь негативный оттенок. Некоторые родители беспокоятся, что не приучают своих детей «к реальной жизни», и что чрезмерная опека может сослужить их детям дурную службу в будущем. Родителям не нравится, что детям слишком много позволяется такого, что ущемляет свободу родителей. Другие родители наоборот более открыто начинают высказывать свое неудовольствие, если они видят, что другие семьи не воспитывают своих детей по «их» образцу. «Если я приду на детскую площадку и буду там читать журнал, пока мои дети играют, другие родители могут дать мне понять, что им кажется такое поведение эгоистичным» - жалуется Линда Вильямсон из Калифорнии, мать двоих детей, - «Если ты не отдаешь себя всю детям, то это может восприниматься окружающими как плохое воспитание».
Линда Вильямсон рассказывает, что однажды ей сделали замечание в школе из-за того, что она разрешила своему малолетнему сыну ехать рядом с ней на велосипеде несколько кварталов по пути в школу. Другие родители заметили это и посчитали, что это небезопасно для ребенка.
Широко известным стал случай с писательницей Ленорой Шкенази, которую завалили гневными письмами родители после ее статьи в журнале «Нью-Йоркер» о том, как она разрешила своему сыну одному проехаться по нью-йоркскому метро. На обвинения Ленора ответила, что дети, растущие как розы под стеклянным колпаком, вряд ли когда-нибудь позавидуют жизни своих родителей. «Кто хочет стать принцессой на горошине?» - риторически спрашивает она в своей новой книге «Свободные дети».
«Я не хочу быть мамой, которая вечно следит за своей дочкой с вертолета» - говорит Хэзер Том, - «Я хочу, чтобы моя дочка научилась сама решать свои проблемы и излечивать удары жизни. Но у нее также должно быть счастливое детство. Я не хочу, чтобы она пережила то, что пережила я, когда мои родители развелись. А еще однажды она мне заявила, что у нее не будет детей, потому что это – «слишком много работы». Наверно она так говорит, потому что понимает, на что я иду ради нее!»
А я вчера на детской площадке с ужасом наблюдала, как молодая мамаша матом орет на свою четырехлетнюю дочь...
ReplyDeleteПечально, но я тоже, бывает, сильно злюсь!
DeleteЯ тоже не Монтессори, но у нее подобный способ обращения, похоже, вошел в привычку.
DeleteМне с гневом на семейных помагает справиться молитва Оптинских старцев. Она написана очень простым языком. есть в ней такие слова; "Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая"
DeleteХорошая молитва, спасибо, что напомнил.
ReplyDelete