Friday 23 August 2013

О средневековой нравоучительной пьесе "Человек"

Фронтиспис средневековой пьесы "Человек".
За Человеком (слева) неожиданно пришла Смерть
Театральный проект, в котором я участвую этой осенью, это средневековая нравоучительная драма «Человек». В ней мне отведена главная роль Человека. Краткое содержание пьесы таково: Человек проводит все свое время в поисках чувственных удовольствий и богатства, но неожиданно к нему приходит Смерть. Человек выпрашивает у нее возможность позвать с собой своих друзей Красоту, Богатство, Ум и других. Смерть разрешает ему это сделать, но при этом понимающе усмехается, зная, что к ней никто не торопится.

И действительно, к сожалению и к огорчению Человека, никто из его друзей не хочет идти с ним в далекое и опасное путешествие, читобы помочь ему дать отчет за прожитую жизнь перед Богом. Разделить этот путь с Человеком соглашаются лишь его слабые и незаметные Добрые Дела. Чтобы укрепить свое посмертное положение Человек идет на исповедь. После исповеди Человек спокойно умирает. С ним в последний путь уходят и его окрепшие Добрые Дела.
Смерть требует, чтобы Человек отправился за ней
Этот простой и понятный сюжет был одобрен и адаптирован для 40-минутной постановки руководством русской православной Церкви Святой Софии, прихожанином которой я являюсь. Постановка будет показана два раза в октябре и ноябре и станет фандрейзинговым событием для церкви.

Несмотря на свой нравоучительный характер, пьеса изобилует драматическими моментами и комическими ситуациями. Так например, комически воспринимается испуганная реакция Красоты, когда Человек ей сообщает, что зовет ее с собой в могилу. Драма имеет место каждый раз, когда каждый из героев (за исключением Добрых Дел) сначала признается в вечной любви к Человеку, а затем в ужасе сбегает со сцены, узнав, что просит Человек.

Нравоучительная пьеса, или моралите, это старинный жанр драматического искусства, в котором действующими лицами являются не люди, а отвлеченные понятия, например, Добро, Богатство, Красота и т.д. Этот жанр драматического представления возник в 15-16 веках во Франции и в Англии. Поскольку роль каждого героя в нравоучительной пьесе прописана очень отчетливо, и все действующие лица названы своими именами, для такого представления характерен очень доступный посыл. Нравоучительные пьесы показовались необразованному народу (каковым было большинство населения в те годы), и они не давали места для сомнений или неправильной интерпретации основной идеи. Авторы пьесы назидали своего зрителя прямо, без обиняков. Например, посыл пьесы «Человек» заключается в том, что для христианского спасения человека важнее всего чистая совесть и те добрые дела, которые он делал при жизни. Все остальное принадлежит этому миру и имеет преходящее, мимолетное и несущественное значение.
Ж.А. Ватто "Пьеро" (1718-19 гг.)
Пьеро был любимым героем комедии нравов
С 17 века популярными стали комедии - нравов или масок (комедия дель арте). Нравоучительность истории и однозначность характеров осталась, но драматурги старались приблизить свои работы к реальной жизни. Драматурги продолжали присваивать героям какую-то одну яркую гипертрофированную черту, чтобы облегчить понимание публикой того, что они хотели сказать своей пьесой, но это были уже люди, а не отвлеченные понятия. В дальнейшем пережитком моралите стали «говорящие» фамилии героев, такие как Скотинин, Ханжихина и т.д. Содержание пьес перешло из религиозной в светскую плоскость, чаще всего в высшее общество. Такая пьеса перестает быть только назидательной; она создается еще и для того, чтобы развлечь зрителя. Примерами знаменитых комедий нравов являются пьесы Мольера («Тартюф»), Шеридана («Школа злословия») и другие.
Постер современной постановки
На этом фоне можно частично объяснить гениальность Шекспира, который еще в 16 веке, во времена, когда создавались только нравоучительные и простые для понимания пьесы, написанные сложным языком на религиозную тематику, писал свои драматические хроники реальных исторических персонажах («Юлий Цезарь»), создавал очень неоднозначные характеры («Гамлет») и понятно рассказывал жизненные истории, которые резонировали с жизнью любого человека, будь он беден или богат («Ромео и Джульетта»). Он также очень точно уловил востребованность развлекательного аспекта драматургии и создал свои знаменитые комедии, которые опережают широкую популярность комедий нравов («Укрощение строптивой»).

Соответственно, в развитии драматического искусства прослеживается тенденция «демократизации»: социальный статус героев снижается, характеры усложняются, нравоучительность, а с ней и однозначность смысла заменяются созданием сложных, многозначных, полифонических истории. В результате даже проявляются полные драматизма пьесы о бездомных («На дне»), или не менее драматические пьесы, в которых практически нет никакого действия ("Чайка").

Возникает вопрос: имеет ли смысл сегодня заниматься таким анахронизмом, как постановка средневековой нравоучительной пьесы «Человек»? Востребованы ли сегодня зрителями пьесы в таком стиле, создают ли они какую-нибудь интересную возможность в постановочном смысле? Я ответил на все эти вопросы положительно, а небольшой поиск в Интернете помог мне найти доказательства моих взглядов.
А вот и Смерть пришла!
Конечно «Человек» не может похвастаться такой же популярностью сегодня, как пьесы Шекспира, но попытки переосмыслить и поставить ее на сцене имеются. Долгое время пьеса была в забвении, первые попытки ее восстановить имели место в Англии в начале 20-го века. Впоследствии пьеса «Человек» много раз ставилась на крупных театральных площадках мира, по ее мотивам в 2002 году был даже снят художественный фильм. Действие пьесы в этом фильме адаптировано к современным реалиям. Так, роль Богатства там исполняет говорящий компьютер, отражая мимолетность создания некоторых крупнейших современных биржевых состояний (например, как у миллиардеров Джорджа Сороса или Уоррена Баффетта).

Современные театральные постановки «Человека» также случаются. Американский театр «Theater Colorado», например, в начале этого года с большим успехом осуществил постановку под названием «Человек (в автобусе)». По сюжету пьесы Смерть (бизнесмен в черных очках и с дипломатом) и все остальные герои приходят к Человеку во время его поездки на публичном автобусе по ночному городу. Сайт театра сообщает, что билеты на все представления пьесы были распроданы. Не могу не удивляться не только фантазии авторов такой интерпретации, но и их прозорливости: совсем недавно в Интернете прошла информация о трагедии в небольшом канадском городе, где в городской автобус, который стоял на специальной автобусной стоянке (!) врезался на большой скорости грузовик, водитель которого «отвлекся» в нужный момент на разговор по мобильному телефону. В результате несколько ничего неподозревавших пассажиров автобуса, которые ожидали свой рейс, были убиты на месте! Как тут не вспомнить восклицание Человека из пьесы: «Смерть, я не готов к встрече с тобой!»
Исповедь похожа на уличного проповедника
Что же привлекает современников к этой старинной истории? Конечно, в постановке этой пьесы так, как она задумывалась, имеется элемент экзотики: пьеса эта малоизвестная и незаезженная, ее средневековое оформление может привлечь постановщика в художественном смысле. Постановка такой пьесы в христианской церкви отвечает ее христианскому посланию: необходимости быть готовым к смерти в любой момент, чтобы нести перед Богом достойный ответ за свою земную жизнь.

Но даже если зритель – неверующий, каждому из нас рано или поздно уготована ключевая встреча пьесы Человека со Смертью. Чем старше человек, тем серьезнее он задумывается об этой встрече, о мнимых и настоящих ценностях и о смысле своей жизни. Нравоучительная средневековая пьеса «Человек» дает понятные и доступные ответы на эти размышления. Подобно этим размышлениям, эти ответы имеют универсальное и вневременное значение.

No comments:

Post a Comment