Валерий Харламов - легенда советского хоккея |
История знаменитого советского хоккеиста Валерия Харламова, рассказанная в фильме, это история в популярном нынче стиле “Self Help” (помоги себе сам). К такому же стилю можно отнести и культовую «Матрицу». Частью своей популярности эти фильмы несомненно обязаны этому стилю.
«Помоги себе сам» - это самая настоящая философия, основное послание которой звучит примерно так: «Мы – свои самые главные враги и самые лучшие друзья. Кем быть для себя – другом или врагом – мы выбираем сами, причем это происходит ежедневно».
История Валерия Харламова, показанная в фильме – это история серии выборов, которые сделал подающий надежды хоккеист, чтобы стать выдающимся хоккеистом. Сначала дело было в далеком Чебаркуле, где Харламов отказался играть по местным неписанным правилам «Забиваем один гол и «сушим» игру». Затем сюжет переносит зрителей в Москву, где Харламов выдерживает все «странности» тренера ЦСКА Анатолия Тихонова – эти «странности» временами очень похожи на изощренные пытки – и остается в команде. Затем были травмы, достаточно серьезные, чтобы закончить карьеру, но Харламов этого делать не стал. Кульминационный выбор произошел в игре с канадской сборной во время знаменитой хоккейной суперсерии 1972 года. Тогда Харламов превозмог свои травмы и увечья, чтобы в сложнейшей игре забить свои самые великие голы.
Поразительно в этом выборе то, что Харламов всегда шел по самому сложному пути. К этому же нас призывают и создатели фильма «Матрица» и все остальные авторы проектов в стиле «Помоги себе сам». Якобы следуя только этому сложному и узкому пути у человека есть шанс достичь чего-то значительного в этой жизни.
Это утверждение весьма любопытно с эволюционной точки зрения, то есть в смысле физического выживания человека. «Легкий» выбор в истории Харламова выглядит гораздо более эволюционно обоснованным, например, играя после травм хоккеист рискует стать покалеченым и остаться обездвиженным до конца своей жизни, что не способствует его выживанию. Подход Тарасова с «расстрелом» неодетых хоккеистов на воротах («Каждый должен уметь защитить свои ворота!») ведет к травмам и тоже не способствует физическому выживанию хоккеиста. В фильме также есть любопытный момент «отрицательного» социального выбора Валерия Харламова. Перед игрой чебаркульской «Звезды», в которой начинал свою карьеру Харламов, происходит неофициальный «инструктаж» молодых бывалыми игроками: «Забиваем один гол и «сушим» игру». Таким образом можно сколько угодно долго «болтаться» в середине турнирной таблицы, что на максимально долгий срок обеспечивает игроков занятостью и зарплатами. «А если мы будем хорошо играть, нам ведь пахать придется!» - объясняют новичку Харламову. «Пахать» означает усложнить себе жизнь, что эволюционно непремлемо. Харламов же предпочитает вырваться из этого «болота» и войти в историю.
Сквозной метафорой фильма является показанный в первых кадрах фильма бой быков и их укрощение искусным тореадором. Метафора практически превращается в реальность в сцене первой игры канадской суперсерии 1972 года. По замыслу режиссера знаменитые канадские игроки напоминают собой быков: здоровенные, поджарые, быстрые, безжалостные. Даже угрюмое выражение их лиц напоминает бычьи морды. Маленький же и юркий Харламов укрощает канадских быков, ловко отбирая у них шайбу и быстро проносясь между ними к воротам. «Я до сих пор не понимаю, как ты забил те две шайбы!» - признается Харламову легендарный Фил Эспозито и добавляет - «Мне бы твою технику!». «А мне бы твою силу и скорость!» - отвечает Харламов, напоминая своей непритязательностью героя «Матрицы» Нео.
Канадский постер Суперсерии |
Советско-канадская хоккейная суперсерия 1972 года до сих пор является культовым событием в новейшей канадской истории. Игрокам канадской сборной даже посвятили музей в Торонто. Рядом с музеем стоит скульптурная группа, изображающая хоккеистов. Учитывая, как в Канаде туго с поддержкой искусства, создание скульптурной группы говорит о многом.
Этой суперсерии посвящен популярный канадский сериал «Канада-Россия 72», который я недавно посмотрел. Сериал рассказывает о драматической подготовке к серии и о каждой из игр. В «Легенде №17» показана только первая игра суперсерии, которая закончилась с разгромным счетом 3:7 в пользу СССР. Игр всего было восемь. Канадцы выиграли часть из них (вторую игру, например, они выиграли со счетом 4:1) и, по общему зачету игр, канадцы в сложнейшей борьбе выиграли всю суперсерию. Фильм «Легенда №17» не содержит все эти детали, да они там и не нужны, поскольку его главный смысл – рассказать о том, как советская команда смогла заставить королей хоккея канадцев уважать себя. В этом смысле в фильме создана совершенно правдивая картина.
Канадский сериал дает представление о том, как суперсерия воспринимается в Канаде. В главном своем послании о признании силы советского хоккея оба фильма сходятся. Детали однако значительно разнятся. Так например, в канадском сериале продвигается весьма сомнительная мысль о том, что хоккей в СССР завез канадец в 1930 годах – я не смог найти подтверждения этой мысли в Интернете. Присутствие этой детали в канадском сериале подчеркивает один из его лейтмотивов: хоккей – это канадская игра, и все остальные страны, включая Россию, как бы хорошо они не играли, обязаны за это Канаде. Канада как бы изначально в этой игре выше любой другой страны, и этот взгляд разделяется многими канадцами. Спорное утверждение с исторической точки зрения, но восприятие игры в Канаде именно таково.
Памятник канадской команде в Торонто |
В канадском же стане тоже не все спокойно: подковерные политические игры, сомнения в своих силах, критика канадской игры сопровождают всю суперсерию. В одной сцене тренер канадцев «раскалывается», разговаривая с представительницей отдела внешних сношений Канады, которая критикует игру канадцев. «Так вы, интеллектуалы, хотите,чтобы мы проиграли!» - восклицает теряющий контроль над собой канадский тренер.
Один и тот же вопрос звучит в обеих лентах и показывает существенную разницу в восприятии мира сторонами. На пресс-конференции перед началом игр один «остроумный» канадский репортер спрашивает тренеров российской сборной: «Правда ли, что если ваша команда проиграет, то они все будут отправлены в ГУЛАГ?» В канадском сериале этот вопрос звучит вполне закономерно, ведь Россия – это такая дикая, варварская и тираническая страна! Этот же вопрос звучит и в «Легенде №17». Российские тренера там не выглядят такими дуболомами, а хоккеисты, услышав этот вопрос, с пониманием перемигиваются: что, мол, могут эти буржуазные неженки с промытыми мозгами знать о жизни брежневского СССР. Сталинские зверства закончены, культ личности осужден, у руля власти стоит молодой Брежнев, чья эпоха сейчас выбирается многими участниками российских социологических опросов, как время, в котором они хотели бы жить. Канадский же взгляд на Россию свидетельствует о точке зрения, которая уже устарела и не соответствует действительности.
Самая важная сцена в фильме «Легенда №17»
Посмотрев «Легенду №17» российский зритель уйдет из кинотеатра довольным: этот фильм – не только яркое и увлекательное зрелище, но и напоминание о нашем величии. А тот, кто подозревает в этой лести подвох, не может не заметить положительные изменения со времен убогих 1970-х - и тоже останется довольным. А как же иначе: жизнь в России с тех пор внешне явно изменилась к лучшему. Аэропорт «Шереметьево», который часто в кадре фильма, уже больше не уродливое одинокое строение, а целый комплекс со всеми современными удобствами и услугами. Российские хоккеисты сегодня не просто играют в НХЛ. Мастера типа Овечкина и Малкина это знаменитости, до которых многим канадским хоккеистам никогда не дорасти. Запад и заграница стали как никогда доступными и близкими для россиян, жизнь заграницей уже воспринимается не восторженно, а с большой долей скепсиса.
Однако, если вдуматься, патриотическое послание «Легенды №17» создает серьезный когнитивный диссонанс. Понять его помогает самая важная сцена фильма. Это не сцена побед советской команды. Менеджер НХЛ предлагает Харламову контракт на миллион долларов, но Харламов отказывается. Современные Харламовы поступают наоборот, для них именно такой зарубежный контракт, а не победа России, являются стимулами к росту. Почему талантливые люди бегут из современной России – вот над чем стоит задуматься посмотрев этот фильм.
No comments:
Post a Comment