Monday 19 August 2013

Об импрессионизме в фотографии

Храм Вознесения Господня, Йошкар-Ола, Россия.
Фото В. Смеловой и Д. Белоусова
Основатель импрессионизма в живописи французский художник Клод Монэ так объяснял свое искусство: «Меня не интересует объект, меня интересует то, что находится между мной и объектом». Иначе говоря, великий художник старался передать то мимолетное преходящее впечатление, которое создавали природные стихии вокруг объекта изображения (отсюда смысл слова «импрессионизм», то есть «впечатление»). К ним относились преломление изображения воздухом, различия в солнечном освещении объекта в разные часы дня, отражения в воде. К одним из важнейших достижений импрессионистов можно отнести то, как они изображали на холсте маслом воду и блики на ней – так точно и красиво передать средствами искусства эту сложную для изображения природную стихию не удавалось никому.

Клод Монэ. Руанский собор
Импрессионисты же активно исследовали изображение стихий, для чего любили работать на «пленэре», то есть на открытом воздухе, нежели в студии по памяти или по фото (хотя Монэ бывало использовал фотографии для того, чтобы не упустить детали, например при изображении сложного в архитектурном смысле Руанского собора). Импрессионисты достигли в этом высокого мастерства и широкого признания еще при жизни, стоит только вспомнить коммерческий успех серии из нескольки картин Клода Монэ, изображающих стог сена в разные времена дня и, соответственно, в разном солнечном освещении.

Клод Монэ. Стог сена поутру
Фотоработу российских фотографов Вероники Смеловой и Дмитрия Белоусова можно смело назвать импрессионистской. На фотографии изображено отражение Вознесенского собора города Йошкар-Олы в воде близлежащей реки Кокшаги. В сущности художникам удалось красиво и профессионально запечатлеть мимолетное радостное впечатление от собора, существовавшее всего долю секунды в солнечный теплый летний день.

Для того, чтобы лучше понять суть импрессионистского изображения, можно сравнить работу Смеловой и Белоусова со статическим архитектурным фотоизображением этого же собора. Это тоже очень удачная в своем стиле фотография, на которой мы видим то, как Воскресенский собор выглядел и, надеюсь, будет выглядеть еще много лет. Ключевое слово в описании этого изображения – статичность, в противоположность мимолетности импрессионизма.
Йошкар-Ола. Собор Вознесения Господня (неизв. фотограф)
Вознесенский собор был построен в 1756 году. Историк В. Стариков так поэтично описывает его в своей книге "Панорама старого города": "Церковь, словно белый корабль, плыла по реке и встала на понравившемся ей месте". Место это оказалось очень красивым и действительно благодатным - как в смысле религиозном, так и в творческом - что и оценили В.Смелова и Д. Белоусов!

За свою многовековую историю Вознесенский собор пережил упадок и разрушение, а также взлет и восстановление. В советские времена собор был закрыт, частично разрушен, затем в нем был открыт кинотеатр, пивзавод. В силу своего нравственного падения советские комиссары-безбожники восприняли православную религию и духовность за наркотический дурман, совсем как об этом отзывался Маркс, утверждая, что «религия – это опиум для народа», и подменили религию этим самым дурманом в виде советской кинопропаганды и пьянства!

К счастью история все расставила на свои места. Сейчас храм активно действует и переживает свое возрождение. В эти годы и, конечно же, в замечательный день Преображенья Господня мы глядим на фотографию неизвестного фотографа и радуемся новой жизни этого замечательного собора, а также на фотографию Смеловой и Белоусова и понимаем, что каждый момент существования этого собора, да и всей жизни на Земле, уникален и прекрасен!

No comments:

Post a Comment