|
Храм Вознесения Господня, Йошкар-Ола, Россия.
Фото В. Смеловой и Д. Белоусова |
Основатель импрессионизма в живописи французский художник Клод Монэ так объяснял свое искусство: «Меня не интересует объект, меня интересует то, что находится между мной и объектом». Иначе говоря, великий художник старался передать то мимолетное преходящее впечатление, которое создавали природные стихии вокруг объекта изображения (отсюда смысл слова «импрессионизм», то есть «впечатление»). К ним относились преломление изображения воздухом, различия в солнечном освещении объекта в разные часы дня, отражения в воде. К одним из важнейших достижений импрессионистов можно отнести то, как они изображали на холсте маслом воду и блики на ней – так точно и красиво передать средствами искусства эту сложную для изображения природную стихию не удавалось никому.
|
Клод Монэ. Руанский собор |
Импрессионисты же активно исследовали изображение стихий, для чего любили работать на «пленэре», то есть на открытом воздухе, нежели в студии по памяти или по фото (хотя Монэ бывало использовал фотографии для того, чтобы не упустить детали, например при изображении сложного в архитектурном смысле Руанского собора). Импрессионисты достигли в этом высокого мастерства и широкого признания еще при жизни, стоит только вспомнить коммерческий успех серии из нескольки картин Клода Монэ, изображающих стог сена в разные времена дня и, соответственно, в разном солнечном освещении.
|
Клод Монэ. Стог сена поутру |
Фотоработу российских фотографов Вероники Смеловой и Дмитрия Белоусова можно смело назвать импрессионистской. На фотографии изображено отражение Вознесенского собора города Йошкар-Олы в воде близлежащей реки Кокшаги. В сущности художникам удалось красиво и профессионально запечатлеть мимолетное радостное впечатление от собора, существовавшее всего долю секунды в солнечный теплый летний день.
Для того, чтобы лучше понять суть импрессионистского изображения, можно сравнить работу Смеловой и Белоусова со статическим архитектурным фотоизображением этого же собора. Это тоже очень удачная в своем стиле фотография, на которой мы видим то, как Воскресенский собор выглядел и, надеюсь, будет выглядеть еще много лет. Ключевое слово в описании этого изображения – статичность, в противоположность мимолетности импрессионизма.
|
Йошкар-Ола. Собор Вознесения Господня (неизв. фотограф) |
Вознесенский собор был построен в 1756 году. Историк В. Стариков так поэтично описывает его в своей книге "Панорама старого города": "Церковь, словно белый корабль, плыла по реке и встала на понравившемся ей месте". Место это оказалось очень красивым и действительно благодатным - как в смысле религиозном, так и в творческом - что и оценили В.Смелова и Д. Белоусов!
За свою многовековую историю Вознесенский собор пережил упадок и разрушение, а также взлет и восстановление. В советские времена собор был закрыт, частично разрушен, затем в нем был открыт кинотеатр, пивзавод. В силу своего нравственного падения советские комиссары-безбожники восприняли православную религию и духовность за наркотический дурман, совсем как об этом отзывался Маркс, утверждая, что «религия – это опиум для народа», и подменили религию этим самым дурманом в виде советской кинопропаганды и пьянства!
К счастью история все расставила на свои места. Сейчас храм активно действует и переживает свое возрождение. В эти годы и, конечно же, в замечательный день Преображенья Господня мы глядим на фотографию неизвестного фотографа и радуемся новой жизни этого замечательного собора, а также на фотографию Смеловой и Белоусова и понимаем, что каждый момент существования этого собора, да и всей жизни на Земле, уникален и прекрасен!
No comments:
Post a Comment