Friday, 16 August 2013

О портретах

Художники-портретисты приближаются к человеку
Посещение выставки «Убедительный взгляд: датские и фламандские мастера 17-го века и современные размышления» в галерее художественных искусств Ванкувера, а также беседа с умными людьми, заставили задуматься о том, в какую сторону развивается современное портретное искусство. (Страничку выставки в Интернете на сайте галереи смотрите здесь: http://www.vanartgallery.bc.ca/the_exhibitions/exhibit_persuasive_visions.html)

На выставке представлены довольно посредственные средневековые датские и фламандские портреты, впечатляющие современные портреты – увеличенные до гигантских размеров паспортные фотографии – а также не совсем понятные скульптуры.

Портрет определяется словарем как художественное изображение человека, в котором главным является лицо человека и его выражение. Цель портрета – зафиксировать внешность портретируемого, его характер и даже мимолетное изменение настроения.

Фламандские и датские портреты писались в эпоху, когда не было фотоаппарата. Художники пытались изобразить не только внешность, характер и настроение человека, но и его социальный статус, а также мировоззрение. Например, фламандские портреты писались в эпоху кальвинизма, который требовал от зажиточного человека скромности. В результате портреты богатых людей, которые только и могли себе позволить заказать такую работу, выглядят достаточно приглушенно, почти аскетично. Такие портреты рассказывают много о своих героях, изображая не только их внешность, но и большую часть их мира в прямом и переносном смыслах.

На выставке Томаса Раффа
Фотография вытеснила (но не уничтожила) искусство портрета. Однако современные художники – не те, которые работают под старину, а те, которые осмысляют действительность – рассказывают портретами уже совсем другую историю. В прошлое отошло изображение статуса и мировоззрения, на первый план выходит изображение социальной роли человека. Людей на Земле стало гораздо больше по сравнению с 17 веком, и ценность каждого в отдельности человека, и всех его переживаний, как бы уменьшилась. Для того, чтобы разглядеть человека художники увеличивают масштаб своих портретных произведений: фотографии, сделанные немецким художником Томасом Раффом, это увеличенные до нескольких квадратных метров в размере паспортные фото. Изначально паспортные фотографии имеют очень мелкий размер, но Томас Рафф дает нам хорошую возможность разглядеть людей, которые скрываются за этими вездесущими официальными изображеньицами. Это производит довольно сильный эффект – не только своим размером, но и эмоциональной непроницаемостью изображенных. Мы понимаем, что их человеческая сущность – характер, привычки, настроения, мировоззрения – скрыты где-то на самом дне их души, и не можем не ощутить солидарность с этими людьми, ведь в современном мире человек должен постоянно прятать свои истинные чувства. Этого требует рабочий этикет (вспомните дежурную рабочую улыбку), или, как в случае с паспортными фотографиями, правительственная организация, отвечающая за выдачу паспорта.

Цель паспортного портрета кардинально отличается от портретов фламандской эпохи. Сегодня это не символ статуса, или нечто, что должно было длиться веками. Паспортные фото служат определенное количество лет, пока паспорт действителен, и нужны они для идентификации владельца паспорта. Фламандские богачи, изображенные на портретах, не нуждались в идентификации, их многие горожане не просто знали в лицо, а должны были знать, чтобы вовремя показать свое почтение. Им не надо было носить свой портрет с собой, чтобы люди узнавали их. Фламандский купец шел по городу, а толпа расступалась перед ним и кланялась. А если же простолюдин не поклонится, то он мог и схлопотать от слуг господина. В современном западном обществе богатый человек уже не дождется такой чести, да и не станет ее ждать. Ему достаточно знать то, что он богат, и это знание, как и большая свобода возможностей, выделяет его от «простолюдинов». Современная тенденция состоит в том, что сегодня все – и богатые и бедные – должны быть равны перед законом, который и является самым настоящим господином в сильном государстве. А для представителей закона не важно знать социальный статус граждан, им важно точно идентифицировать каждого, чтобы каждый был ответственен за свои поступки, и не мог переложить эту ответственность на кого-то другого.

Не правда ли, красиво?!
Эти размышления заставляют меня задуматься о следующем шаге в развитии современного искусства. Понимая современную социальную тенденцию как уменьшение масштаба каждого отдельного человека, необходимость сокрытия каждым своей подлинной сути и в то же время важность точной идентификации каждого из нас, я прихожу к выводу, что следующим шагом в портретном искусстве легко может быть художественное изображение биометрических особенностей человека (радужной оболочки, отпечатка пальцев, модуляций голоса и т.д.), а впоследствии возможно и реальных ДНК. В конце концов, что, как не ДНК рассказывает о нас действительно все? Как я уже писал, анализ ДНК может поведать не только обо всех наших предыдущих поколений за сто тысяч лет существования человеческой генетической линии, но и о предрасположенности к болезням или определенному поведению, например, к сердечно-сосудистым заболеваниям или особой чувствительности к горькому вкусу (http://pomyslivden.blogspot.ca/2011/08/blog-post.html). Кроме того, нельзя не отметить, что с художественной точки зрения ДНК представляет из себя очень симпатичный материал! Творческому человеку не составит труда также интересно изобразить отпечаток пальца или радужную оболочку глаза, которые и будут нашими портретами в будущем. Какая разница, что моя ДНК не похожа внешне на меня – зато она содержит все мои секреты и дает возможность идентифицировать меня со стопроцентной точностью! А внешность можно и изменить.

No comments:

Post a Comment