Thursday, 3 October 2013

История про автобус

В том же стиле, только про автобус!..
Когда мой рабочий офис находился далеко от места, где я живу, я покупал проездной билет на автобус и ездил на нем на работу. Это было беззаботное, удивительное и счастливое время!

Имея проездной билет на автобус ощущаешь невероятную свободу передвижения по городу. Я садился на любой автобус по пути на работу и делал столько пересадок, сколько мне хотелось или позволяло время. В рабочие перерывы я ездил в любую часть города, которая меня интересовала. Такая высокая доступность позволяла мне быстро посещать места, в которых продаются нужные мне вещи или продукты по сниженным ценам, или где происходит распродажа. Таким образом я даже умудрялся косвенно экономить! Если где-то в городе происходил бесплатный концерт – популярное местное летнее развлечение – я ездил на автобусе туда во время рабочего перерыва, и таким образом культурно просвещался и получал эстетическое удовольствие. Само путешествие на автобусе мне было тоже в радость, потому что автобусы здесь удобные (они даже приседают для инвалидов с колясками!), свободных кресел в них днем много, а пассажиры встречались весьма колоритные, поскольку проезд в автобусе бесплатен для беднейших слоев населения (а именно они представляют собой самые любопытные объекты для наблюдения).

Затем наш офис переехал в другую часть города, которая находится очень близко к моему дому. Необходимость в автобусных поездках отпала, поскольку мне сейчас проще, приятнее и дешевле дойти до офиса и обратно пешком по свежему воздуху. Я перестал покупать проездные билеты. Когда мимо меня проезжали автобусы, я с приятной грустью смотрел им вослед: я и автобус когда-то неплохо ладили друг с другом, и он подарил мне много приятных и запоминающихся моментов.

Однако когда наш офис переехал близко к моему дому, он оказался очень далеко от дома моего канадского коллеги. Парковки вокруг нашего офиса теперь практически нет, а то, что имеется, стоит очень дорого. Коллега, который живет на другом конце города, немало жаловался мне на неудобства, которые он сейчас испытывает. Он пробовал бегать на работу, ездить на велосипеде, парковаться в близлежащих районах, но каждый раз решение проблемы не было для него успешным или убедительным, всегда находились серьезные аргументы против: когда он бежал на работу или ехал на велосипеде, ему надо было в офисе принимать душ и менять полностью одежду, когда он парковал свою машину далеко, ему надо было еще идти минут 10-15 от места парковки до работы и обратно, и так далее.

Глядя на то, как он мучается, я пожалел его и посоветовал ему купить проездной билет на автобус. На мой взгляд я должен был осчастливить его этим простым, но таким эффективным советом. Я чувствовал, что делюсь с ним очень важным секретом, который имеет большую ценность, но я давал ему его бесплатно. Про себя я говорил в этот момент примерно так: «Друг, в духе офисного сотрудничества и христианской взаимопомощи я помогу тебе решить твою проблему очень ценным советом. Я ничего не прошу взамен, я тебе просто дарю эту информацию. Продолжай радоваться жизни и поминай меня в своих молитвах, в которых ты будешь благодарить своего Бога за все то счастье, с которым ты столкнешься, когда ты приобретешь возможность ездить на автобусе свободно!»

И вот важный момент: я рассказал ему о своем прекрасном «автобусном» опыте, и секрет, как голубь, был выпущен на свободу. Коллега задумался, и я прочитал по его лицу, что мысль ему показалась интересной и стоящей испытания. Вскоре он мне сообщил, что он купил проездной билет и стал ездить на работу на автобусе.

В эти дни я глядел на него испытующе, спрашивая про себя: «Друг, ну как, ты испытываешь то же самое счастье, что испытывал и я?» Я понимал, что человеку нужно дать время, чтобы полностью осознать, как замечательно улучшилась его жизнь, сколько новых возможностей перед ним открылось, но мне не терпелось услышать горячие слова благодарности. Что поделать, я всего лишь слабый человек, и ничто человеческое мне не чуждо, особенно удовольствие от заслуженной благодарности. Я не сомневался в том, что я услышу эту благодарность, ведь иначе и быть не может!

Однако иначе быть могло, и судьба нанесла моим благим мыслям тяжелый удар. Вместо того, чтобы видеть, как лицо моего друга теперь всегда расплывается в глуповато счастливой улыбке и осознавать свою причастность к этому, я с большим огорчением и недоумением стал замечать, что оно наоборот стало как-то вытягиваться и мрачнеть. Больше не было этих восторженных рассказов о его семье, блеска в глазах. Какая-то злая сила как будто вынула из него душу, чтобы наказать его неизвестно за что и поиздеваться надо мной. Затем начались пропуски рабочих дней. Официальной причиной называлась болезнь, постигшая сначала самого коллегу, а затем одного за другим всех членов его довольно большой семьи. Но под прикрытием болезни могло происходить все, что угодно, доверять официальной версии пропусков, особенно на работе, не стоит. Я стал волноваться и про себя стал с тревогой спрашивать: «Что случилось, друг, что за несчастье тебя постигло, что встало препятствием на твоем пути к обновленной и радостной жизни?»

Наконец после длительного отпуска «по болезни» мой коллега снова появился в офисе. Он выглядел похудевшим и сильно измученным, лицо его было изнурено какими-то сильными внутренними переживаниями неприятного свойства, на нем появились новые морщины, блеск его глаз потух. С сильным внутренним трепетом я попросил его объяснить, что это была за «болезнь», и пообещал ему, что он мне может доверить любую свою тайну, какая бы не скрывалась под словом "болезнь" – со мной она будет в безопасности.

Это действительно была болезнь, ужасный и какой-то особенно коварный вирус гриппа, который не поддавался никакому лечению, и поразил сначала его, а потом через него перешел на всю его семью. Мой коллега верил, что подцепил этот вирус в автобусе. «Ты видел, кто там ездит?» - спрашивал он меня и продолжал взволнованно, - «Это же бомжи, пьяницы, отребье общества. Я ничего не имею против этих людей, но в то же время я рад, что я не заболел туберкулезом!»

Я придержал свою немедленную реакцию: «Да, но насколько это колоритные типажи! Разве они не наводят тебя на важнейшие размышления об антропологии поведения человека, поставленного судьбой в тяжелые условия, разве ты не наблюдаешь воочию пресловутые контрасты и гримасы этого общества, разве ты не задумываешься о благодарности, которую мы должны воспеть в своих молитвах за свое успешное положение? Разве тебе не приходили в голову все эти мысли?». Но конечно же я понимал, что никакие сильные эмоциональные впечатления, глубокие размышления и далекоидущие выводы, каждый из которых достоин отдельной объемной статьи в блоге или личном дневнике, не могут в его глазах оправдать тяжелую форму гриппа, которая поразила всю его семью.

Но коллега на этом не остановился и нанес еще один мощный удар по моей тонкой душевной организации: «А еще я читал в газете, что в некоторых автобусах на сиденьях обнаружены клопы! Теперь многие автобусы снимают с рейсов и подвергают тотальной дезинфекции. Ты ведь сейчас не ездишь на автобусе на работу, ты об этом не слыхал, но может ты заметил, что автобусов сейчас в городе гораздо меньше. Часть из них проходит эту самую дезинфекцию, и руководство автобусного парка думает о том, чтобы продезинфицировать все автобусы без исключения! Я лучше буду вставать в четыре утра и ходить на работу пешком, чем ездить на таких автобусах!»

Свою взволнованную тираду он закончил торжественным обещанием никогда больше не ездить ни на автобусе, ни на такси, ни на каком другом виде публичного транспорта и предостерегать всех, кто это делает, об опасностях, которые таятся в этом, на первый взгляд, безобидном занятии. Он поблагодарил меня за то, что я открыл ему глаза на эту доселе скрытую от него социальную проблему. Ранее у него были какие-то радужные представления на этот счет, но воспользовавшись услугами городского транспорта регулярно в течение месяца, он больше не питает никаких надежд и сентиментов. Ужасающее положение общественного транспорта предстало перед ним во всем своем неприглядном виде. Он теперь гораздо лучше понимает эту социальную проблему и то, что она является серьезнейшим препятствием на пути создания в нашем городе удобной, безопасной и дружелюбной общественной атмосферы.

О, мой дорогой канадский друг, твоя бурная и неожиданная реакция напомнила мне старинную народную мудрость, гласящую "что хорошо русскому, то немцу – смерть!" Поддавшись мимолетной и случайной слабости ты не смог оценить мой замечательный подарок и надругался над моими счастливыми и сентиментальными воспоминаниями. Ты, подобно слону в лавке, разбил все те тонкие и изящные мысли и чувства, которые царили в таком прекрасном порядке в моей голове. Ты так и не понял, на что смотреть, к чему стремиться, и что в этом мире может принести твоей душе радость и умиротворение, что шире раздвинет горизонты твоего человеческого познания, и что поразит тебя, букашку, величием и разнообразием окружающего удивительного мира! Поездки на автобусе стали табу для тебя. Для меня же табу стали полные благих намерений советы, которых у меня хватает в отношении этого несовершенного и несчастного мира. Он вполне удовлетворен собой и шествует своим неправедным и узким путем даже не замечая широкой, свободной и удобной дороги, бегущей рядом. Кто я такой, чтобы наставлять тебя на путь истинный? Мы будем шествовать так и далее по жизни: бок о бок и вполне довольные своими – и такими разными – условиями!

1 comment: