Wednesday 23 October 2013

Почему фильм "Сталинград" не получит "Оскара"

"Сталинградская" клюква в цвету!
Российский кинематограф по-прежнему жаждет покорения Америки за счет получения кино-премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Однако фильм «Сталинград», который выдвигается от России на эту премию, вряд ли будет оценен американскими киноакадемиками. Его проблема уже навязла в зубах: американцы не ценят зарубежное вторичное сырье, созданное по принципу «Мы тоже можем как в Голливуде!..» В данном случае режиссер Федор Бондарчук хочет показать Америке, что Россия тоже может производить зрелищное высокобюджетное кино про переломные моменты истории в технологии IMAX 3D. Однако в этом переслащенном коктейле нет места одному важному ингридиенту – содержанию, которое бы заставляло зрителя всерьез задуматься об этом драматическом моменте Великой Отечественной войны.

По каким-то причинам здоровое, в общем, российское желание «догнать и перегнать Америку» принимает часто самые нелепые и бесперспективные формы.

Фильм «Сталинград» вполне мог бы претендовать на признание киноакадемиков, если бы в нем была предпринята попытка осмысления истории битвы за Сталинград 1942-1943 годов. Тем для острого и важного разговора здесь достаточно. Как так произошло, что фашистские войска дошли до Волги? Почему на стороне фашистов сражались до полутора миллиона русских? Почему победители в величайшей из войн человеческой истории живут хуже побежденных? Важных и острых вопросов много, но ни на один из них фильм Бондарчука не пытается дать ответ. Вместо этого важного разговора зрителю предлагается развесистая клюква «драматической истории любви на фоне грандиозной битвы» с какими-то позднесоветскими намеками на "сильного врага" и "не всегда правильное поведение советских солдат".

Удивляться на самом деле здесь не чему. В смысле остроты и смелости этот проект был мертворожденным, как и все, к чему в последнее время прикасается рука путинского режима. Поддержку этому дорогостоящему проекту оказал федеральный Фонд Кино, представляющий интересы тех, кого заботит сокрытие исторической правды о Великой Отечественной войне, нежели ее раскрытие. Острому разговору в этом междусобойчике не было места, а соответственно не будет места и перспективам получить какие-либо желаемые награды. Единственное, чего добился Бондарчук, это заработать денег в российском прокате за счет зрелищности, в который раз пошленько потешить уязвленное имперское "диванное" самолюбие россиян, и доказать, что «Мы тоже можем как в Голливуде!...» - факт, который не интересует никого в мире международного кинематографа. Более того, если есть формула провала для профессионально амбициозного проекта, то она именно так и звучит.

Смысл принципа «Мы тоже можем как в Голливуде!..» сводится к бездумному повторению худших голливудских штампов. Это своеобразное кинематографическое рабство, в которое режиссер с готовностью идет и зовет с собой всех зрителей. Цель этого обмена - заставить народ хавать ложь, которая разработана во властных коридорах согласно недалеким представлениям политиков об искусстве. С другой стороны подобное соглашение режиссера с властью недвусмысленно дает понять, что разговаривать на серьезные темы он не готов, уважения к этим темам и к своему зрителю он не испытывает, а интересует его только "пачка печенья да банка варенья", то есть премии, деньги и доступ к дорогим кинематографическим «игрушкам», вроде IMAX 3D технологии.

В данном случае я думаю, что Федор Бондарчук просто связался с плохой компанией. Ведь делал же он интересное кино про войну в Афганистане, участвовал в остросоциальных проектах вроде фильма «Два дня», помогал переосмыслить российскую историю в фильме «Шпион». Печально, что в этот раз Бондарчук пошел на поводу у кремлевских «идеологов» и направил свой несомненный талант в заранее обреченное на провал русло, каким является фильм «Сталинград».

Соответственно, на вопрос, смотреть ли такое кино, я отвечаю так: скачать с интернета и смотреть бесплатно, чтобы просто иметь представление об этом не самом удачном этапе творчества неплохого в общем режиссера Федора Бондарчука. Платить за эту ерунду ни в коем случае не стоит!

14 comments:

  1. Вот ведь, а мы на эту ерунду собрались сходить, глупые мы россияне.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Почему же не сходить, сходите. Может даже зрелище разрывающихся над головой снарядов вам понравится. Но Оскара ему не видать!

      Delete
    2. Перечитала еще раз твой пост, но так и не смогла понять - смотрел ли ты фильм? Мы, с твоего разрешения, сходили, хоть и страшно было. Что я могу сказать? Если коротко - за Бондарчука не стыдно. И секса там, кстати, нет, только намеки.

      Delete
    3. Нет, фильм не смотрел и вряд ли буду. Судя по рецензиям он не затрагивает ни одной темы, которая мне интересна. А жаль! Зрелищной же развлекухи в формате IMAX я уже видел много (у нас в десяти минутах ходьбы от дома крупнейший в провинции IMAX кинотеатр)

      Delete
    4. Ясно. Не смотрел, но осуждаю. ;)) Мы, кстати, смотрели в формате 2D. Как и ты, за развлекухой не очень-то гонимся. :))

      Delete
    5. А как ты думаешь, Оскара этот фильм получит?

      Delete
    6. Мне кажется, нет. И вообще, спасибо за тему - когда бы еще так пообщались? ;)

      Delete
  2. Но дело же не только в "Оскаре". Не Оскаром единым. Я фильм не смотрела и не собираюсь, потому что все рецензии, которые читала, создают ощущение, что это чистой воды бредятина. Меня возмущает, что такие фильмы в принципе имеют место быть, и снимают их русские люди. Не иностранцы, про которых всегда можно сказать: "Да что они про это знают!? Куда лезут?" - а свои, где в каждом доме есть или был человек, ТАМ побывавший.
    У меня дедушка под Сталинградом воевал, там и ранили его.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Оскар для Бондарчука очень важен, я читал, что даже фильм выпустили пораньше, чтобы "на церемонию успеть". А насчет бредятины - правда о войне сейчас в России никого не интересует, вот и снимают секс под артобстрелом. Если помнишь, куратор этого проекта - Сурков. Он заявил о себе как литератор очень похожим романом "Околоноля" Там тоже навалом какого-то дикого секса!

      Delete
    2. Очень с Вами согласна! Практически полностью. Правда, Бондарчука (младшего) не считаю талантливым. Все его фильмы пропитаны дешёвым пиаром, американщиной и ложью, включая "Девятую роту", где эффекты преобладают над сутью и правдой. Талантом здесь и не пахнет. И очень печально, что Ф.Бондарчук рассчитал свой фильм на подрастающего зрителя, ведь его смотрели и ветераны, и люди среднего возраста. В том кинозале, где я присутствовала, никто не аплодировал во время титров. Вот моё впечатление от просмотра фильма "Сталинград".
      11 октября 2013 г. в кинотеатре "Мир" города Орска состоялась премьера фильма Фёдора Бондарчука "Сталинград". У входа в зал стояли контролёры, облачённые в военную форму. Перед началом сеанса всем выдали специальные 3D-очки. Я зашла уже в тот момент, когда зрители слушали выступление ветерана ВОВ, участника Сталинградской битвы. Низкий ему поклон и крепкого здоровья... Скажу прямо: это было самое интересное из всего увиденного и услышанного. Зал аплодировал стоя.
      Теперь о фильме. Сказать, что он не понравился - не сказать ничего. Уже с самого начала просмотра весь зал окунулся в спецэффекты, на что, собственно, и был рассчитан весь фильм. Сюжетной линии, которую я всё же пыталась выстроить у себя в голове, просто не было. Ни предыстории, ни того, что значила Сталинградская битва для всей страны, для Сталина, для советского народа, для Гитлера, в конце концов, - ничего этого не было. А для молодого поколения вообще было непонятно: что к чему. Страны своей в этом фильме ( а своей страной я называю СССР - страну, в которой я была рождена и которой меня лишили бездари, подобные Фёдору Бондарчуку, преступники, предатели Родины) я так и не увидела. А хотелось бы... Нет желания пересказывать фильм, поскольку он совершенно поверхностный. В целом, зацепиться не за что. Начало и конец - повествование от лица СЫНА главной героини фильма - Кати, который работает в МЧС России и оказался при исполнении службы в Японии, в Фукусиме, для устранения последствий ЧС. Причём здесь Япония? Ума не приложу... После такого странного начала переносимся в Сталинград. Главные герои: пятеро "мужиков", так называемых отцов сына Кати. Почему их пятеро - это понятно и без пояснений. Все они защищали Катю. С немецкой стороны был офицер вермахта, который влюбился в русскую девушку Машу. Хотел её спрятать, но русский снайпер её убил как предательницу. И разъярённый офицер решил, во что бы то ни стало, разбомбить дом, в котором находился тот самый снайпер. Катю тоже припрятали в другом доме, а все русские пятеро мужиков погибли. Фильм сопровождался эффектными взрывами, оглушающими звуками, тёмно-синим компьютерным колоритом. На протяжении всего просмотра в воздухе летали ошмётки бумажной золы, словно после извержения Везувия. А замедленные съёмки солдат в бою напоминали дешёвый американский фильм "Матрица". Во время титров звучала песня, исполненная Земфирой. Зачем??? Почему??? Что, достойнее исполнителей не нашлось???
      Короче, Фёдора называть Фёдором я уже не хочу. Как на всех стенах и на памятнике в фильме были написаны имена, у меня возникает желание написать: "Федя, ты лох!"
      В конце сеанса я одна подошла к ветерану и поинтересовалась: понравился ли ему фильм? На что он ответил: "Честно говоря, нет". Я поддержала его: "Мне тоже фильм не понравился. Кинематография опустилась нынче дальше некуда. А Вам - огромное спасибо и низкий поклон". Мы распрощались.
      Мне ужасно стыдно перед этими седовласыми людьми за такие бездарные фильмы. Почему же Вам, Федя Бондарчук, Вам, Никита Сергеевич Михалков, Вам, Никита Владимирович Высоцкий и т.д. и т.п., не стыдно за своих монстров?............

      Delete
    3. Здравствуйте, спасибо за ваш интересный комментарий! Мне кстати очень интересно, был ли хоть один русский на ликвидации аварии в Фукусиме? Во всяком случае я не слыхал ни о чем подобном. Или просто Бондарчук хотел цинично нажить капитальчика еще на одной катастрофе?

      Delete
    4. Здравствуйте! На сколько мне известно, помощь российской стороны выражалась в поставках некоторых видов оборудования, измерительных приборов и материалов. Скрывать не буду,ничего не знаю по поводу того, был ли хоть один русский при ликвидации последствий самой аварии в Фукусиме. Но даже если это был художественный вымысел Ф.Бондарчука, то он абсолютно чудовищный, на мой взгляд, и никакого отношения, даже в том контексте, что нам преподнесли, к Сталинграду не имеет. Скорее всего, Ваша версия в плане "цинично нажить капитальчик еще на одной катастрофе" здесь вполне допустима и объяснима. Нынче у таких, как Ф.Бондарчук, отсутствуют понятия: " патриотизм", "Родина", "честь", "совесть" и т.д. и т.п. Есть только огромная жажда "хапнуть" деньжищ, славы ( пусть и дешёвой), даже если придётся пройтись по трупам или, что более кощунственно, - по памяти ещё живых ветеранов о тех людях, которые отдали свои жизни ради таких вот ничтожеств,как Федя, а то и ради чудовищ похлеще... Печально...

      Delete
  3. Это самый страшный позор для России. Снимать такое и показывать живым ветеранам! Стыдно было даже по сторонам смотреть, выходя из кинотеатра. Было то неловкое чувство, будто этот чудовищный фарс снял я и теперь виноват перед россиянами. Коммерческая карамельная попсовая туфта, снятая под чувства патриотизма русского народа.

    ReplyDelete
  4. МОСКВА, 20 дек — РИА Новости. Девять фильмов претендуют на премию "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке" (Best Foreign Language Film) — "Сталинград" Федора Бондарчука не вошел в этот список, сообщается на официальном сайте награды.

    РИА Новости http://ria.ru/culture/20131220/985544043.html#ixzz2o3wRMchh

    ReplyDelete