Wednesday 30 July 2014

О визите на остров Габриола

Удивительный пейзаж Габриолы
На канадский островок Габриола, который находится между огромным тихоокеанским островом Ванкувер и Северо-Американским континентом, я ехал, чтобы увидеть загадочные индейские петроглифы. Их я увидел, и впечатление они произвели сильное, хотя внимания оказалась достойна и уникальная геология острова, которая проявляется в его весьма необычных и красивых каменных образованиях. Возможно, что их присутствие и заставило древних индейцев выбрать именно Габриолу своеобразным эпицентром своей неповторимой наскальной живописи в Британской Колумбии.
Габриоле и всем островам пролива Джорджия характерны мягкий северо-средиземноморский климат, природная чистота, красота, разнообразие и богатство животного мира, особый расслабленный образ жизни (West Coast life style). Когда попадаешь на эти острова, понимаешь, почему при всей противоречивости вопроса, защита окружающей среды имеет все-таки важнейшее значение в жизни человека, и почему местное население выбрало представителя партии зеленых – единственного в канадском парламенте – защищать свои интересы.
Следы хиппи
Какой там чистый воздух! Таким воздухом я дышал только в детстве, когда проводил летние месяцы в пионерском лагере, расположенном в глубине соснового леса. Острова Пролива частично, но не плотно заселены: на них селятся пенсионеры, фермеры, свободные художники. Производства здесь нет никакого, и работать здесь не на кого. Здесь также живут некоторые канадские знаменитости: всемирно известный художник-анималист Роберт Бейтман (о нем и его творчестве я писал здесь http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/05/blog-post_23.html), популярный исполнитель детских песен Раффи и т.д. Раньше здесь было много хиппи, которые бежали от технократической цивилизации поближе к природе и к возможности беспрепятственно растить коноплю. Следы этого культурного движения до сих пор ощутимы на островах, в негустой толпе населения которых можно увидеть довольно большое количество всяческих маргиналов, вроде мужчин с фиолетовыми ногтями или женщин, одетых как ведьмы из книг про Гарри Поттера.
Необъяснимые каменные образования
До того, как западная цивилизация пришла на эти острова, их тысячелетиями населяли индейские племена Салиш. Климат здесь настолько мягкий, и природа настолько богатая, что у индейцев Салиш не было проблем с выживанием и пропитанием. У них даже оставалось время на искусство, и они создавали свои тотемы, наскальную живопись, украшения. Неповторимый и легко узнаваемый салишский стиль сегодня – яркое культурное наследие индейцев и источник многочисленной местной сувенирной продукции.

Петроглифы встречаются по всей Британской Колумбии, но на острове Габриола их особенно много. Известно, что наскальная живопись – это не искусство в понимании тех, кто его создавал. Это символы религиозного благоговения, которые с одной стороны указывали на особенные, святые места в природе, а с другой – должны были вселять в «простых смертных» религиозный ужас и удерживать их от этих святых мест подальше. Полновластными хозяевами в мире петроглифов были только шаманы.
Как будто тесто поднялось и застыло
Однако что же заставляло древние народы выбирать те или иные места для поклонения? Почему индейцы испещрили петроглифами остров Габриола и не оставлили практически ни одного петроглифа на других Островах Пролива? На этот вопрос нет единого научного ответа. Эзотерики считают, что в местах, подобных Габриоле, существует «особая энергетика». Я не эзотерик и думаю, что имеются гораздо более материальные причины, вызывавшие особо трепетное отношение первобытных народов к таким местам. Бросающаяся в глаза своеобразная геология острова могла стать такой причиной.
Внутри Галереи Маласпина
Берега Габриолы состоят из твердого песчаника – зацементированных горных пород и органических останков. Внутри этого песчаника имеется множество пузырчатых полостей, как в тесте, которое хорошо поднялось. «Прошерстив» несколько статей о геологии Габриолы, я так и не нашел вразумительного ответа, который бы объяснил наличие этих пузырей. Со временем песчаник Габриолы разрушался под воздействием окружающей среды. Он размывался, обнажая свои внутренние округлые полости. Они разнятся по размеру от пары сантиметров до нескольких метров в диаметре и выглядят очень удивительно, заставляя подумать о мгновенно застывшей пузырящейся кипящей вулканической лаве, хотя геолог Ник До утверждает, что вулканической активности в этих местах никогда не было (http://www.nickdoe.ca/pdfs/Webp27c.pdf).

Если уж мы со всем нашим научным арсеналом, так и не можем четко объяснить наличие этих округлых полостей в скалистых берегах Габриолы, то неудивительно, что на первобытные индейские племена вид застывших пузырей в скалах наводил религиозный трепет и восторг.

На одном из берегов острова, в так называемой Галерее Маласпина, песчаниковые берега обнажили огромные полусферические пещеры, на гладких куполообразных стенах которых красиво играют солнечные блики, а чуть ниже уровня воды спокойно устроились разноцветные морские звезды. Внутри этих пещер очень уютно и красиво. Справочники сообщают, что раньше в этих пещерах индейцы хоронили своих самых храбрых воинов, и доступ к пещерам был только у шаманов. Козырек пещер нависает над водой на высоте 2-3 метров и служит прекрасным трамплином для тех смелых ныряльщиков, которые не боятся холодной океанической воды. Таких ныряльщиков там много. Не выдержав искушения нырнул и я, приятно освежившись в жаркий день.
Петроглиф: музейная копия
Главный источник информации по петроглифам Габриолы, книга «Габриола: остров петроглифов» ученых Мэри и Тэда Бентли (Mary and Ted Bentley) сообщает, что около 120 сохранившихся петроглифов встречается по всему острову, но чаще всего они находятся в устьях рек, на берегах, а также внутри острова в местах обнажения скал. Некоторым из них до пяти тысяч лет (последние были сделаны в 1920-х годах), и многие истерты почти до основания, поросли мхом или находятся в частных владениях жителей острова. Таким образом, открытого доступа к большинству петроглифов острова нет. «Вживую» увидать несколько петроглифов можно лишь в паре мест. Чтобы сохранить все это уникальное наследие и дать к нему доступ широкой публике, ученые сделали точные цементные копии со всех петроглифов острова и собрали эти копии в Музее острова Габриола.
Музейная копия
Даже в виде копий петроглифы Габриолы производят сильное впечатление. Для того, чтобы их лучше увидеть, ученые сделали линии рисунков более глубокими. Изображения таким образом получились более выразительными и отчетливыми. Маленькие и в человеческий рост они изображают китов-касаток, людей и их части (руки, лица), неопознанных зубастых животных похожих на крокодилов, птиц, солнце, луну. Все эти простые изображения поражают какой-то своей сырой, грубой, эмоциональной мощью. Редкое прилагательное «примитивно-лобовое» хорошо описывает их эстетическое воздействие на зрителя. С помощью петроглифов древние индейцы довольно успешно сумели передать простые, но сильные чувства, которые их охватывали при попытке осмыслить те части окружающего их мира, которые они считали важными.
П.Пикассо, серия литографий "Бык"
Нельзя не отметить их разительное отличие от утонченных наскальных рисунков, найденных в испанской пещере Альтамира, французских Ласко, Шове и т.д. Известно, что когда Пикассо увидел изображения быка в пещере Альтамира, то он воскликнул: «Мы не придумали ничего нового!» Более того, затем он взялся исследовать «примитивное» искусство пещеры в своей знаменитой серии литографий «Бык», пытаясь постичь его силу и технику. Творческий процесс показывает, что он был недоволен своим артистическим трудом.
Первобытный рисунок быка, вдохновивший Пикассо
Первобытные изображения в этих пещерах отличаются одновременно простотой, и в то же время высокой художественностью, красотой. Когда я гляжу на них, мне становится совершенно понятно, что, во-первых, я так нарисовать никогда не смогу, а во-вторых, что их рисовали такие же люди, как и мы, просто они еще не изобрели холст и кисти. В смысле изобразительного искусства эти древние художники были даже гораздо более продвинутыми и талантливыми, чем современный средний человек. Наскальное искусство индейцев же другое. Его нельзя назвать красивым. То, что они изображали, может осилить и ребенок: все эти кругляшки вместо голов, палочки вместо тела, рук, ног и пальцев и т.д. Индейцы рисовали просто, как дети, но со взрослым глубоким и религиозным чувством.
Лошади из пещеры Шове, Франция
Сравнивая разные изображения многотысячелетней давности можно увидеть, что культурная развилка между, условно говоря, западно-европейским и незападно-европейским искусством уже была пройдена к моменту создания наскальной живописи, что ценности у первобытных художников были разные. Древних индейцев в основном интересовала внутренняя суть рисуемых ими объектов, тогда как древних западно-европейцев интересовала не только внутренняя суть, но и внешность изображения, его эстетическая красота. Я думаю, что отголоски этих тенденций можно увидеть в удивительной красоте средневекового западноевропейского религиозного искусства, в архитектуре, музыке, живописи, с одной стороны, и в восточных религиозных практиках, интенсивных изнутри, но скупых на внешние проявления, с другой стороны (православие, то есть христианство, популярное на Западе, но справляемое по византийскому или восточному обряду, я считаю «золотой серединой» между этими двумя тенденциями, которая характеризуется одновременно и внешней красотой и глубоким духовным содержанием).
Олень из пещеры Ласко, Франция
Копии петроглифов, собранные в музее Габриолы, произвели на меня сильное впечатление, но мне хотелось увидеть «подлинники». Директор музея направила нас к одному из ближайших мест, где их можно было найти. Оно по странному совпадению находилось рядом с местной церковью «Всех религий» (Gabriola United Church). Я добрался туда быстро. Двухминутная прогулка внутрь леса, и вот, вдруг на плоских скалистых проплешинах вдоль тропы я увидел поросшие мхом и засыпанные хвоей большие и несомненные изображения касатки, солнца, странного животного. Чуть поодаль, располагались какие-то странные кривые линии помельче. Они были тоже явно искусственного происхождения. Это чудо лежало под ногами просто так.
Петроглиф Габриолы, настоящий
Я смотрел на эти незатейливые рисунки в их естественном оформлении и... не мог оторваться от них! Загадочные послания древних авторов выглядели удивительно и притягательно. Был бы я индейцем, я бы наверно упал на колени перед этими петроглифами и возблагодарил в молитве высшие силы за удивительную красоту и богатство этого мира. Я не индеец, а европеец, поэтому падать на колени я не стал, но 103 псалом, в котором в очень поэтичной форме раскрываются премудрость, могущество и величие Бога как Творца Мира, вспомнил (http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_ps103.htm). Текст этого псалма оказался очень подходящим для охвативших меня в тот момент чувств. Там даже есть строка про кита, которого Бог сотворил «играть в море»!
"Там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем" (Пс. 103:26)
Все-таки при всей разнице, в своей душе люди Земли очень похожи друг на друга. Нас всех объединяет в том числе и восторг перед удивительным разнообразием этого хрупкого мира и его потрясающей красотой. Петроглифы – искусство таинственное, со многими смыслами, но я уверен, что этот восторг оно тоже выражает.

1 comment:

  1. На фотографиях действительно песчаники. Стратиграфически, они относится к группе Нанаймо, которая также включает конгломераты, алевролиты, сланцы и уголь. Всё это отложения позднемеловой эпохи Сантонского-Маастрихтского веков (86-65 млн лет). Пустоты на поверхности - результат современного выветривания в приливной зоне. Они довольно распространены и напоминают соты (http://en.wikipedia.org/wiki/Honeycomb_weathering). Вот ссылка на статью и тезисы об этом процессе на местных берегах (к сожалению, полный текст статьи по-русски пока не доступен):

    Mustoe, G.E. (2010) Biogenic origin of coastal honeycomb weathering. Earth Surface Processes and Landforms, Vol. 35, Issue 4, pp. 424-434.

    Abstract:
    Honeycomb weathering occurs in two environments in Late Cretaceous and Eocene sandstone outcrops along the coastlines of south-west Oregon and north-west Washington, USA, and south-west British Columbia, Canada. At these sites honeycomb weathering is found on subhorizontal rock surfaces in the intertidal zone, and on steep faces in the salt spray zone above the mean high tide level. In both environments, cavity development is initiated by salt weathering. In the intertidal zone, cavity shapes and sizes are primarily controlled by wetting/drying cycles, and the rate of development greatly diminishes when cavities reach a critical size where the amount of seawater left by receding tides is so great that evaporation no longer produces saturated solutions. Encrustations of algae or barnacles may also inhibit cavity enlargement. In the supratidal spray zone, honeycomb weathering results from a dynamic balance between the corrosive action of salt and the protective effects of endolithic microbes. Subtle environmental shifts may cause honeycomb cavity patterns to continue to develop, to become stable, or to coalesce to produce a barren surface. Cavity patterns produced by complex interactions between inorganic processes and biologic activity provide a geological model of "self-organization". Surface hardening is not a factor in honeycomb formation at these study sites. Salt weathering in coastal environments is an intermittently active process that requires particular wind and tidal conditions to provide a supply of salt water, and temperature and humidity conditions that cause evaporation. Under these conditions, salt residues may be detectable in honeycomb-weathered rock, but absent at other times. Honeycomb weathering can form in only a few decades, but erosion rates are retarded in areas of the rock that contain cavity patterns relative to adjacent non-honeycombed surfaces.

    ReplyDelete