Friday 25 July 2014

Жанровые особенности «готических» произведений Эдгара По. Часть 2

Знаменитый постер парижского кабаре "Ша Нуар" -
вероятно навеян впечатлениями от "Черного кота" Э.По
Напряженность повествования – характерная черта «готической» литературы

Произведения классиков «готической» прозы и «готические» новеллы Эдгара По объединяет напряженность повествования (suspense). Так, Ладыгин подчеркивал, что для «готических романов характерно авантюрное настроение» [1, с. 27]. Литературовед Соловьева делала особое ударение на том, что для произведений классиков английской «готической» прозы (в особенности для романов Анны Радклифф) характерна высокая степень драматизма повествования [2].

Известный советский литературный критик С.Динамов обращал особое внимание на сюжетную напряженность новелл Эдгара По: «С первых же строк овладевая вниманием читателя, писатель до последних не ослабляет напряжения, он усиливает его, доводя до крайней точки, к финалу» [3].

Это высказывание подводит нас к определению понятия напряженности в тексте. Оно было научно сформулировано исследователем Юдиной: «Напряженностью в тексте называют особую организацию лингвистических и экстралингвистических средств, обусловленную авторской интенцией, создающей у читателя максимальную концентрацию внимания и ожидания разрешения действия» [4].

Далее будут рассматриваться лингвистические и экстралингвистические средства создания напряженности в тексте новеллы Эдгара По «Черный кот». Для создания напряженности в этом тексте автор комплексно использовал графические, лексические, композиционные и синтаксические средства.

Особенности композиции «Черного кота», способствующие росту напряженности

Композиционная структура неотъемлемо присутствует в любом литературном произведении. Каждый автор распоряжается ею по-своему, используя ее для создания желаемого эмоционально-эстетического эффекта на читателя.

Основными элементами этой структуры являются а) описание темы, героев, фона, окружающей обстановки истории (exposition); б) развитие сюжета (story); в) кульминация (climax); г) развязка (denouement). Каждый из этих элементов выполняет особую роль в деле воздействия на читателя. В описании автор вводит тему, фон, главных героев, создает обстановку, то есть, подготавливает читателя к развитию сюжета. Сюжет содержит какие-либо действия, события, которые делают повествование более напряженным по мере его продвижения к кульминации. Обычная тенденция отражает развитие сюжета от его самой ненапряженной к самой напряженной точке, которая является кульминацией. Кульминация – это ключевое событие сюжета, которое проясняет отношения между остальными событиями, а также их роль в развитии характеров героев. Развязка включает событие или события, следующие за кульминацией и завершающие сюжет. Это момент, когда судьба главных героев проясняется. Развязка обычно предлагает читателю сделать некоторые выводы из истории. Итак, классический порядок оформления композиционной структуры таков: описание, развитие сюжета, кульминация, развязка [5].

Композиционные средства играют важную роль в создании напряженности в тексте новеллы «Черный кот». Этими средствами является нетрадиционный порядок расположения элементов композиционной структуры этого текста. Эдгар По специально расположил эти элементы особым образом, чтобы достичь максимального эмоционально-эстетического эффекта на читателя.

События новеллы расположены следующим образом (полный текст новеллы по-русски смотрите здесь http://lib.ru/INOFANT/POE/blackcat.txt): история начинается с сообщения рассказчика, что последующее повествование покажется читателю странным и маловероятным, но на самом деле события, которые будут описаны, совершенно обыкновенны и заурядны. Рассказчику они кажутся ужасными, читатель найдет их нелепыми. Из-за этих событий рассказчика считают сумасшедшим, и ему придется умереть.

Далее следует описание его жизни, начиная с юношества. В те времена главный герой был кротким и добрым молодым человеком, который вместе со своей женой любил и угождал множеству домашних животных. Среди них особо выделялся своим внешним видом, умом и привязанностью к хозяевам громадный черный кот, которого звали Плутон. Плутон напоминал хозяевам о старинном народном поверье, которое гласило, что все черные коты и кошки – это "изменившие свой облик ведьмы".

Со временем рассказчик спился и стал до такой степени угрюмым, раздражительным и нетерпимым, что начал бить любимцев, и даже жену, а однажды в порыве злобы вырезал коту глаз. Рассказчик начал испытывать к коту сильную ненависть. После того, как бывший любимец оправился от ран, рассказчик повесил его в саду.

Той же ночью его дом сгорел дотла, за исключением стены в изголовье кровати. На этой стене после пожара остался отпечаток в виде фигуры гигантского кота с петлей на шее. Однако рассказчик нашел тому вполне естественное объяснение: «кто-то перерезал веревку и швырнул кота через открытое окно... Возможно, таким способом он хотел меня разбудить. Когда стены рухнули, развалины притиснули жертву моей жестокости к свежеоштукатуренной перегородке, и от жара пламени и едких испарении на ней запечатлелся рисунок, который я видел».

Позже, будучи опять в состоянии запоя, рассказчик нашел себе нового любимца – такого же большого кота и без глаза, как Плутон. Животное начало всячески показывать свое расположение к хозяину, чем стало его сильно злить. Рассказчик признается, что эта злоба происходила от его ужасного страха перед новым котом.

Однажды в припадке раздражения, вызванного поведением кота, рассказчик совершил страшное преступление – убил жену. Он решил скрыть злодеяние и спрятать труп. После долгих размышлений он замуровал труп в стену подвала. С этого момента пропал и кот.

Пришедшая для расследования исчезновения жены полицейская комиссия не нашла бы ничего, если бы рассказчик не постучал палкой по тому месту, где он замуровал труп жены. Он был так уверен в своей безнаказанности. Неожиданно на этот стук из стены ответил чей-то странный голос. Полицейские решили разобрать стену, чтобы узнать в чем дело. За ней они увидели полуистлевший труп женщины. На ее голове сидел большой черный кот, который издавал эти звуки.

Таким кошмаром умалишенного является этот рассказ Эдгара По, который страдал от алкоголизма. Вполне вероятно, что эта история пришла ему в голову во время одного из его запоев, которые и свели его гораздо раньше времени в могилу. Одним из самых удивительных моментов истории является непреодолимое желание рассказчика постучать по месту, где была замурована его жена, в присутствие полиции. Это странное и противоречивое желание преступника раскрыть скрываемое им преступление, было подхвачено и гораздо более детально разработано Ф.М.Достоевским в великом романе «Преступление и наказание», где Раскольников сначала возвращается на место убийства старухи, без особых на то причин, а затем, без наличия достаточной для обвинения доказательной базы, признается в своем преступлении следователю Порфирию Петровичу. Достижением Эдгара По является то, что он распознал это противоречивое движение преступной души и впервые запечатлел его в своей новелле с большим количеством тонких правдоподобных психологических деталей.

Вышеизложенное дает основание расположить композиционные элементы новеллы в следующем порядке: а) развязка; б) описание темы, героев, фона; в) развитие сюжета; г) кульминация.

Как уже было отмечено, расстановка элементов композиционной структуры литературного произведения не бывает случайной, а начцелена на то, чтобы произвести необходимое автору эмоционально-эстетическое воздействие на читателя.

В начале новеллы, т.е. в ее развязке, рассказчик сообщает о том, что он страдает психическим заболеванием в серьезной форме, и что вскоре ему предстоит подвергнуться казни. Автор делает особое ударение на странном характере причин, приведших к такой печальной и незаурядной ситуации. Это, несомненно, заинтриговывает и озадачивает читателя, способствует концентрации его внимания. Захватив таким образом внимание читателя, автор развивает композиционную структуру новеллы таким образом, что движет ее к высшей точкой эмоционального напряжения – кульминации. Ожидание читателем разрешения действия новеллы становится все более и более напряженным. Новелла оканчивается на высшей точке читательского внимания и ожидания разрешения действия.

Следовательно, особый порядок расположения композиционной структуры новеллы «Черный кот» играет важную роль в создании напряженности ее текста.

Продолжение следует...

1. Ладыгин М.Б. Романтический роман. Пособие по спецкурсу. – М.: изд. Мос.Гос.Пед.Инст. – 1981. – 140 с.
2. Соловьева Н.А. У истоков английского романтизма. – М.: Изд. МГУ. – 1988. – с.96-97.
3. Динамов С. Зарубежная литература. Сборник статей. – М.: Художественная литература. – 1960. – с. 298.
4. Юдина Т.В. Напряженность и некоторые средства ее создания // Текст и его компоненты как объект комплексного анализа. Межвузовский сборник научных трудов. – Л.: ЛГПИ. – 1986. – с. 133-134.
5. Борисова Л.В. Практическое пособие по интерпретации текста. Проза. – Минск.: Вышэйшая школа. – 1987. – с. 10-16.

No comments:

Post a Comment