Thursday 17 July 2014

Летнее чтение: Загадки Емельяна Пугачева

Чудесные иллюстрации к повести
были созданы О. Гроссе (издание 1960 г.)
Из всех героев пушкинской «Капитанской дочки» (1836) Емельян Пугачев – самый сложный и парадоксальный. Удивительно, что душегуб и бунтовщик Пугачев описан там таким образом, что к нему сложно не испытать симпатию. Тот же Пушкин не находит хороших слов при описании бунтовщика в своей «Истории Пугачева» (1834). И хотя на страницах своего исторического труда о восстании автор не выставляет Пугачева положительным героем, вдруг на страницах художественного произведения на ту же тему, которое было опубликовано всего через два года после «Истории..», он описан совершенно противоположным образом. Это уже не столько злодей, смутьян, разбойник, бунтовщик и изверг, сколько вызывающий сочувствие, привлекательный и яркий, хотя и заблудившийся человек. Что заставило Пушкина изобразить Пугачева с сочувствием и симпатией? Каким был "смутьян" и "изверг" Пугачев на самом деле? О каких душевных тайнах российского народа нам рассказывает этот герой?
Пугачев выходит на крыльцо к народу,
который принимает его с хлебом и солью
Русский бунт и русская революция – близнецы-братья?

Пугачевское восстание было весьма привлекательным для молодой советской власти. За проявленный интерес к восстанию и за «правильную» подачу образа бунтовщика, Пушкина очень любили в СССР. Пика властной любви Пушкин достиг в год столетия своей гибели – в печально известном для российской истории 1937 году. Массовые торжества, на которые не жалели правительственных денег, доходили почти до истерики. (Хотя годовщина смерти – весьма странный повод для торжества!) В те годы родилась народная присказка: «А это кто будет делать, Пушкин, что ли?». Смысл этого издевательского вопроса состоял в том, что Пушкина в те годы в СССР было вокруг ненормально много.

Народные восстания всегда ценились советскими идеологами, которые видели в них систему и предпосылку свержения царского режима. Нашлось объяснение и тому, что пугачевское восстание, как и все другие народные восстания в России, провалилось: пугачевцы просто не были вооружены марксистско-ленинской теорией! Ленин верил, что было бы пугачевское восстание не стихийным, а освещеным революционной теорией о классовой борьбе, опиралось бы оно не на ненадежных крестьян, а на пролетариат больших городов, все могло бы закончиться совсем по-другому. Это отношение к пугачевскому восстанию Ленин выразил в своих работах «Проект программы нашей партии» и «Пятидесятилете падения крепостного права».

Пушкин писал, что русский бунт бессмысленен и беспощаден. Ленин его осмыслил в своих теоретических работах, объясняя и призывая революцию в России. А что же насчет беспощадности? В работе «Проект программы нашей партии» Ленин пишет: «Мы не стираем разницы между «российским бунтом, бессмысленным и беспощадным» и революционной борьбой». Иначе говоря, русская революция, хотя и освещенная ленинской революционой теорией, должна оставаться такой же беспощадной к своим врагам, как и русский бунт. Массовые советские репрессии 1930-х показали, что беспощадность была для советской власти не простым словом, а тем, во что она очень искренне верила, и чем она руководилась. Ленинские лидеры при надобности умело и эффективно раздували зверство, которое тлеет в глубине души русского, а точнее, российского народа.

Ленин учитывал эту темную особенность российского характера, теоретически обосновывая революцию и новое советское государство. При нем были созданы и наполнены первые концлагеря в России, ведущие мыслители были изгнаны из страны. Карательная составляющая молодого советского государства оказалась очень мощной: строители нового мира с радостью лично преследовали инакомыслящих, поддерживали их преследование со стороны государства. Истерика преследования особенно активно накручивалась при Сталине, когда происходили показательные суды, массовые репрессии, а центральные газеты пестрели призывами расстрелять врагов народа как бешеных собак, стереть с лица земли шпионов и предателей, не щадить империалистических гадин и т.д. Гонения стали широкомасштабными, и вся Россия разделилась на тех, кто сидел, и тех, кто их охранял, ничуть о том не жалея. Весь 20-ый век российский народ демонстрировал свою зверскость и беспощадность, в то время как другие страны, в первую очередь США, развивались. В результате Россия 20-ый век проиграла, а США его выиграли; победители величайшей из войн человечества живут гораздо хуже побежденных; лучшие мозги и огромные деньги бегут из России; лидеры мировых экономик избегают общения с российскими лидерами, беспокоясь за свою репутацию, в мире вводятся все новые экономические санкции против российской политической и экономической элиты и т.д.

Создается такое впечатление, что пока российское государство продолжает стимулировать дикость, зверскость и беспощадность в российском характере, успехов, спокойствия и процветания России не видать.
Совет Пугачева закончился пьянкой и распеванием грустных казачьих песен
Добрый Пугачев?

Почему же Пушкину пришло в голову изобразить Пугачева привлекательным? Все-таки этот человек покушался на царскую власть, освященную церковью, отправлял одним взмахом белого платка множество людей на казнь только за то, что они не хотели признавать его ложного авторитета. Такой человек не должен быть привлекательным. Он самозванец, вор и душегуб. При Пугачеве Пушкин и подобные ему аристократы болтались бы на виселице. Пушкин это понимал, и изобразил Пугачева соответственно бунтовщиком и злодеем в «Истории Пугачева». Но Пушкин со своим гениальным чутьем понимал, что фигура такого масштаба и популярности не могла быть плоской и однобокой. Ведь пошли же за Пугачевым казаки, крестьяне и те, кого мы сегодня называем национальными меньшинствами: башкиры, татары, мордва и т.д. Да так пошли, что заняли много крепостей, на много месяцев всерьез осадили Оренбург, хотели на Москву идти и с прусским королем Фридрихом воевать.

Я думаю, что создать привлекательный и вызывающий сочувствие образ Пугачева Пушкина заставила не какая-то творческая изощренность, а жизненные факты. В свои поездки для сбора материала к «Истории Пугачева» Пушкин наверняка собирался имея одну картину в голове. Но как это часто бывает, в ходе «полевых» исследований он выяснил совершенно неожиданную для себя правду. Покинув столичный и аристократичный Петербург и пообщавшись с народом – непосредственными свидетелями, а иногда и участниками пугачевского восстания, которому к тому времени было всего лишь около 60-лет – Пушкин понял, что Пугачева любили в народе, что он был артистически одаренным, веселым, по-своему благородным и справедливым, бесстрашным, эмоционально развитым, далеко неглупым человеком со своей логикой. Это был, выражаясь современным языком, очень харизматичный лидер, и что его было за что любить и уважать. Этот исторически правдивый образ Пушкин и решил создать в «Капитанской дочке», поскольку он понимал, что простое перечисление страшных событий бунта в «Истории Пугачева» не произведет того впечатления на читателя, какое на Пушкина произвело общение с народом. Возникшая перед ним сложная правда, которую он постарался передать в «Капитанской дочке», не понравилась царским цензорам, которые в политических вопросах предпочитали видеть мир в черно-белых тонах. Повесть в дальнейшем подверглась сильной критике, цензорским купюрам, ее было сложно опубликовать. Но сегодня мы имеем бессмертное произведение о сложной природе народного бунта против государства. В 21-ом веке «Капитанская дочка» читается так же свежо, как и в пушкинские времена, и имеет смысл не только в отношении России и ее народа, но и других стран.
Гринев и Пугачев: кто же из них орел, а кто ворон?
Пугачев: орел или ворон?

В своих разговорах с главным героем и дворянином Петром Гриневым бунтовщик Пугачев не признается открыто, что он самозванец, хотя читатель не имеет по этому поводу никакого сомнения. Возникает вопрос о мотивации Пугачева: что движет им в его восстании, которое обреченно на провал и жестокое преследование? Объясняет действия Пугачева калмыцкая легенда, которую он рассказывает Гриневу во время их совместного зимнего путешествия в одной карете в Белогорскую крепость. Путешествие вдвоем располагает к откровенности, и Пушкин дает возможность читателю заглянуть в самую глубину души Пугачева. Тот рассказывает калмыцкую легенду о вороне, который живет триста лет питаясь падалью, и об орле, который живет 33 года, но «пьет живую кровь». Когда орел пытается поклевать мертвечины, то понимает, что такая жизнь ему совсем не мила. «Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой крови, а там что Бог даст!» - заключает Пугачев. В ответ дворянин Гринев отвечает, что «жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину». Пугачев явно не ожидал такого ответа, он молча и с удивлением посмотрел на Гринева. Далее автор отмечает, что оба героя погрузились «каждый в свои размышления».

Смысл этого ключевого диалога в разнице ценностей между дворянином и бунтовщиком. Но почему герои, явно симпатизирующие друг другу лично, разошлись так кардинально в своем отношении к государству? На этот вопрос в тексте повести нет четкого ответа. Я полагаю, что образование, данное Гриневу пьяницей, бабником и бездельником французом Бопре все-таки дало о себе знать. Возможно, что и семейная дворянская честь оказалась не такой уж бессмысленной, какой она могла казаться молодому остолопу Гриневу. Пугачева же воспитывала калмычка, рос он в казацкой среде, где честью почитается верность не государю, а атаману. Разница в ценностях Пугачева и Гринева оказалась настолько драматической, что в положении выбора первый решил стать угрозой царскому престолу, а второй – его страстным защитником.
Разговор по душам
Рекомендация по поводу чтения на ночь: читать!

Я прочитал «Капитанскую дочку» в качестве «сказки на ночь». В школе я эту книгу читал невнимательно, совершенно ее не оценил и в результате забыл, а зря. Я получил удовольствие от литературного дара Пушкина и созданных им сюжетных коллизий, от неожиданной свежести этого произведения. Язык 19-го века, которым она написана, приятный и успокаивающий. Спал после чтения этой книги я замечательно. Всем рекомендую ее перечитать на ночь, несмотря на перечисленные выше факты, которые частично раскрывают интригу повести (спойлеры). Обещаю, что повесть вас заставит задуматься, займет, развлечет и убаюкает.

No comments:

Post a Comment