Monday, 21 July 2014

Летнее чтение: Василий Аксенов раскрывает тайны советского Свияжска

Церковь в Свияжске - может та, в которой побывал герой В. Аксенова
Из всего обширного литературного наследия Василия Аксенова, творчество которого я очень люблю, небольшая повесть «Свияжск» для меня лично стоит особняком. Ее события происходят в основном в конце 1970-х годов в старинном волжском городишке Свияжск, там упомянуто много милых моему сердцу названий: Зеленый Дол, Казань, Свияжск, Волга. Я жил в этих краях несколько десятков лет, а Свияжск часто видал со стороны в детстве, потому что регулярно проезжал мимо него на поезде в Казань и обратно. Однажды уже в зрелые годы я даже хотел посетить Свияжск с друзьями, но это оказалось довольно сложным проектом, потому что между островом, на котором находится город, и берегом транспорт ходил очень редко. План оказался чресчур сложным, и мы его не выполнили. Так и остался Свияжск в моей памяти «непокоренным», таинственным, заросшим зеленью островом, который проплывал внизу под огромным железнодорожным мостом через Волгу.

Свияжск до революции был густонаселенным и важным городом. Особенности географического расположения позволяли ему быть центром всего местного волжского речного пароходства и торговли. Свияжск был еще и очень православным. В нем было много церквей, монастыри. Будущее выглядело прекрасно для царского Свияжска. Но в 1917 году кучка бандитов и террористов совершила незаконный властный переворот, который впоследствии назвали революцией. Жизнь в Свияжске после революции существенно ухудшилась. Существует легенда, согласно которой в первые годы советской власти сатанисты-комиссары решили бросить вызов сильному православному духу Свияжска, поставив там памятник "первому революционеру" Иуде Искариоту. Простояв одну ночь он исчез, якобы уничтоженный тайком местными жителями, которое просто не могли вытерпеть такое надругательство над богатой православной историей города. В дальнейшие советские годы город хирел, дичал, жизнь в нем угасала, храмы уничтожались, закрывались, обрушались. С конца 2000-х годов город и его церкви стали восстанавливаться. Подробнее о драматической истории города, его современном возрождении, смотрите хороший и подробный фоторепортаж здесь: http://kraevushka.livejournal.com/395160.html.

О тайной жизни советского Свияжска времен «развитого социализма» рассказывает В.Аксенов в одноименной повести, позволяя мне все-таки посетить этот остров, хотя бы и через восприятие автора. Главный герой повести – разведенный и одинокий баскетбольный тренер Олег Антонович Шатковский – переживает сильную депрессию. Пытаясь справиться с ней, он вспоминает полузабытые сцены из своего послевоенного пионерского детства. Тогда Олег и его отряд из пионерского лагеря «Пустые Кваши» приехали под руководством инвалида войны Прахаренко в Свияжск «набрать кирпичей». Там они узнали о существовании Свияжского детского дома слепых и встретились с его руководителем, тоже инвалидом войны.

Несмотря на заброшенность и даль от цивилизации, выясняется, что дела у дома слепых идут хорошо, текучки кадров нет, а «показатели по гигиене» одни из высших в районе. В чем тут дело?

На этот недоуменный вопрос Прахаренко директор дома слепых доверительно отвечает, что все технички в доме слепых – престарелые монашки, и в городе все еще действует одна полуразвалившаяся церковь, где монашки молятся. Молодой Шатковский даже впервые попадает внутрь храма на службу! Там он испытывает «всхлип восторга», а затем «общую детскую благодать под какой-то могущественной дланью».

Повесть переполнена большим количеством лиц, обрывочными воспоминаниями, которые перемежаются с описанием некоторых современных событий. Одно из них – неожиданная встреча Шатковского в разгар депрессии со своим «крестным» родственником – молодым человеком, который приехал в Москву поступать в институт. Молодой человек привозит с собой письмо Шатковскому, из которого выясняется, что он в младенчестве был крещен, и его крестные родственники носили его на службы в ту самую Свияжскую церковь. Шатковский также вспоминает свою мать, которая была коммунистическим лектором и партийным журналистом. Ее репрессировали и сослали в сибирские лагеря. Там у нее появился интерес к религии, по возвращению домой она часто читала Библию и завещала себя похоронить по православному обряду.

Депрессия покидает «Шатка». Он решает начать новую жизнь, а со спортом и «со всей этой политикой» – завязать. Аксенов не сообщает, какую конкретно жизнь хочет начать главный герой, но намекает, что православная религия будет играть в ней важную роль.

Этот пересказ событий повести очень краток и прост. Читатель найдет в ней много пересекающихся сюжетных линий, разнообразных характеров, неожиданных событий (имеется даже сцена секса!) В целом она производит впечатление довольно сумбурное, и с трудом поддается пониманию – мне пришлось перечитать ее два раза, чтобы выделить и передать здесь основной сюжет. Смысл появления и роль некоторых ее героев я так и не уловил. Из-за всей своей сумбурности, а также потому что она не очень весело заканчивается, я бы не советовал читать эту повесть на ночь.

В защиту этого литературного произведения сообщу, что написана оно отличным хлестким аксеновским языком, с помощью которого автор в очередной раз с присущими ему юмором и издевкой не оставляет и камня на камне от «развитого социализма». Вот, например, как главный герой рассуждает о советском будущем города: "Будущий Свияжск - международная турбаза. С тоской я представил себе всю эту пакость, жалкие комсомольские дискотеки и "фестивали песен протеста" с юными протестантами, дерзко под гитарку бичующими Пиночета. Да уж лучше прежнее запустение, уж лучше бы постепенно затягивался илом островок в устье малой реки, лучше бы постепенно, десятилетие за десятилетием, тихо оседали бы его фундаменты, осыпался кирпич... Хоть и горько, но все же достойнее истлеть в архивных записях, чем становиться гнездом ворья из бюро молодежного туризма "Спутник".

Когда я читаю такое, я готов простить автору любые сюжетные пригрешения!

Любители творчества Аксенова наверняка оценят это редкое произведение уже зрелого автора, в котором он напрямую исследует отношения между советским человеком и православной верой. Вывод, который делает Аксенов из этого исследования, печален для советской системы и совкового мышления, но оптимистичен по поводу судьбы православия в России. Это является еще одним точным предвидением автора «Острова Крым», который писал повесть «Свияжск» тогда, когда о распаде СССР и о последовавшем за ним возрождении православия в России, невозможно было и думать. (Хотя, как всегда, реальность этого возрождения оказалась гораздо более сложной, чем могло представляться Аксенову. Подробно на эту тему я рассуждаю в статьях о книге архимандрита Т. Шевкунова «Несвятые святые» здесь: http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/01/blog-post_10.html и о 136-ом псалме здесь http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/05/136.html).

2 comments:

  1. Наблюдатель пишет, что даже в окружавшей оратора распропагандированной толпе не все разделяли его мнение. Слышались какие-то протестующие возгласы, некоторые истово крестились. Когда настал момент открытия памятника и покров упал к ногам присутствующих, их взорам открылась буро-красная гипсовая фигура человека «больше натуральной величины» с искаженным, обращенным к небу лицом, судорожно срывавшего с шеи веревку.
    http://www.livejournal.com/magazine/1128194.html

    ReplyDelete
  2. http://rdp4v.livejournal.com/3589926.html
    Памятник Иуде в Свияжске
    5 июля 2012 года

    ReplyDelete