Введение
Настоящая работа посвящена исследованию особенностей «готической» прозы классика американской литературы Эдгара Алана По (1809-1849), а также исследованию стилистических механизмов создания напряженности, использованных писателем, на примере текста новеллы «Черный кот».
Для «готического» литературного стиля характерно присутствие сверхъестественного, страшного. К «готическим» можно отнести такие новеллы Эдгара Аллана По, как “Береника”, “Морелла”, “Лигейя”, “Падение Дома Ашеров”, “Овальный портрет”, “Маска Красной Смерти”, “Колодец и маятник”, “Сердце-обличитель”, “Черный кот”. Они были названы Ю.Ковалевым «фантастической прозой», С.Динамовым «фантастическими рассказами», К.Бальмонтом «сказками», Б.Шоу «рассказами тайн и воображения». Разные характеристики говорят о многосторонней сущности этих произведений.
Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом современных исследователей к лингвистике текста, как единства взаимосвязанных компонентов, направленных на достижение желаемого автором эмоционально-эстетического воздействия произведения на читателя.
Цель исследования состоит в изучении и выделении жанровых особенностей «готической» прозы Э.А.По по сравнению с английской «готической» прозой конца 18-го – начала 19-го века, их связей и отличия друг от друга. Эти жанровые особенности будут детально разобраны на примере текста одной из самых знаменитых «готических» новелл писателя «Черный кот». При решении этих задач в работе используются методы стилистики декодирования, литературоведческого, контекстуального, компонентного, композиционного, синтаксического анализа.
Социальные предпосылки появления и популярности литературной «готики» 18-19 веков
Советский литературовед А.А.Елистратова так описала литературную ситуацию конца 18-го – начала 19-го веков: «Ни одно из... явлений английской литературы 18-го века не приобрело такой широкой популярности, как «готический» роман. Эта популярность простиралась далеко за пределами Англии. Успех «готического романа» во Франции, в Германии, в России был огромен» [1]. Слава романов «ужасов и тайн» дошла и до США, где жил и творил Э.А.По. Несомненно, что он читал многие классические «готические» произведения – романы Горация Уолпола, Анны Рэдклиф, Мэри Шелли, Гофмана и др.
Н.Ладыгин также назвал романы ужасов «первым прозаическим выступлением против буржуазной действительности» [2, стр. 24]. Мнение Ладыгина разделяет литературовед Н.А.Соловьева: «Англия 18-го века развивалась стремительно и динамично. Аграрно-промышленный переворот и научная революция потрясли до основания ее социальную структуру. Развитие техники шло быстрыми темпами, а научные достижения были эпохальными. Рационалистичность требовала компенсации в причудливых фантазиях и вымыслах, которые неизбежно сопровождали всякое чрезмерно рационалистическое отношение к жизни, к себе, к природе» [4].
Несомненно, что схожие мотивы были и в творчестве Эдгара По. Биограф американского писателя Г.Аллен отмечал, что в начале 19-го века производство и продажа товаров «стали самодовлеющей целью американского общества, и уже начали подчинять себе его интересы... Процесс этот, происходивший так стремительно и в первых своих бурных проявлениях прямо на глазах у По, не укрылся от его взгляда и нашел отклик в его творчестве» [5, стр. 124].
Таким образом, чрезмерная интеллектуализация жизни, связанная с достижениями науки, и быстрое развитие буржуазных отношений в обществе повлияли на творчество Эдгара По.
Готический замок - излюбленное место действия английских "готических" романах |
Исследуя причины популярности «готической литературы» советский литературовед Н.Ладыгин писал, что «роман ужаса - ... это первое проявление дисгармонии в просветительском царстве разума», и поэтому в основе творчества английских «готиков» лежит философское понятие агностицизм, то есть утверждение реальности сверхъестественного бытия и непознаваемости мира, отрицание силы человеческого разума [2, стр. 24-26]
Философскую особенность прозы Э.А.По хорошо выразил литературовед и критик А.М.Зверев, который отмечал, что «в новеллах, даже самых «таинственных», По добивался цели, которая прямо противоположна целям произведений классической «готики» - напугать читателя. Эдгар По верил, что и «самое непонятное поддается рациональному анализу, истолкованию, доступному всем и каждому» [3]. Иначе говоря, «готическому» творчеству По был характерен гносеологизм.
В рамках гносеологизма творили такие английские автры, как К.Рив, А.Радклифф, Ф.Латом, А.Конан Дойль. В произведениях этих авторов все сверхъестественные события получают реалистическое и правдоподобное объяснение. Уникальным стиль Эдгара По делает сильная концентрация личных взглядов и обстоятельств его жизни в своих произведениях, которые автор виртуозно вплетает в ткань выдуманных им историй. При этом в результате он создает не личный дневник, а универсальное повествование, которое читается в 20-ом веке также свежо и понятно, как и в 19-ом.
Личные мотивы «готики» Эдгара По
Итак, особенностью творчества По стало то, что в своих произведениях писатель отразил не только сознание людей своего времени, но и личную психологическую несовместимость с реальностью. Г.Аллен подчеркивал, что сюжетную основу многих новелл и стихотворений Э.А.По составили «его собственные переживания, равно как и странные обстоятельства его брака», а его героями являются «многоликими ипостасями самого По и любимых им женщин» [5, с. 184-184]. Безжалостен анализ прижизненного биографа По Руфуса Грисуолда: «Страницы некоторых готических произведений По выдают знаки психических отклонений в сознании автора, притом только самые легкие их фазы» [6].
О том, что на жанр, темы, героев и смысл «готических» произведений По наложила огромный отпечаток его собственная личность, писал и сам автор: «Если предметом многих моих сочинений является ужас, то это не германский ужас, а ужас души, имеющий законные источники и ведущий к законным следствиям» [7].
Представляется вероятным связать психологические проблемы Эдгара По с такой особенностью его «готических» произведений, как глубоко пессимистический взгляд автора на возможность примирения неординарных личностей, каковыми всегда являются герои По, с окружающей их реальностью. Исследователь «готики» критик К.Гриффит подчеркивал, что рассказы По намного мрачнее, чем английская «готика» 18-19 веков: «Если английские авторы приоткрыв дверь, ведущую в мир зла, находили возможным снова захлопнуть ее, и, таким образом, вывести героев обратно в мир счастливых концов, то следующим шагом героев По может быть только палата в больнице для умалишенных» [8].
Психологическая достоверность «готики» Эдгара По
Другой особенностью «готического» творчества американского писателя критики называют высокую степень достоверности, достигаемую автором в описании смятенных чувств и эмоций героев своих произведений. Ф.О.Матиссен подчеркивал, что ужас в новеллах По подобен «галлюцинации, он физически ощутим и явен» [9]. Г.Аллен писал, что «Франкенштейн» и подобные истории в конечном счете представляли собой не более чем дань литературной моде – хотя весьма искусно и с большой фантазией выполненную. «Их герои походили скорее на восковых кукол, а не на людей из плоти и крови, и своей смертью или страданиями пугали тем меньше, чем нереальнее казалось их существование. Напротив, нагнетенная до предела атмосфера новелл По поражала своей подлинностью. Рисуемые им физические и душевные муки были отображением настоящих страданий, ужасов и боли» [5, стр. 174]. Советский исследователь О.М.Кириченко выразил эту мысль так: «Готическое воображение По имеет глубокие психологические корни» [10].
Вышеизложенное можно считать исходной точкой для многочисленных исследований, связанных с раскрытием реального смысла «готических» новелл писателя. Их суть выразил один из исследователей творчества Э.А.По бывший директор Библиотеки Конгресса США Рой Баслер. В своей статье, посвященной интерпретации смысла новеллы «Лигейя», он писал, что информация о психологических проблемах По содержится в его рассказах не только на эксплицитном (явном), но и на имплицитном (скрытом) уровне [11].
Поэтому «готические» произведения По представляют интерес для специалистов, исследующих отклонения человеческой психики. Авторы энциклопедии «Писатели США» отмечают в краткой творческой биографии писателя, что «изображая различные экстремальные положения и выявляя реакции героев на них, писатель прикоснулся к таким областям человеческой психики, которые только изучаются современной наукой, и тем раздвинул границы эмоционального и интеллектуального постижения мира» [12]. Созвучно этим словам высказывание известного поэта Серебряного Века К.Бальмонта, который назвал Эдгара По «Колумбом новых областей в человеческой душе» [цит. по 1].
Сила воображения Эдгара По
Необходимо отметить, что общий эмоционально-эстетический эффект, производимый на читателя новеллами По, достигается как с помощью достоверного описания чувств и эмоций героев, так и с помощью убедительного изображения заведомо невероятных, фантастических событий и явлений. Ю.Ковалев писал, что «Эдгар По боролся за абсолютное доверие читателя и в своем собственном творчестве разработал целую систему приемов и способов, содействовавших достижению эффекта достоверности» [13]. Очень точно эту особенность охарактеризовал русский писатель Ф.М.Достоевский: «В Эдгаре Поэ есть именно одна черта, которая отличает его решительно от всех других писателей и составляет резкую его особенность: это сила воображения... В его способности воображения есть такая особенность, которую мы не встретим ни у кого: это сила подробностей... В повестях Поэ вы до такой степени ярко видите все подробности представленного вам образа или события, что, наконец, как будто убеждаетесь в его возможности» [14].
Продолжение следует...
1. История английской литературы, т. 1, вып. 2, М.-Л., 1945, с. 612.
2. Ладыгин М.Б. Романтический роман. Пособие по спецкурсу. – М.: изд. Мос.Гос.Пед.Инст. – 1981. – 140 с.
3. Зверев А. Вдохновенная математика Эдгара По // Poe E.A. Prose and Poetry. – M.: Raduga Publishers. – 1983. – c.18.
4. Соловьева Н.А. В лабиринте фантазии // Комната с гобеленами. Английская готическая проза. – М.: Правда. – 1991. – с.6.
5. Аллен Г. Эдгар По // ЖЗЛ. – М.: «Молодая гвардия». – 1987. – 335 с.
6. Griswold R.W. Memoir of the Author // Critical Essays on Edgar Allan Poe. – Boston. – G.K. Hall. – 1987. – p. 57.
7. Poe E.A. Preface in: Tales of Grotesque and Arabesque. – NY., S.A., p. 7.
8. Griffith C. Poe and the Gothic // Critical Essays on Edgar Allan Poe. – Boston. – G.K. Hall. – 1987. – p. 131.
9. Матиссен Ф.О. Эдгар Аллен По // Литературная история США, т. 1. – М.: Прогресс. – 1977. – с.396.
10. Кириченко О.М. Американская поэзия первой половины 19 века (от Брайента до По) // Романтические традиции американской литературы 19 века и современность. – М.: Наука. – 1982. – с. 96.
11. Basler R.P. The Interpretation of “Ligeia” // Poe. A Collection of Critical Essays. – Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall, Inc. – 1967. – p. 52-58.
12. Писатели США. Краткие творческие биографии. – М.: Радуга. – 1990. – с. 360-361.
13. Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт. – Л.: Художественная литература. – 1984. – с. 283.
14. Достоевский Ф.М. Предисловие к публикации «Три рассказа Эдгара Поэ» // Полное собрание художественных произведений, т. 13. – М.: Л., 1930, с. 523-524.
No comments:
Post a Comment