Дай-то Бог!... |
В фильме рассказывается довольно простая история обыкновенного учителя географии из Перми Вити Служкина, в прекрасном исполнении К.Хабенского. В фильме нет спецэффектов, погонь, перестрелок, мистики и т.д. Тем не менее фильм производит сильное впечатление и заставляет задуматься о настоящем и будущем современной России. Мысли эти невеселы, хотя и небеспросветны.
Главный герой молодой человек Витя Служкин от безысходности приходит в обыкновенную среднюю пермскую школу и устраивается там преподавать географию. Как человек, Служкин весьма обычен. Как и положено русскому, он злоупотребляет вином, сигаретами. Не чурается он также мелкого и мерзкого разврата: будучи мужем и отцом, он тем не менее имеет любовницу и волочится за симпатичной коллегой. В общем живет обычной жизнью. В профессиональном плане, опять же в «хорошей» русской традиции делая вид, что работаешь (поскольку начальник делает вид, что тебе платит), Служкин безответственно относится к своей работе. Вместо того, чтобы воспользоваться возможностями, которые дает преподавание географиии, и открыть молодому поколению глаза на окружающий их мир, поразить их его разнообразием, привить им терпение ко всему иному, Служкин скучнейшим образом читает из учебника лекции под запись. Ученики, которые сначала имели в отношении нового молодого учителя некоторые надежды, быстро «раскусывают» его обычность и отсутствие профессиональной квалификации, начинают открыто презирать его.
Служкин же, не обладая большим умом, не остается в долгу. Его уроки все чаще становятся педагогическими катастрофами. Между учителем и учениками происходят случаи словесного, а затем и физического насилия. В тот момент, когда конфликт между Служкиным и его учениками готов взорваться, они решают вместе пойти в поход и сплавиться по бурным пермским рекам. Еще по пути в поход Служкин дико напивается, и его школьники, несовершеннолетние ребята, вынуждены взять руководство походом на себя. А поход оказывается не таким простым и веселым мероприятием, каким он казался из школьного кабинета. В пермских лесах и на бурных реках городским неврастеникам и неподготовленным неженкам приходится тяжело, сплавляясь по реке они даже рискуют своей жизнью. Только благодаря какому-то чуду все остаются живы. Встреча со смертельными опасностями заставляет учеников и их учителя наконец выйти из своего обычного морока и проявить свои самые лучшие человеческие качества. Пережив опасности вместе, ученики и учитель сплачиваются, начинают ценить друг друга, хотя Служкина после похода выгоняют из школы.
Поскольку поведение Служкина настолько типично для жителя городской России, его можно считать этаким российским героем нашего времени. Его портрет далеко не блестящий, но и не безнадежный, поскольку он все-таки в конце проявляет свои человеческие качества. Проблема только в том, что для того, чтобы их проявить российскому герою нашего времени нужна катастрофа – российская особенность уже много раз отмеченная литераторами и журналистами. Без катастрофы вся жизнь этого человека проходит как в тумане, когда не знаешь, куда идешь, и не ведаешь, что тебя ждет уже через один шаг.
Если вдуматься в это описание российской жизни, то оно является очень странным. Взять того же Служкина: дела у него по жизни не так уж и плохи. У него красавица жена, миленькая дочка, квартира со всем необходимым, ему есть, что поесть, выпить, у него есть возможность повеселиться. Благодаря Интернету у него есть возможность узнать необходимую ему информацию и развлечь себя интеллектуально. На улице, правда, все время жутко холодно и грязно, дома все обшарпаны, вообще, выглядит город отвратительно. Но жить-то в нем можно! Отчего же так тошно в нем жить – ощущение, которое отравляет жизнь Служкину и всем остальным героям этой истории? Это отвращение от своей жизни до такой степени сильно в героях истории, что заставляет Служкина и всех ему подобных заниматься активным самоуничтожением через пьянство, курение, моральную деградацию.
Дело в том, что служкины не осознают важность того, что происходит ежедневно и рутинно, не видят какой-либо смысл в окружающей их жизни, не чувствуют, что кто-то, хотя бы даже самые близкие люди, их ценит. Вся их жизнь проходит в пьяном тумане. Единственный, кто делает вид, что ценит главного героя – его друг, который в конце концов спит с его женой, и поэтому считаться настоящим другом все-таки не может. Да и ценить его, честно говоря, такого какой он есть, практически не за что. Служкин – ноль, а его «мировоззрение», его философия свободы, которую он жалко пытается обосновать своей любовнице, прежде чем она затащит его против его воли в кровать, абсолютно не подтверждается жизнью. Все это бесконечное падение, этот глубокий морок мы видим на протяжение фильма. Однако его окончание все-таки скорее оптимистично, нежели пессимистично. Момент встречи с настоящим несчастьем прочищает туман и пробуждает в этом современном "философе" довольно неплохого человека.
Если взглянуть на отношения Служкина и его учеников метафорически, в масштабе всей страны, то получается очень точная картина. Страной руководят политики, которые пришли к власти случайно или с помощью обмана, и совершенно не имеют ни квалификации, ни интереса работать на благо родины. От своей властной ответственности они сразу же отказываются, как приходят к власти, оставляя своих «учеников» самих по себе в окружающем их бушующем жизненном океане. Российских «учителей» интересует только свои собственные заботы, удовлетворение своих собственных нужд. Руководить своим «классом» они не собираются и не хотят, а если их к этому вынуждают каким-то образом, то они огрызаются, всячески показывают свое неудовольствие и нежелание выполнять свои прямые обязанности, затаивают месть. На этом фоне понятна популярность главного «учителя» страны Путина, который хоть что-то, но делает для страны, хоть куда-то, но ее ведет. Печально, что в отсутствие выбора и конкуренции, никто не помешает ему вести страну в пропасть. «Ученики» же, под его неуправляемым и самоубийственным командованием, обреченно плывут на своем плоту в неизвестном направлении по бурной реке жизни. Этот сплав наперекор всему еще серьезно побьет и покромсает их плот, но его экипаж сможет прийти в себя и возьмет управление в свои руки только после того, как попадет в страшные пороги.
PS. Франц Кафка "Рулевой" (пер. В.Станевич)
П. Купер, илл. к "Рулевому" |
— Ты? — удивился смуглый рослый человек и провел рукой по глазам, словно желая отогнать какой-то сон.
Я стоял у штурвала, была темная ночь, над моей головой едва светил фонарь, и вот явился этот человек и хотел меня оттолкнуть. И так как я не двинулся с места, он уперся ногою мне в грудь и медленно стал валить меня наземь, а я все еще висел на спицах штурвала и, падая, дергал его во все стороны. Но тут незнакомец схватился за него, выправил, меня же отпихнул прочь. Однако я быстро опомнился, побежал к люку, который вел в помещение команды, и стал кричать:
— Команда! Товарищи! Скорее сюда! Пришел чужак, отобрал у меня руль!
Медленно стали появляться снизу усталые мощные фигуры; пошатываясь, всходили они по трапу.
— Разве не я здесь рулевой? — спросил я.
Они кивнули, но смотрели только на незнакомца, они выстроились возле него полукругом и, когда он властно сказал: «Не мешайте мне», — собрались кучкой, кивнули мне и снова спустились по лестнице в трюм.
Что за народ! Думают они о чем-нибудь или только, бессмысленно шаркая, проходят по земле?
No comments:
Post a Comment