Friday, 18 July 2014

О выставке икон "Окна в Небеса"

Выставочная икона "Богоматерь Одигитрия", 18 век
Выставка икон «Окна в Небеса: религиозные иконы из постоянной коллекции» в галерее «Наследие» университета Виктории производит странное впечатление. На обозрение публики выставлены пятнадцать экспонатов: православные иконы, предметы церковной утвари. Сами по себе они не производят сильного впечатления. Лики на многих иконах потемнели, их плохо видно. Они не выполнены так тонко и красиво, какими бывают современные иконы. Скажу прямо: большинство из них на выставке выглядит просто старыми грубо разрисованными деревянными дощечками. В посетителях выставки они могут пробудить только интерес экзотического характера, какой вызывают какие-нибудь дикарские дубины или редкие ящерицы. Так что об удовольствии художественном говорить здесь вовсе не приходится. Кого-то, разве, может заинтересовать тот факт, что одна из икон, по преданию, принадлежала близкой родственнице семьи последнего российского императора Великой княгине Ольге.

Эти священные образы и предметы выглядят так чуждо в галерее «Наследие» потому что они представлены вне своей родной среды - православной церкви. Единственное правильное и подходящее место для икон, крестов и кубков находится в здании церкви или в красном углу квартиры православного христианина. Они должны быть окружены светом теплящихся лампад, крестящимися и поклоняющимися верующими, ароматом ладана и пением церковного хора. В таком случае они произведут благоговение впечатление и станут настоящими «Окнами в Небеса». Вне этих неотъемлемых атрибутов православной службы, иконы смотрятся примитивно и странно. Когда дело происходит вдали от Церкви, Окна в Небеса захлопываются и перекрывают канал сверхъестественной связи между верующим и Богом.

Эта выставка – часть мифотворческой светской индустрии развлечений Запада, которая обожает эксплуатировать тему «загадочной» России. В библиотеках и книжных магазинах западного общества обязательно обнаружишь что-нибудь на русскую тематику: «Царь», «Икона», «Зимняя сказка» и другие. То же самое происходит в кино. Любой русский, прочитав книги и посмотрев фильмы о России, созданные западными авторами, с легкостью почувствует их искуственность и поверхностность. Все эти книги и кино не более чем любопытны, но если кому-то захочется узнать настоящую Россию и русского человека, то ему необходимо обратиться к первоисточникам. Чем, кстати, заниматься на Западе не любят. Настоящая Россия мало кого интересует вне ее пределов, а после недавних политических событий Россия вообще стала вызывать сильное неприятие в международном сообществе. Поэтому я не думаю, что выставка «Окна в Небеса» вызовет какой-то повышенный интерес среди жителей Виктории. Замеченные мною на церемонии открытия выставки православные церковнослужители глядели на представленные экспонаты немного озадаченно и огорченно, праздная публика под шампанское и бутерброды с сыром пыталась разгадать очередную «русскую загадку» и оживленно вспоминала «Доктора Живаго».

О чем действительно стоит задуматься глядя на эту выставку, так это о том, что в музейном деле называется «реституция», то есть возвращение музейных экспонатов их законным владельцам. Владельцев этих икон и утвари установить сейчас пожалуй уже невозможно, да и не нужно. Некоторые из них продали эти предметы на совершенно законных основаниях коллекционерам Дороти и Брюсу Браунам, которые и передали в свое время «русскую» коллекцию в архивы университета Виктории. Эту коллекцию необходимо и правильно было бы вернуть православной церкви, где она будет находиться на своем месте, производить соответствующее впечатление на прихожан и вызывать благоговейное отношение с их стороны.

С другой стороны, нельзя и полностью осуждать эту выставку. Божий промысел неисповедим, и кто знает, может кто-то из ее посетителей глядя на иконы задумается о настоящей, а не лубочной России. Может она кого-то приведет в православный храм (в Виктории их, кстати, четыре: русский, украинский, греческий и храм «Всех Аляскинских святых»). Уже хотя бы за организованный доступ к этой важной части настоящей русской культуры можно сказать «Спасибо!» организаторам выставки: куратору галереи Мэри Джо Хьюз, ее художественному руководителю и специалисту по древнему средиземноморскому искусству Эве Бабуле, а также студентке факультета истории искусства Реган Шрамм.

Выставка открыта по 9 августа 2014 года, вход на нее – бесплатный. Сайт галереи смотрите здесь: http://uvac.uvic.ca/index.html.

No comments:

Post a Comment