С большим интересом и удовольствием посетил новый Центр Роберта Бейтмана в Виктории в прошедшие выходные. Об этом проекте знаменитого канадского художника-анималиста и защитника природы я уже писал здесь http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/05/blog-post_23.html. В том репортаже недоставало личного впечатления от центра, более глубокого анализа его творчества, а также пары слов об архитектурном памятнике, который стал ему домом.
|
Погода в день открытия была отличной |
Центр Роберта Бейтмана открылся в самом сердце Виктории в историческом здании Морского вокзала – одном из более знаменитых проектов канадского архитектора Фрэнсиса Раттенбери начала 20-го века. Ему же принадлежат и другие самые красивые здания Британской Колумбии, такие как здание Парламента и отель «Императрица» в Виктории, Ванкуверская картинная галерея. Я имею счастье проходить мимо Морского вокзала, зданий Парламента и отеля «Императрица» два раза в день – с утра, когда иду на работу, и вечером, когда возвращаюсь домой. В Ванкуверскую картинную галерею заезжаю хотя бы раз в году (описание последнего моего туда визита принадлежит к самым популярным ресурсам этого блога: http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/07/blog-post_14.html). Канада, как и США, небогата красивой архитектурой, но я рад, что в моей канадской жизни она все-таки присутствует.
|
И снова стимпанк! |
Долгое время в здании Морского вокзала находилась довольно неприятная, но весьма популярная среди туристов экспозиция музея восковых фигур. Из моего единственного визита в этот уже несуществующий музей я помню только экспозицию с казнями, и муляжи окровавленных тел с топорами в головах. Еще тогда у меня возникло сомнение по поводу соответствия столь красивого здания столь низкопробному развлечению. Несколько лет назад здание закрылось на необходимые сейсмические обновления, стоившие пять миллионов долларов. Бывшие «жильцы» денег таких платить не захотели, и они съехали, подобно летним луна-паркам, в неизвестном направлении. К счастью для прекрасного исторического здания, ему нашлось наконец-таки более достойное применение!
|
На входе нас приветствовали викторианские барышни |
Не удивлюсь, кстати, если когда-нибудь эта галерея сольется с другим привлекательным заведением центра города – Королевским музеем Британской Колумбии, ведь по своей сути они выполняют похожую задачу просвещения населения относительно природных богатств этого региона. Конечно, эта задача более близка музею, но и в Центре Бейтмана имеется немало работ, посвященной животному миру Британской Колумбии. Доходы Центра в будущем помогут ему сформировать свою идентичность.
|
Я предпочел подняться по этой красивой лестнице, нежели по лифту |
Оказалось, что Центр Бейтмана занимает только один этаж трехэтажного здания Морского вокзала. Первый этаж с огромным камином принадлежит большому ресторану, который откроется летом, а на третьем осенью планируется открытие образовательного центра по изучению природы для школьников. Как сообщила гид по Центру, планов у Центра Бейтмана много, но для того, чтобы их реализовать, нужно «собрать много денег». Как и везде на Западе, государственное или спонсорское финансирование подобного рода заведений никогда не бывает 100-процентным. Государство может оплатить какую-то часть необходимой суммы (например, половину), но с условием, что оставшуюся часть сотрудники найдут сами через так называемый фандрейзинг. Таким стимулирующим образом обеспечивается отсутствие «захребетных» настроений у работников заведений культуры, и в конечном итоге – повышение качества обслуживания через более уважительное отношение к клиентам и разнообразие деятельности.
|
Возле этого камина когда-то грелись морские путешественники |
На входе в Центр стояла довольно длинная очередь поклонников то ли бесплатных развлечений, то ли творчества знаменитого художника – впускали столько народу, чтобы в общей сложности внутри Центра не было больше 70 человек, из соображений пожарной безопасности. Как нам сообщили шепотом сотрудники Центра, развлекавшие очередь ответами на наши вопросы, внутри был глава пожарной службы Виктории, который время от времени пересчитывал посетителей. Несмотря на неудобство ожидания, такая мера предосторожности меня порадовала – ведь это беспокойство и о моем благополучии!
|
Морской вокзал |
Очередь передвинулась, и вот я – в галерее Роберта Бейтмана! Она действительно была небольшой, и меня порадовало ограничение количества посетителей. Даже если бы не было пожара, было бы очень неприятно оказаться в давке в этом небольшом помещении с зашторенными окнами!
Вот они, прекрасные работы Бейтмана, стоящие сегодня многие тысячи долларов и коллекционируемые знаменитостями вплоть до королевской семьи Великобритании! Его ранние наброски показывают присутствие несомненного таланта. Его фирменный стиль – смещение «центра тяжести» картины в сторону – присутствует на каждой зрелой картине. Он писал, что воспринял эту особенность в результате увлечения философией дзэн, которая привлекла его своим отличием и противовесом европейской «центричной» философии. Его техника акрилика на холсте настолько тонка, что даже в непосредственной близи мазков кисточки почти не видно, поэтому я с трудом заметил разницу между качественными принтами на холсте и оригинальными работами – дополнительный аргумент в пользу покупки приемлемых по цене копий для украшения дома. Его художественное мастерство и знание животного мира как всегда поражают, но заметно и его творческое развитие. Любимая тема Бейтмана – животные и птицы – в последних работах уходят на второй план, в дымку, это больше не похоже на иллюстрации к путеводителям по птицам и зверям. Сейчас Бейтман более близок к любимому им импрессионизму, изображая в первую очередь то, что находится между зрителем и животным, нежели само животное. Импрессионистские приемы выполняют двойную функцию в его работах, добавляя художественности в изображение, а также физически отодвигая природу от зрителя. Природа сейчас на его картинах призрачна, она прячется, отступает от человечества на задний план, туда, где у нас нет с нею непосредственного контакта, ведь этот контакт чаще всего вредит природе. Увидишь так в каком-нибудь парке оленей в тумане, подходишь к ним, чтобы рассмотреть получше, но они убегают вглубь тумана и прячутся там, где их не видно человеку – ничего хорошего от близости с нами они не ждут!
Приятно поразило использование новых технологий в галерее. В небольшом кинотеатре демонстрировался фильм о его творчестве. В нескольких комнатах вместо холстов на стене висят плоские телевизоры, на которые с помощью устройства в центре комнаты можно вывести любое изображение, созданное художником. Поскольку изображения получаются на его холстах такими гладкими и почти полированными, нет большой разницы между оригинальной работой и принтом, а если отойти чуть подальше, то и телеэкраном. Учитывая, что работы художника рассеяны по всему свету, много их и в частных коллекциях, никакая выставка художника не может быть полной без подобного рода устройств. Большое впечатление на меня произвели технологии в комнате, посвященной «первой любви» Бейтмана – птицам. Рядом с каждой картиной на стене находится сенсор. Поднесешь к нему руку, и раздается пение этой птицы. Просто и здорово! Отличная и высокохудожественная забава для детей, а также пособие для тех, кто интересуется опознанием птиц по их голосам. Любопытно и приятно было увидеть и более лирические работы художника, посвященные людям, в первую очередь его жене Биргит и детям. Как я и ожидал, люди у Бейтмана получаются не так хорошо, как звери и птицы, но я оценил желание художника признать в своем творчестве важность человека .
|
Жена художника Биргит |
И конечно в галерее Бейтмана не обошлось без подборки его работ, посвященных проблемам экологии. Довольно неожиданно для него, в некоторых из них художник использовал технику коллажа, накладывая трехразмерные детали (рыбачью сеть) на нарисованное акриликом изображение – эта конкретно картина изображала запутавшегося и утонувшего альбатроса. Но я не мог не отметить того, что даже в самых своих «сильных» экологических картинах послание Бейтмана о необходимости созранять природу носит щадящий характер – в силу своей красоты и, скажем прямо, мелкого масштаба. Да, один красивый альбатрос запутался в сети и утонул – бывает. Да, испуганный бобр вылез на середину дороги и вероятно будет раздавлен грузовиком – каких только убитых животных здесь я не видел по бокам дороги: от белки, енота, зайца, опоссума до оленя. К несчастьям такого масштаба современный человек уже привык.
|
Этот рисунок сделан в 12 лет и выдает присутствие несомненного таланта |
Сам Бейтман признается, что его картины слишком красивы, чтобы шокировать зрителя – с чем я совершенно согласен, хотя именно шок необходим современному зрителю, чтобы всерьез задуматься о проблеме. Зло и разрушение, причиняемое человеком природе, стали слишком будничными явлениями, чтобы обращать на себя встревоженные взгляды. Тому, кто хочет напомнить об экологических проблемах сегодня, необходимо прибегать к особым усилиям, чтобы быть услышанным массами; в первую очередь – напоминая о масштабе происходящих разрушений а также об их дикой сути, изображая эти разрушения детально, без боязни шокировать зрителя.
Открытие Центра Роберта Бейтмана стало прекрасным подарком жителям и посетителям Виктории. Открытие в будущем образовательного центра для детей на основе этого Центра еще более усилит послание стареющего 83-летнего художника-анималиста и эколога людям, произведет «больше кругов на воде», как он сам об этом отзывается, поможет многим взрослым задуматься о состоянии природы, а их детям – лучше ее понять и сильнее полюбить.
No comments:
Post a Comment