Такое я точно не предлагаю! |
Начинаю кампанию давления в офисе под условным названием «Право на сон в обеденный перерыв». Не думал, что с этим простым правом в сущности делать что угодно в свой обеденный перерыв, связано так много сильных, ничем необоснованных предубеждений на рабочем месте.
По роду своей работы я веду сидячий образ жизни, и это нехорошо, в том числе и для здорового сна. Просидев день за компьютером, испытываешь усталость, но какого-то особого вида – ее можно назвать умственной усталостью, когда мозги уже переработали, а тело даже еще не начинало работать. Один из результатов умственной усталости – плохой сон. Засыпаю я неплохо, но сплю очень чутко и просыпаюсь от малейших шорохов. Самое мое нелюбимое время – 3:30 утра, когда я чаще всего просыпаюсь. После этого заснуть уже не могу. При этом состояние такое, что нельзя ни почитать, ни еще что-то поделать: мозги работать так рано не хотят, да и шуметь нельзя, чтобы не разбудить семью. Лежу в таких случаях и ворочаюсь в кровати, проклиная свой сидячий образ жизни!
При этом физкультура не решает проблем со сном: я активно занимаюсь плаванием и ходьбой. Именно сидячий образ жизни в офисе перед компьютером, не на свежем воздухе и не под солнечным светом, виноваты в этих проблемах.
Недавно к нам в офис приходил профессиональный психолог, который давал мастер-класс на тему «Здоровый сон». Народу собралось очень много. Самые распространенные проблемы, связанные со сном, состоят в том, что люди не могут заснуть, слишком чутко спят, не высыпаются. В результате на работе люди чувствуют себя разбитыми, их производительность низкая, они допускают много ошибок. Я воочию убедился, что проблемы со сном очень распространены и очень серьезны!
Психолог дал много советов, большинство которых хорошо известно: спится лучше в темном, тихом, проветриваемом и прохладном помещении, ложиться спать лучше всего в одно и то же время, спать нужно не меньше семи часов в день, и т.д. Среди советов был и такой: люди, которые могут днем поспать хотя бы 20-30 минут, чувствуют себя потом гораздо лучше. Этот короткий дневной сон-сиеста отлично дополняет ночной сон, и очень положительно воздействует на наше умственное состояние и на деятельность сердечно-сосудистой системы. Недавнее исследование, проведённое Гарвардским Университетом, показало, что получасовой послеполуденный отдых-дрёма хотя бы трижды в неделю снижает риск гибели от сердечного приступа на 37%.
На треть! Есть над чем задуматься в наш век сердечно-сосудистых заболеваний.
Вооруженный всеми этими данными, я сообщил в письменном виде начальству о своей идее создать комнату отдыха с несколькими кушетками в офисе и поделился ею с коллегами. Начальник, с которым я впервые обсудил свое предложение, сам в этот день не выспался, и в результате я получил мощную поддержку! Но начальников, через которых предложение должно пройти, чтобы стать реальностью, еще много.
А вот первой реакцией коллег был смех! Они подумали, что я шучу. После разъяснения, было сочувственное понимание и длительные рассказы о всевозможных проблемах со сном, которые испытывают практически все. А затем был скепсис. Начальству такое вряд ли понравится! Слишком эта идея радикальна! Один коллега рассказал, что в его офисе на предыдущей работе была «комната отдыха», куда два раза в неделю приходил массажист, но в ней категорически запрещалось спать!
А вот первой реакцией коллег был смех! Они подумали, что я шучу. После разъяснения, было сочувственное понимание и длительные рассказы о всевозможных проблемах со сном, которые испытывают практически все. А затем был скепсис. Начальству такое вряд ли понравится! Слишком эта идея радикальна! Один коллега рассказал, что в его офисе на предыдущей работе была «комната отдыха», куда два раза в неделю приходил массажист, но в ней категорически запрещалось спать!
Я не могу понять, откуда такое негативное отношение. Можно сказать, что раз офисная работа создает эти проблемы, было бы справедливо, если бы офисным сотрудникам предлагались методы их решения. Это в конце концов было бы просто выгодно, поскольку повышается производительность! Такое в голову офисному начальству не приходит. Хорошо. Тогда у каждого сотрудника есть обеденный перерыв, и тут уж офисное начальство никак не может диктовать работникам, чем в этот перерыв заниматься! Но получается, что своими запретами, они все-таки диктуют!
Даже если кому-то в голову придет мысль, что сотрудники будут в такой комнате спать вместо того, чтобы работать, так ведь это очень просто проверить. Если работника нет на месте в неположенное время, начальнику стоит всего лишь подойти к комнате отдыха, и посмотреть кто там спит. Это сделать гораздо проще, чем отслеживать прогулки работников за кофе, на перекур, чтение ими онлайновых новостей на рабочем месте и т.д.
Я уверен, что никакой нормальный человек не будет злоупотреблять возможностью подремать в свой законный перерыв, а наоборот, оценит это очень достойное усилие со стороны офисного начальства. Продолжу проталкивать эту идею, если будет о чем писать, напишу.
А как ты себе это представлять в организационном плане? Выделяется кабинет в офисе под спальные места? Или сотрудники расходятся по домам на обед, чтобы поспать? А если далеко живут?
ReplyDeleteПро себя поняла. что я какая-то неправильная. :) Меня дневной сон, наоборот, выбивает из колеи совершенно. У меня, как ты понимаешь, есть возможность поспать днем, и я иногда засыпаю, когда ребенка укладываю, но всякий раз встаю после такого сна совершенно разбитая и почти невменяемая. К вечеру я точно также, как и в дни без дневного сна, хочу спать. Для себя я поняла, что мне лучше не ложиться днем, как бы сильно не хотелось спать, а дотерпеть до вечера и постараться в таком случае лечь пораньше, чтобы выспаться ночью.
В то, что сиеста положительно сказывается на работоспособности, верю безоговорочно. Одна из моих университетских преподавательниц рассказывала мне, что ночью ей достаточно 4-5 часов сна, но днем она обязательно спит еще полчаса. Этого отдыха ей хватает, чтобы восстановить силы и освежить голову. Голова у нее работает прекрасно :) Но вот со мной, к сожалению, такой номер не проходит, хотя мне бы очень хотелось научиться жить в таком режиме.
В орг. плане выглядеть это должно очень просто: выделяется комната с кушетками, в которой свет не включается. Вот и все. Я очень хорошо помню комнату отдыха в армии, когда я стоял на карауле, она была именно такая. Проблем не было ни у кого! Меня 30-минутный сон освежает и заряжает, но его не стоит путать с полноценным двухчасовым сном, который меня разбивает, как и тебя. Кстати, ты этот ответ в самолете пишешь?
DeleteНет, из дома, мы вчера вечером прилетели. В этот раз нам, кажется, удастся побыстрее перейти на новый режим.
DeleteА как ты просыпаешь после получасового сна? По будильнику? Я просто не смогу встать через 30 минут, мне кажется.
Сам как-то просыпаюсь. Это даже не сон, а некая дрема, во время которой мозг неглубоко отключается на пару минут. Оказывается, этого достаточно, чтобы чувствовать себя впоследствии гораздо лучше и выглядеть свежее
DeleteВВС сообщает, что немецкий банк дорого заплатил (222,222,222.22 евро) за то, что банковский клерк плохо поспал:
DeleteA German labour court has ruled that a bank supervisor was unfairly sacked for missing a multi-million-euro error by a colleague who fell asleep during a financial transaction.
The clerk was transferring 64.20 euros (£54.60) when he dozed off with his finger on the keyboard, resulting in a transfer of 222,222,222.22 euros.
His supervisor was fired for allegedly failing to check the transaction.
But judges in the state of Hesse said she should have only been reprimanded.
The incident took place in April last year when a tired bank clerk fell asleep at his computer with his finger pressed on the number two key.
His 48-year-old supervisor, an employee at the bank since 1986, told the court she had not noticed the error and approved the transaction.
Another colleague spotted the mistake later and corrected it.
The bank accused the supervisor of not even verifying the clerk's work.
But the court heard that on the day of the erroneous transaction, she had checked 812 documents for mistakes, with most taking just over a second of scrutiny.
The judges ruled that there had been no malicious intent on her behalf, and that she should have received a warning.
As a result, they ordered the bank to reinstate the supervisor, saying her work contract could not be terminated.
Дневной сон не просто удовольствие, но и способ существенно улучшить свой рабочий день
ReplyDelete"Я из тех, кто работает не покладая рук, - признается колумнист журнала Inc. Джефф Хейден, автор более 30 книг о предпринимательстве. - Но однажды, сидя за рабочим столом, я откинул голову назад... и уснул. Я проснулся через 20 минут - и почувствовал себя бодрым, посвежевшим и полным желания вновь окунуться в работу. И вдруг понял, что с желанием вздремнуть не всегда нужно бороться, сознательный "тихий час" может повысить эффективность работы".
Главное - дремать мудро и стратегически, решил Хейден и обратился за советом к писателю Даниэлу Койлу, более искушенному в этих вопросах.
По словам Койла, мы живем в золотой век дневного сна, повышающего эффективность работы: неврологи превозносят положительное влияние послеобеденного отдыха на познавательные способности, а компании Силиконовой долины соревнуются в том, кто оборудует самую стильную комнату отдыха для сотрудников. "Дневной сон - это уже не просто сон, это навык", - замечает Койл и предлагает следовать 7 простым правилам.
1. Снимайте обувь. "Спать в обуви - это все равно что принимать душ в купальнике: то, что у вас есть такая возможность, не значит, что вы должны это делать. Хотите получше отключиться? Тогда нужно удобно устроиться".
2. Примите горизонтальное положение. Это помогает уснуть на 50% быстрее.
3. Накройтесь. "Сон замедляет обмен веществ, вы закономерно начинаете мерзнуть. Секрет в том, чтобы взять не слишком тяжелое и не слишком легкое одеяло". Легкий шерстяной плед подойдет, толстовка тоже сгодится.
4. Постарайтесь проспать не менее 20 и не более 45 минут. Проспите чуть дольше - и вы окажетесь в "области зомби", не в силах очнуться несколько часов.
5. Старайтесь спать после обеда. "Испанцы додумались до этого очень давно: сразу после обеда в организме начинается естественный цикл спада. Прекратите сопротивление и смиритесь с тем, что послеобеденная зевота - это эквивалент мерцающего неонового знака "Пора вздремнуть".
6. Не используйте трюки для пробуждения. "Сальвадор Дали сжимал в руке ключ, чтобы проснуться, когда он звякнет об пол. Но это ужасная идея (если только вы не сюрреалист, жаждущий нарисовать кучу тающих часов)", - пишет Койл. Вместо этого просто поставьте на телефоне таймер на 45 минут.
7. Не хвастайтесь тем, как здорово вздремнули. Коллеги и так это заметят
I worked at a building, which I will not advertise here due to the line-up it could cause :-), that had this exact room. It was a quiet room with a comfortable couch, blankets and pillows, a bedside lamp and a "Lazyboy" chair. On the door there was a sign that you could switch from/to Occupied/Available. When I was studying late nights for my designation, some nights I would sleep 3 or 4 hours while going to work the next morning. That room saved my job, my sanity and my health. On my LUNCH break (which as employees it is our free time), I would set my iPod with classical music and set the alarm on my phone. The catnaps really allowed me to get back to work after lunch and be productive and with a good attitude.
ReplyDeleteI work in a building that has a quiet room. I have worked here 8 years and never used it, so I can't say what it is like or even whether it gets much use. I think the concept of telling one's supervisor that one has to take a nap, and then signing out the key from wherever it is kept, would be a significant barrier to most people who would want such a thing - lunch break or not. I suspect it is only used for medical emergencies. Most people here 'go out for fresh air and a walk' when they need to refresh their productivity.
ReplyDeleteI once worked for a company (IKEA) that had a Quiet room for staff use. I don't think I ever napped in it, but I did find it very useful for "down time." I am very much an introvert, and I found I really needed 15 minutes or half an hour to myself in order to return to the chaos of the sales floor, and the staff cafeteria didn't quite cut it. That room probably saved my sanity. In rainy Coquitlam, nestled between the Trans Canada and Lougheed highways, there wasn't really anywhere to walk or anywhere else to go in order to feel recharged.
ReplyDeleteУченые развеяли миф о естественности восьмичасового сна (http://lenta.ru/news/2015/10/16/sleep/)
ReplyDeleteПервобытные охотники-собиратели спали так же мало, как и современные люди, страдающие от бессонницы, искусственного света и ночных развлечений. Американские ученые опровергли миф о том, что в «естественном» состоянии человек отходил ко сну на закате и вставал на рассвете. Исследование на данную тему опубликовано в журнале Current Biology.
Антропологи работали с тремя группами современных охотников-собирателей, ведущих традиционный образ жизни, — боливийскими цимане, намибийскими бушменами и танзанийскими хадза. Всего ученые зафиксировали особенности сна 94 человек. Поскольку образ жизни этих племен относительно мало изменился за последние несколько тысяч лет, их привычки сочли косвенным индикатором практик сна первобытных людей.
После нескольких лет исследований ученые выяснили, что сон у цимане, хадза и бушменов, несмотря на все генетические, исторические и географические различия между ними, подчиняется поразительно сходным закономерностям. В среднем они спят меньше шести с половиной часов (для сравнения — жители мегаполисов Европы и США в среднем отводят на сон по семь-восемь часов).
Никто из участников исследования не ложился спать с наступлением темноты — совсем как в городах с искусственным освещением. В течение трех часов после заката солнца охотники-собиратели готовили пищу, ужинали, изготавливали стрелы и строили планы на следующий день. Кроме того, большинство хадза, цимане и бушменов просыпались еще до рассвета.
DeleteРяд медицинских исследований показал, что представители современного индустриального общества часто испытывают сонливость в середине дня — что дало почву для теорий о естественности послеполуденного сна, возможность которого была подавлена цивилизацией. Тем не менее охотники и собиратели почти никогда не укладывались спать днем.
Единственное существенное различие между архаичными племенами и жителями мегаполисов — первые почти не страдают от бессонницы. Лишь 1,5-2,5 процента охотников-собирателей не могли заснуть ночью чаще, чем один раз в год. В языках сан и цимане даже отсутствует слово для обозначения бессонницы. Для сравнения, от хронической бессонницы страдают от 10 до 30 процентов представителей индустриальных обществ.
Количество часов сна у охотников-собирателей менялось прежде всего в зависимости от температуры среды — зимой все они спят в среднем на час дольше, чем летом. В современных условиях этот важнейший регулятор сна выключен (из-за систем отопления), и возвращение его может помочь в борьбе с бессонницей, отмечают ученые.
В 2014 году другая группа ученых выяснила, что ночные разговоры у костра сыграли важнейшую роль в эволюции культуры человека. Вечерние беседы, в отличие от дневных, были посвящены тем, с кем бушмены не соприкасаются в повседневной жизни, — духам, предкам и далеким племенам. Кроме того, у костра рассказывали назидательные истории и мифы, воспитывающие в членах племени правильное поведение и уважение к социальным нормам.
http://inopressa.ru/article/02Jun2016/guardian/sleep.html
ReplyDeleteАрва Мадави | The Guardian
Как крепкий ночной сон стал главным символом социального статуса
"Раньше недостаток сна был своего рода знаком почета: признаком того, что вы - занятой, важный и очень востребованный человек", - пишет обозреватель The Guardian Арва Мадави. Но сегодня бестселлером по версии газеты The New York Times стала книга Арианны Хаффингтон "Революция сна", в которой писательница призывает людей "высыпаться, чтобы пробить себе путь наверх".
"Тем временем индустрия сна учуяла тенденцию, и множество стартапов переосмысливают, где, когда и как мы спим", - пишет издание. В статье приведены примеры: "сонные ретриты", предлагаемые люксовыми отелями (примерно за 1000 долларов клиенты получают ужин и фильм о сне); влагоотводящий костюм, чтобы ночью было прохладнее спать (66 долларов); наматрасник с сенсором, который отслеживает глубину сна (249 долларов); маска, которая контролирует мозговые импульсы и позволяет более продуктивно спать (299 долларов).
Как же сон "внезапно стал таким модным?" Главная причина, по мнению Мадави, в том, что "очень мало людей могут позволить себе по-настоящему много спать. Забудьте о сумочках "Биркин" и суперъяхтах: теперь главным символом статуса стал восьмичасовой отдых".
"Знаете, как Арианна Хаффингтон получает свои восемь часов сна? Ну, для начала у нее есть "человек девять ассистентов", сообщается в недавно опубликованной The New York Times биографии". Ассистенты делают все - от выполнения ее поручений и планирования ее передвижений до загрузки газеты Huffington Post на ее компьютер. Большинство ассистентов могут продержаться на этой работе не более года, настолько она тяжела. "По сути, они не спят, чтобы это могла делать она... и могла продавать книги о сне", - замечает журналист.
"Однако, - отмечает Мадави, - если потребность во сне и может быть одной из вещей, объединяющих человечество, то реальная возможность высыпаться по ночам - это символ великого общественного неравенства. Эта возможность зависит не только от того, чтобы лечь в правильное время: вопрос в том, чтобы сделать это в правильном районе и в правильном теле". Мадави приводит данные нескольких исследований, показавших, что бедные спят меньше и хуже богатых. Больше всего и лучше всего в Америке спят "обеспеченные белые женщины", для которых, как предполагает журналистка, и написана книга Хаффингтон.
Мадави предсказывает, что "мода на сон будет недолгой": настоящим достижением будет найти способ свести на нет депривацию сна, чтобы люди могли функционировать, отдыхая меньше. Неудивительно, что в авангарде этих исследований идут вооруженные силы. В 2008 году Пентагон опубликовал доклад под названием "Работоспособность человека" (Human Performance), где рассматривается возможность, при которой в будущем солдаты смогут функционировать максимально эффективно всего лишь при двухчасовом сне. В докладе изучается влияние ампакинов, класса препаратов, которые регулируют нейротрансмиттеры в мозге для устранения проявлений нехватки сна.
Тогда "проводить треть жизни в бессознательном состоянии уже не будет роскошью; к этому будут принуждены только бедняки. И в этот момент нам, возможно, понадобится новая, совершенно другая революция сна", резюмирует автор.