Допотопный мир |
Графически повесть выполнена мощно: масштабные изображения древнего мира прорисованы детально и очень красиво в едва уловимой японской комиксной традиции. Авторы увидели допотопную цивилизацию как смесь первобытной примитивности и индустриальных технологий. Они поместили этот древний технологически развитый мир под совершенно неземным звездным небом, где видны неведомые яркие звезды и колоссальные планеты. В результате атмосфера создается довольно фантастическая, хотя и узнаваемо земная. Это художественное решение неслучайно, потому что время от времени в новостях появляются сообщения именно такого рода, например недавняя информация о найденных в Африке следах древнего ядерного реактора (Подробно на эту тему можно почитать здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/Природный_ядерный_реактор_в_Окло). Цивилизация, параллельно которой живет праведник Ной в книге, очень похожа на ту, которая могла создать подобные высокие технологии.
Столица порочного человечества Баб-Илим |
Однако мы знаем, что несмотря на свою технологическую развитость, то была тупиковая ветвь развития человечества. Это был продукт, который можно условно назвать «Человечество 1.0». Создатель (Он только так называется в книге комиксов) был сильно недоволен Своим творением и решил уничтожить версию 1, сохранив однако «исходный код» (семью Ноя). Из него впоследствии была создана вторая версия, так сказать, «Человечество 2.0». Через 10 поколений после сотворения человека, Ной и его жена Наме стали как бы новыми Адамом и Евой, и от них пошло уже все современное человечество. Вкратце такова суть библейской истории.
Создатели комикса воспользовались своей творческой лицензией, чтобы объяснить, а почему же собственно допотопное человечество не угодило Создателю. Как можно ожидать, это очень мрачная история, полная невинной крови, зверских татуированных лиц и общего ощущения надвигающейся цивилизационной и экологической катастрофы. Известно, что Создатель был недоволен двумя особенностями своего прототипа. Библия сообщает об этом вкратце: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время…» (Книга Бытие 6:5). Устная еврейская традиция Мидраш сообщает некоторые детали того, в чем состояло «развращение человеков». Во-первых, среди людей процветал инцест, растление малолетних, убийства и каннибализм. Во-вторых, имело место еще и мистическое сексуальное извращение: ангелы сошли с небес и взяли себе в жены дочерей человеческих, поскольку те были чрезвычайно хороши собой. От этого смешения появились гиганты, а люди познали запретное для них знание: магию и колдовство. (Здесь и дальше внебиблейские детали почерпнуты из Мидраша). Создатели книги «Ной» сделали упор на жестокость допотопного человечества, на его жуткую гордыню. Праведник Ной направляется для проповеди в столицу прото-человечества Баб-Илим, - название, в котором слышится Вавилон. В центре столицы высится башня до небес. Может быть это и есть тот самый древний ядерный реактор. В Библии история Вавилонской башни произошла позже Великого Потопа, в 11-ой главе Книги Бытия, но здесь некоторое анахронистическое смешение событий подчеркивает греховную суть человечества и просто потрясающе выглядит. Невинная проповедь оканчивается плохо, и Ной оттуда еле уносит ноги.
В повести имеются и другие отступления от канонической истории. Появляется лидер грешников Тубал-Каин, молодой Ной никак не похож на 600-летнего старика, каким он был согласно Библии к началу Потопа (а его жене было к этому моменту 500 лет), Ною помогают строить Ковчег те самые падшие гиганты и т.д. Все эти моменты придуманы авторами, чтобы облечь довольно короткий библейский текст многочисленными деталями, и объяснить сюжет читателю (а может и самим себе). Так например, у меня возникло впечатление, что помогающих гигантов Аронофски ввел просто потому, что ему было трудно представить как Ной, у которого не было ни морского, ни строительного опыта, даже со своими тремя сыновьями, смог построить огромный Ковчег. Древнееврейская устная традиция Мидраш объясняет эту странность тем, что прадед Ноя, «живущий с ангелами» пророк Енох, передал ему Книгу Божественной премудрости, которая была инкрустирована сапфирами. В ней и были знания, необходимые для постройки Ковчега человеком. Аронофски создал свою версию, согласно которой падшие ангелы помогли Ною создать Ковчег и защитили его от людей, в благодарность за что Господь их спас. Против такой вольности изложения истории, как и многих других, я лично не возражаю.
Визуализация исходного кода |
Самой большой проблемой книги и фильма Аронофски является темный характер главного героя пророка Ноя. Согласно Библии это был праведный и благочестивый человек, который не участвовал во всеобщем пороке и распространении запретного знания. В Мидраше Ной описан как ангел, с белоснежной кожей, белыми волосами и пронзительными голубыми глазами. Ной Даррена Аронофски и Нико Хайнрикона не похож на ангела. Этого сурового и мрачного воина-одиночку просто сложно полюбить в книге и фильме. Авторы придумали беременную девушку Илу, которая оказалась в Ковчеге, а затем заставили Ноя гоняться за ней с огромным кинжалом. Мог ли быть такой человек праведником? Как такого героя полюбить? В Библии ничего не сказано о темной стороне характера Ноя, это выдумка авторов комикса и фильма, и именно эта вольность диссонирует с духом истории, который авторы обещают сохранить. Аронофски создает мятущийся характер, в котором чувство вины борется с чувством долга. Непонятно откуда возник этот душевный конфликт, ведь на самом деле Ной должен был только построить Ковчег и спасти в нем зверей и свою семью от катастрофы. Пострадало от нее жестокое и порочное допотопное человечество. А по фильму и комиксу получается, что Ной был не менее жестоким, чем все остальные. Более того, выдумка Аронофски в корне несправедлива к тому человеку, которым был Ной. Создатель спас Ноя именно потому что он был праведным, и что только среди потомков такого праведника в дальнейшем могли появиться и выжить в этом мире Авраам, Моисей, Давид, Соломон, Дева Мария и, наконец, Иисус Христос. Если бы характер Ноя был также «темен», как у героя Аронофски, Господь вряд ли бы избрал его для выполнения своего сложного и важного плана. Как бы в таких случаях сказали работодатели неудачному кандидату: имелись кандидатуры и получше, например дед Ноя пророк Мафусаил. Этот старец, давший нам понятие «мафусаилов век», поскольку он жил 969 лет, мог своей молитвой отгонять смерть, с которой он сражался как бы духовным мечом, спасая людей.
Все остальные вольности сюжета, придуманной Аронофски, простительны и не мешают восприятию этой библейской истории. В любом случае, поскольку образ праведника Ноя принципиально неверно интерпретирован авторами фильма и книги, я бы все-таки посоветовал зрителю почитать первоисточник, или хотя бы посмотреть документальные фильмы таких надежных телеканалов, как «History» или «Discovery» на эту тему, их очень много (например, “Noah and the Great Ark: Voyage to a New Beginning” или “Mysteries of the Bible: Noah and the Flood ”).
Навязчивые кошмары Ноя |
В христианстве Великий Потоп и Ковчег имеют больше символическое, нежели историческое значение. Под Ковчегом понимается церковь, только в которой и можно спастись от грехов мира. Но даже и принадлежа к церкви у человека не должно быть уверенности, что он будет спасен, о чем нам напоминает история Хама. Суть истории Хама состоит в том, что хотя Ной и его жена были праведниками, они все-таки были потомками Адама и Евы и их грехопадения. Они несли в себе «семя тли», которое дало о себе знать в сыне Ноя Хаме. Библеисты считают, что у Хама было больше всего связей с допотопным человечеством, он был наиболее порочен из всех детей Ноя. После спасения в Ковчеге Ной напился вина и лег голый спать. Далее Библия сообщает, что Хам увидел «наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим» (Книга Бытие 9:22). Некоторые ученые считают, что Хам изнасиловал своего отца, воспользовавшись его опьянением. Когда Ной проснулся и «узнал, что сделал над ним меньший сын его» (Книга Бытие 9:24), он проклял сына Хама Ханаана. Хам ушел из семьи и стал легендарным прародителем египтян, поработителей евреев. Его имя дало начало понятию «хамства», которое означает пренебрежительное отношение к культурным запретам.
Создатель же пообещал человеку после Потопа никогда больше не пытаться уничтожить его, наказал ему «плодиться и размножаться» и дал Семь Законов Потомков Ноя , которые предшествуют Десяти Моисеевым Заповедям. Заповеди, данные Ною, считаются Торой минимальным Высшим требованием к человечеству и возложены на всех, верующих и неверующих, евреев и неевреев. Эти заповеди включают в себя запреты идолопоклонства, богохульства, убийства, прелюбодеяния, воровства, употребления в пищу плоти, отрезанной от живого существа, а также обязанность создать справедливую судебную систему. Создатель отблагодарил Ноя научив его делать вино и сельскохозяйственные орудия плуг и серп, а также разрешив людям употреблять в пищу мясо животных, чтобы избежать былого каннибализма (прежде людям разрешалось употреблять только растительную пищу). После этого животные стали «страшиться и трепещать» людей.
Сон о Ковчеге |
Развитие современной науки и техники действительно дарит новую жизнь старым сюжетам, подобным истории Великого Потопа. Смесь первобытного и современного в литературе, кино, изобразительном искусстве происходит потому, что она происходит и в жизни, создавая новое и удивительное знание. Так например, в 1999 году американские геологи Уильям Райан и Уолтер Питмен опубликовали книгу под названием «Великий Потоп: новые научные открытия о событии, которое поменяло ход истории» (Noah’s Flood: The New Scientific Discoveries About the Event That Changed Histor). Ученые выдвинули теорию черноморского потопа (https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_черноморского_потопа), согласно которой около 7500 лет назад имел место масштабный катастрофический подъём уровня Чёрного моря, возможно, послуживший исторической основой легенд о всемирном потопе. Причиной прорыва вод из Средиземного моря в замкнутое прежде маленькое Чёрное море считается землетрясение или вулканическое извержение. До этого катаклизма уровень Чёрного моря был ниже общего уровня мирового океана на 140 метров, а вокруг него была плодородная долина, заселенная развитой первобытной цивилизацией. На месте узкого Босфорского пролива, единственной нынешней связи Черного моря с мировым океаном, было некоторое натуральное препятствие, которое прорвалось в результате катаклизма. Естественная дамба, разделявшая Средиземное море и древнюю долину Черного моря, разрушилась под воздействием хлынувшей в долину воды. В течение 300 дней в устье Босфора существовал колоссальный водопад, в 200 раз больший, чем Ниагарский водопад. Вследствие потопа была затоплена огромная территория, тогда же образовалось Азовское море.
После выдвижения теории черноморского потопа было научно доказано, что действительно Чёрное море в древности было маленьким и пресноводным, но затем туда хлынула солёная морская вода, которая почему-то не ушла, а там и осталась. Уровень Чёрного моря поднялся, образовав совершенно новое побережье, включая полуостров Крым. Радиоуглеродный анализ грунта глубокого черноморского дна подтвердил резкое изменение водных растений и осадочных пород с пресноводных на соленоводные примерно 7,5 тысяч лет назад. Таким образом великий потоп действительно был. Исследователи также нашли археологические и геологические подтверждения теории потопа: древние береговые линии, затопленные речные долины, ракушки пресноводных моллюсков и корни древних растений в почве на глубине около 150 метров.
В гостях у пророка Мафусаила |
Почти как картина Кацусики Хокусай "Большая волна в Канагаве" |
No comments:
Post a Comment