Friday, 19 June 2015

Ной и Великий Потоп: история одного IT-проекта

Допотопный мир
В графической повести-комиксе «Ной» Даррена Аронофски, Нико Хенрикона и Ари Ханделя известная ветхозаветная история Всемирного Потопа пересказана в неожиданной эстетике научной фантастики и японской манги. Этот комикс был создан в поддержку фильма Д. Аронофски «Ной», о котором я писал в статье «Живой Ной», http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/05/blog-post_2.html. Сюжет фильма и книги практически одинаков, в образе Ноя авторы сделали одну важную ошибку, о чем будет написано ниже. Комикс этот не менее ярок и впечатляющ, чем голливудский фильм и является независимым произведением графического искусства. История Ноя и Великого Потопа, которая без преувеличения стара как мир, но рассказанная с помощью комикса, выглядит и звучит совершенно по-новому, сообщая читателю гораздо больше того, что известно из довольно скупого библейского описания (три главы Книги Бытия, с шестой по девятую).

Графически повесть выполнена мощно: масштабные изображения древнего мира прорисованы детально и очень красиво в едва уловимой японской комиксной традиции. Авторы увидели допотопную цивилизацию как смесь первобытной примитивности и индустриальных технологий. Они поместили этот древний технологически развитый мир под совершенно неземным звездным небом, где видны неведомые яркие звезды и колоссальные планеты. В результате атмосфера создается довольно фантастическая, хотя и узнаваемо земная. Это художественное решение неслучайно, потому что время от времени в новостях появляются сообщения именно такого рода, например недавняя информация о найденных в Африке следах древнего ядерного реактора (Подробно на эту тему можно почитать здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/Природный_ядерный_реактор_в_Окло). Цивилизация, параллельно которой живет праведник Ной в книге, очень похожа на ту, которая могла создать подобные высокие технологии.
Столица порочного человечества Баб-Илим
Развал исходного кода

Однако мы знаем, что несмотря на свою технологическую развитость, то была тупиковая ветвь развития человечества. Это был продукт, который можно условно назвать «Человечество 1.0». Создатель (Он только так называется в книге комиксов) был сильно недоволен Своим творением и решил уничтожить версию 1, сохранив однако «исходный код» (семью Ноя). Из него впоследствии была создана вторая версия, так сказать, «Человечество 2.0». Через 10 поколений после сотворения человека, Ной и его жена Наме стали как бы новыми Адамом и Евой, и от них пошло уже все современное человечество. Вкратце такова суть библейской истории.

Создатели комикса воспользовались своей творческой лицензией, чтобы объяснить, а почему же собственно допотопное человечество не угодило Создателю. Как можно ожидать, это очень мрачная история, полная невинной крови, зверских татуированных лиц и общего ощущения надвигающейся цивилизационной и экологической катастрофы. Известно, что Создатель был недоволен двумя особенностями своего прототипа. Библия сообщает об этом вкратце: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время…» (Книга Бытие 6:5). Устная еврейская традиция Мидраш сообщает некоторые детали того, в чем состояло «развращение человеков». Во-первых, среди людей процветал инцест, растление малолетних, убийства и каннибализм. Во-вторых, имело место еще и мистическое сексуальное извращение: ангелы сошли с небес и взяли себе в жены дочерей человеческих, поскольку те были чрезвычайно хороши собой. От этого смешения появились гиганты, а люди познали запретное для них знание: магию и колдовство. (Здесь и дальше внебиблейские детали почерпнуты из Мидраша). Создатели книги «Ной» сделали упор на жестокость допотопного человечества, на его жуткую гордыню. Праведник Ной направляется для проповеди в столицу прото-человечества Баб-Илим, - название, в котором слышится Вавилон. В центре столицы высится башня до небес. Может быть это и есть тот самый древний ядерный реактор. В Библии история Вавилонской башни произошла позже Великого Потопа, в 11-ой главе Книги Бытия, но здесь некоторое анахронистическое смешение событий подчеркивает греховную суть человечества и просто потрясающе выглядит. Невинная проповедь оканчивается плохо, и Ной оттуда еле уносит ноги.

В повести имеются и другие отступления от канонической истории. Появляется лидер грешников Тубал-Каин, молодой Ной никак не похож на 600-летнего старика, каким он был согласно Библии к началу Потопа (а его жене было к этому моменту 500 лет), Ною помогают строить Ковчег те самые падшие гиганты и т.д. Все эти моменты придуманы авторами, чтобы облечь довольно короткий библейский текст многочисленными деталями, и объяснить сюжет читателю (а может и самим себе). Так например, у меня возникло впечатление, что помогающих гигантов Аронофски ввел просто потому, что ему было трудно представить как Ной, у которого не было ни морского, ни строительного опыта, даже со своими тремя сыновьями, смог построить огромный Ковчег. Древнееврейская устная традиция Мидраш объясняет эту странность тем, что прадед Ноя, «живущий с ангелами» пророк Енох, передал ему Книгу Божественной премудрости, которая была инкрустирована сапфирами. В ней и были знания, необходимые для постройки Ковчега человеком. Аронофски создал свою версию, согласно которой падшие ангелы помогли Ною создать Ковчег и защитили его от людей, в благодарность за что Господь их спас. Против такой вольности изложения истории, как и многих других, я лично не возражаю.
Визуализация исходного кода
Очищение исходного кода от наиболее очевидных уязвимостей

Самой большой проблемой книги и фильма Аронофски является темный характер главного героя пророка Ноя. Согласно Библии это был праведный и благочестивый человек, который не участвовал во всеобщем пороке и распространении запретного знания. В Мидраше Ной описан как ангел, с белоснежной кожей, белыми волосами и пронзительными голубыми глазами. Ной Даррена Аронофски и Нико Хайнрикона не похож на ангела. Этого сурового и мрачного воина-одиночку просто сложно полюбить в книге и фильме. Авторы придумали беременную девушку Илу, которая оказалась в Ковчеге, а затем заставили Ноя гоняться за ней с огромным кинжалом. Мог ли быть такой человек праведником? Как такого героя полюбить? В Библии ничего не сказано о темной стороне характера Ноя, это выдумка авторов комикса и фильма, и именно эта вольность диссонирует с духом истории, который авторы обещают сохранить. Аронофски создает мятущийся характер, в котором чувство вины борется с чувством долга. Непонятно откуда возник этот душевный конфликт, ведь на самом деле Ной должен был только построить Ковчег и спасти в нем зверей и свою семью от катастрофы. Пострадало от нее жестокое и порочное допотопное человечество. А по фильму и комиксу получается, что Ной был не менее жестоким, чем все остальные. Более того, выдумка Аронофски в корне несправедлива к тому человеку, которым был Ной. Создатель спас Ноя именно потому что он был праведным, и что только среди потомков такого праведника в дальнейшем могли появиться и выжить в этом мире Авраам, Моисей, Давид, Соломон, Дева Мария и, наконец, Иисус Христос. Если бы характер Ноя был также «темен», как у героя Аронофски, Господь вряд ли бы избрал его для выполнения своего сложного и важного плана. Как бы в таких случаях сказали работодатели неудачному кандидату: имелись кандидатуры и получше, например дед Ноя пророк Мафусаил. Этот старец, давший нам понятие «мафусаилов век», поскольку он жил 969 лет, мог своей молитвой отгонять смерть, с которой он сражался как бы духовным мечом, спасая людей.

Все остальные вольности сюжета, придуманной Аронофски, простительны и не мешают восприятию этой библейской истории. В любом случае, поскольку образ праведника Ноя принципиально неверно интерпретирован авторами фильма и книги, я бы все-таки посоветовал зрителю почитать первоисточник, или хотя бы посмотреть документальные фильмы таких надежных телеканалов, как «History» или «Discovery» на эту тему, их очень много (например, “Noah and the Great Ark: Voyage to a New Beginning” или “Mysteries of the Bible: Noah and the Flood ”).
Навязчивые кошмары Ноя
IT-проект «Человечество 2.0» не лишен недостатков, но укреплен новыми правилами

В христианстве Великий Потоп и Ковчег имеют больше символическое, нежели историческое значение. Под Ковчегом понимается церковь, только в которой и можно спастись от грехов мира. Но даже и принадлежа к церкви у человека не должно быть уверенности, что он будет спасен, о чем нам напоминает история Хама. Суть истории Хама состоит в том, что хотя Ной и его жена были праведниками, они все-таки были потомками Адама и Евы и их грехопадения. Они несли в себе «семя тли», которое дало о себе знать в сыне Ноя Хаме. Библеисты считают, что у Хама было больше всего связей с допотопным человечеством, он был наиболее порочен из всех детей Ноя. После спасения в Ковчеге Ной напился вина и лег голый спать. Далее Библия сообщает, что Хам увидел «наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим» (Книга Бытие 9:22). Некоторые ученые считают, что Хам изнасиловал своего отца, воспользовавшись его опьянением. Когда Ной проснулся и «узнал, что сделал над ним меньший сын его» (Книга Бытие 9:24), он проклял сына Хама Ханаана. Хам ушел из семьи и стал легендарным прародителем египтян, поработителей евреев. Его имя дало начало понятию «хамства», которое означает пренебрежительное отношение к культурным запретам.

Создатель же пообещал человеку после Потопа никогда больше не пытаться уничтожить его, наказал ему «плодиться и размножаться» и дал Семь Законов Потомков Ноя , которые предшествуют Десяти Моисеевым Заповедям. Заповеди, данные Ною, считаются Торой минимальным Высшим требованием к человечеству и возложены на всех, верующих и неверующих, евреев и неевреев. Эти заповеди включают в себя запреты идолопоклонства, богохульства, убийства, прелюбодеяния, воровства, употребления в пищу плоти, отрезанной от живого существа, а также обязанность создать справедливую судебную систему. Создатель отблагодарил Ноя научив его делать вино и сельскохозяйственные орудия плуг и серп, а также разрешив людям употреблять в пищу мясо животных, чтобы избежать былого каннибализма (прежде людям разрешалось употреблять только растительную пищу). После этого животные стали «страшиться и трепещать» людей.
Сон о Ковчеге
Исторические основы Великого Обновления исходного кода

Развитие современной науки и техники действительно дарит новую жизнь старым сюжетам, подобным истории Великого Потопа. Смесь первобытного и современного в литературе, кино, изобразительном искусстве происходит потому, что она происходит и в жизни, создавая новое и удивительное знание. Так например, в 1999 году американские геологи Уильям Райан и Уолтер Питмен опубликовали книгу под названием «Великий Потоп: новые научные открытия о событии, которое поменяло ход истории» (Noah’s Flood: The New Scientific Discoveries About the Event That Changed Histor). Ученые выдвинули теорию черноморского потопа (https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_черноморского_потопа), согласно которой около 7500 лет назад имел место масштабный катастрофический подъём уровня Чёрного моря, возможно, послуживший исторической основой легенд о всемирном потопе. Причиной прорыва вод из Средиземного моря в замкнутое прежде маленькое Чёрное море считается землетрясение или вулканическое извержение. До этого катаклизма уровень Чёрного моря был ниже общего уровня мирового океана на 140 метров, а вокруг него была плодородная долина, заселенная развитой первобытной цивилизацией. На месте узкого Босфорского пролива, единственной нынешней связи Черного моря с мировым океаном, было некоторое натуральное препятствие, которое прорвалось в результате катаклизма. Естественная дамба, разделявшая Средиземное море и древнюю долину Черного моря, разрушилась под воздействием хлынувшей в долину воды. В течение 300 дней в устье Босфора существовал колоссальный водопад, в 200 раз больший, чем Ниагарский водопад. Вследствие потопа была затоплена огромная территория, тогда же образовалось Азовское море.

После выдвижения теории черноморского потопа было научно доказано, что действительно Чёрное море в древности было маленьким и пресноводным, но затем туда хлынула солёная морская вода, которая почему-то не ушла, а там и осталась. Уровень Чёрного моря поднялся, образовав совершенно новое побережье, включая полуостров Крым. Радиоуглеродный анализ грунта глубокого черноморского дна подтвердил резкое изменение водных растений и осадочных пород с пресноводных на соленоводные примерно 7,5 тысяч лет назад. Таким образом великий потоп действительно был. Исследователи также нашли археологические и геологические подтверждения теории потопа: древние береговые линии, затопленные речные долины, ракушки пресноводных моллюсков и корни древних растений в почве на глубине около 150 метров.
В гостях у пророка Мафусаила
Великий черноморский потоп мог послужить исторической основой легенды о мировом потопе, распространённой среди народов Ближнего Востока, а также римлян, греков, ирландцев, скандинавов и даже индейцев Америки. Потоп упоминается в греческих сказаниях о Трое, а также в шумерской эпопее «Гильгамеш». Не исключена связь этого катаклизма с легендой об Атлантиде. Черноморский потоп заставил народы неолита совершить масштабную миграцию и начать осваивать новые территории. Это привело к взрывоподобному развитию культуры, технологии и сельского хозяйства среди мигрировавших цивилизаций. Познакомившись с удивительной гипотезой Райана-Питмена, я ею довольно серьезно проникся. Однако я хочу всех попросить не рассказывать о ней ничего Владимиру Путину. Крым для него и так уже «колыбель русской цивилизации», а вооруженный гипотезой Райана-Питмена он запросто может заявить, что Крым это колыбель всемирной цивилизации. Кто знает, на какие «геополитические» мысли это его может навести!
Почти как картина Кацусики Хокусай "Большая волна в Канагаве"

No comments:

Post a Comment