|
Прекрасные иллюстрации к книге выполнены
художниками Игорем Сакуровым и Михаилом Душиным
|
Нельзя всерьез воспринимать историко-приключенческую повесть Бориса Акунина «Огненный перст», которая написана автором в качестве литературного приложения к первому тому его "Истории Российского государства". (Повесть «Огненный перст» входит в состав одноименной художественной книги, которая содержит еще две повести: «Князь Клюква» и «Плевок дьявола». Эта статья – о повести, а не о всей книге, хотя я обсужу на ее материале особенности литературного подхода писателя в целом). Историю России по этой повести лучше не учить, хотя она написана в исторически верных рамках. Ее действие происходит перед легендарным призванием скандинавского князя Рюрика на царствие в Новгород. Действительно, в те времена Византия вела хитрую («византийскую») политику, а к северу от нее возможно существовали скандинавский князь Рюрик (в повести – Рорик) и вождь днепровских полян Кий (в повести – Кый), однако оба эти персонажа являются скорее легендарными, нежели реальными. Их существование оспаривается многими историками. Желающие разобраться с Кием и Рюриком могут почитать «Повесть временных лет» (в переводе Д.С. Лихачева:
http://www.hrono.info/dokum/1000dok/povest1.php). Познакомившись с этим самым главным источником сведений о той части российской истории понимаешь, насколько все в домонгольской истории Руси было противоречивым и неясным. Как не раз говорил сам Акунин во время работы над «Историей Российского государства», прочитав много первоисточников он понял, что никто не может ничего с увереннностью утверждать о тех далеких временах и героях.
|
Аминтес Дамиан разбирается с разбойниками
с помощью прирученного леопарда, как настоящий Джеймс Бонд
|
Поэтому подход автора повести «Огненный перст» таков: раз ничего точного про те времена и людей не известно, то он создает свой мир, свободно основанный на тех реалиях. Ведь без надежных свидетельств, можно запросто объявить его версию истории как невозможной, так и вполне возможной. Главное, что результат достигается исторически точный.
Акунин бодро берет этот подход себе на вооружение и создает этакую древнерусскую бондиану. Главный герой византийский лазутчик (аминтес) Дамианос очень сильно напоминает Джеймса Бонда, который отправляется с заданием в дикую Русь, где его конечно же врасплох захватывает любовь. Этот опытный агент с правом на убийство отлично владеет медицинскими знаниями и различными приемами борьбы. Он пользуется новейшими достижениями техники (арбалет-манубалист, подзорная труба-оптикон), прекрасно разбирается в человеческой психологии, очевидно неплох в сексе. Помогает ему аминтесса Гелия – не только разведчица высшего класса, но и профессиональная гетера, в совершенстве овладевшая искусством охмурять мужчин и вытягивать из них информацию. Дамианоса сопровождают также два биоробота-трипокефала (бывшие преступники, у которых византийские врачи прижгли участки мозга, отвечающие за волю) и прирученный леопард.
|
Аминтесса Гелия! Такую лучше не злить... |
Сюжет псевдоисторической повести «Огненный перст» закручен очень лихо. Византийские шпионы Гелия и Дамианос посланы Константинополем для того чтобы ослабить нового могущественного полянского (украинского) князя Кыя. Между Кыем, Гелией и Дамианосом происходит некая драма, в результате которой шпионы решают отправиться вверх по Днепру, где они должны обезвредить скандинавское войско под предводительством конунга Рорика. Они предпринимают то, что в исторических хрониках называется путем «из греков в варяги». Но тут все дело портит безответная любовь Гелии к Дамианосу и ее африканская ревность к красивой и наивной славянке Радославе (у Гелии эфиопские корни). В результате этих любовных страстей все «византийское» задание Константинополя разваливается. Мудрый Кый остается на своем месте, власть Рорика укрепляется, Византия вступает в стадию своего медленного угасания. Скоро должно произойти призвание Рорика на царствие в Новгород.
|
Этот веселый здоровяк - искусный скандинавский воин |
Подобное достаточно свободное моделирование исторической реальности, призванное в первую очередь развлечь (ну, может быть, еще подбросить одну-две мысли и дать самые базовые знания) и есть современный «мейнстрим» в популярной культуре. Такой подход используют многие большие голливудские режиссеры, например наш бывший соотечественник Тимур Бекмамбетов, снявший не так давно супер-зрелищный триллер «Авраам Линкольн: Охотник на вампиров». «Огненный перст» и «Авраам Линкольн» одного поля ягоды, подход их создателей к рассказывамой истории одинаков: детализация целого мира, свободно основанного на исторической реальности, размещение в нем главного героя, наделенного почти фантастическими способностями, наличие у него страшных или даже сверхъестественных врагов, увлекательное и зрелищное столкновение героя и врагов, достижение результата, соответствующего историческим фактам. Авраам Линкольн побеждает рабство в Америке, перебив всех вампиров-работорговцев. Русская миссия Дамианоса и Гелии проваливается, в результате чего Византия угасает, позволяя Руси создаться и укрепиться.
|
Огненный перст - византийский огнемет |
Главная задача подобных историй в общем и повести «Огненный перст» в частности, все-таки развлекательная. С ней Акунин справляется блестяще. Он давно уже набил на историко-приключенческой литературе мощную руку. Ею он быстро захватывает внимание читателя и мастерски руководит им на протяжении всей повести. Повесть эта очень захватывающая и легкая, она написана прекрасным ярким языком. Акунин с легкостью создает запоминающиеся образы, атмосферу. Наличествует также его фирменный «знак» - знаменитые акунинские афоризмы (читайте "Об афоризмах Бориса Акунина" здесь
http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/06/blog-post_3.html). К недостаткам повести можно отнести некоторую психологическую неубедительность героев, которые говорят и думают как-то одинаково, по-акунински, но увлекательности повествования это не мешает.
|
Кыева крепость |
Тема роли византийских корней в российской истории в последнее время стала очень популярна в современной России. На византийскую тематику «скрестили копья» многие известные авторы, например архимандрит Тихон (Шевкунов) со своим нашумевшим документальным фильмом «Гибель империи. Византийский урок» (
https://www.youtube.com/watch?v=0hs3o5O5kX4) и журналист «Новой газеты» Юлия Латынина со своей ответной большой статьей «Византия: идеальная катастрофа» (
http://www.novayagazeta.ru/arts/67159.html). Выводы этих авторов относительно византийского урока для России почти диаметрально противоположны. Сомнения вызывает мотивация этих авторов, особенно архимандрита Тихона. Его версия причин падения Византии наводит на мысль о довольно грубо сработанном путинском агитпропе. Латынина же – журналист, писатель-фантаст и кандидат филологических наук, вряд ли она глубоко знает византийскую историю, на что ее статья серьезно претендует.
|
Легендарный Кый |
Главным достоинством «византийских» литературных исследований Акунина является то, что Акунин искренен. Его нельзя заподозрить в «творчестве» по звонку из Кремля или в желании отметиться на популярную тематику. Акунин верит в то, что он описывает. Этот опытный и умный писатель делает доскональную «домашнюю работу» прежде чем написать что-то. На основе его исследований у него появляется искреннее оригинальное мнение об исторических реалиях, которое возникает не по чьей-то указке, а в результате независимых глубоких исторических размышлений и детального анализа многих первоисточников. Это мнение стоит узнать, и повесть, содержащую множество любопытных историко-культурных характеристик, стоит читать, тем более, что она из себя представляет такое увлекательное, легкое, можно сказать, «летнее» чтение. Проведя несколько приятных часов за «Огненным перстом», можно затем с интересом взяться за действительно исторический труд Б. Акунина: многотомную «Историю Российского государства». «Огненный перст» быстро забудется, как всякое легкое чтиво, а «История» останется.
No comments:
Post a Comment