Tuesday, 2 June 2015

Летнее чтение. Повесть "Огненный перст" Бориса Акунина: захватывающая древнерусская бондиана

Прекрасные иллюстрации к книге выполнены
художниками Игорем Сакуровым и Михаилом Душиным
Нельзя всерьез воспринимать историко-приключенческую повесть Бориса Акунина «Огненный перст», которая написана автором в качестве литературного приложения к первому тому его "Истории Российского государства". (Повесть «Огненный перст» входит в состав одноименной художественной книги, которая содержит еще две повести: «Князь Клюква» и «Плевок дьявола». Эта статья – о повести, а не о всей книге, хотя я обсужу на ее материале особенности литературного подхода писателя в целом). Историю России по этой повести лучше не учить, хотя она написана в исторически верных рамках. Ее действие происходит перед легендарным призванием скандинавского князя Рюрика на царствие в Новгород. Действительно, в те времена Византия вела хитрую («византийскую») политику, а к северу от нее возможно существовали скандинавский князь Рюрик (в повести – Рорик) и вождь днепровских полян Кий (в повести – Кый), однако оба эти персонажа являются скорее легендарными, нежели реальными. Их существование оспаривается многими историками. Желающие разобраться с Кием и Рюриком могут почитать «Повесть временных лет» (в переводе Д.С. Лихачева: http://www.hrono.info/dokum/1000dok/povest1.php). Познакомившись с этим самым главным источником сведений о той части российской истории понимаешь, насколько все в домонгольской истории Руси было противоречивым и неясным. Как не раз говорил сам Акунин во время работы над «Историей Российского государства», прочитав много первоисточников он понял, что никто не может ничего с увереннностью утверждать о тех далеких временах и героях.
Аминтес Дамиан разбирается с разбойниками
с помощью прирученного леопарда, как настоящий Джеймс Бонд
Поэтому подход автора повести «Огненный перст» таков: раз ничего точного про те времена и людей не известно, то он создает свой мир, свободно основанный на тех реалиях. Ведь без надежных свидетельств, можно запросто объявить его версию истории как невозможной, так и вполне возможной. Главное, что результат достигается исторически точный.

Акунин бодро берет этот подход себе на вооружение и создает этакую древнерусскую бондиану. Главный герой византийский лазутчик (аминтес) Дамианос очень сильно напоминает Джеймса Бонда, который отправляется с заданием в дикую Русь, где его конечно же врасплох захватывает любовь. Этот опытный агент с правом на убийство отлично владеет медицинскими знаниями и различными приемами борьбы. Он пользуется новейшими достижениями техники (арбалет-манубалист, подзорная труба-оптикон), прекрасно разбирается в человеческой психологии, очевидно неплох в сексе. Помогает ему аминтесса Гелия – не только разведчица высшего класса, но и профессиональная гетера, в совершенстве овладевшая искусством охмурять мужчин и вытягивать из них информацию. Дамианоса сопровождают также два биоробота-трипокефала (бывшие преступники, у которых византийские врачи прижгли участки мозга, отвечающие за волю) и прирученный леопард.
Аминтесса Гелия! Такую лучше не злить...
Сюжет псевдоисторической повести «Огненный перст» закручен очень лихо. Византийские шпионы Гелия и Дамианос посланы Константинополем для того чтобы ослабить нового могущественного полянского (украинского) князя Кыя. Между Кыем, Гелией и Дамианосом происходит некая драма, в результате которой шпионы решают отправиться вверх по Днепру, где они должны обезвредить скандинавское войско под предводительством конунга Рорика. Они предпринимают то, что в исторических хрониках называется путем «из греков в варяги». Но тут все дело портит безответная любовь Гелии к Дамианосу и ее африканская ревность к красивой и наивной славянке Радославе (у Гелии эфиопские корни). В результате этих любовных страстей все «византийское» задание Константинополя разваливается. Мудрый Кый остается на своем месте, власть Рорика укрепляется, Византия вступает в стадию своего медленного угасания. Скоро должно произойти призвание Рорика на царствие в Новгород.
Этот веселый здоровяк - искусный скандинавский воин
Подобное достаточно свободное моделирование исторической реальности, призванное в первую очередь развлечь (ну, может быть, еще подбросить одну-две мысли и дать самые базовые знания) и есть современный «мейнстрим» в популярной культуре. Такой подход используют многие большие голливудские режиссеры, например наш бывший соотечественник Тимур Бекмамбетов, снявший не так давно супер-зрелищный триллер «Авраам Линкольн: Охотник на вампиров». «Огненный перст» и «Авраам Линкольн» одного поля ягоды, подход их создателей к рассказывамой истории одинаков: детализация целого мира, свободно основанного на исторической реальности, размещение в нем главного героя, наделенного почти фантастическими способностями, наличие у него страшных или даже сверхъестественных врагов, увлекательное и зрелищное столкновение героя и врагов, достижение результата, соответствующего историческим фактам. Авраам Линкольн побеждает рабство в Америке, перебив всех вампиров-работорговцев. Русская миссия Дамианоса и Гелии проваливается, в результате чего Византия угасает, позволяя Руси создаться и укрепиться.
Огненный перст - византийский огнемет
Главная задача подобных историй в общем и повести «Огненный перст» в частности, все-таки развлекательная. С ней Акунин справляется блестяще. Он давно уже набил на историко-приключенческой литературе мощную руку. Ею он быстро захватывает внимание читателя и мастерски руководит им на протяжении всей повести. Повесть эта очень захватывающая и легкая, она написана прекрасным ярким языком. Акунин с легкостью создает запоминающиеся образы, атмосферу. Наличествует также его фирменный «знак» - знаменитые акунинские афоризмы (читайте "Об афоризмах Бориса Акунина" здесь http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/06/blog-post_3.html). К недостаткам повести можно отнести некоторую психологическую неубедительность героев, которые говорят и думают как-то одинаково, по-акунински, но увлекательности повествования это не мешает.
Кыева крепость
Тема роли византийских корней в российской истории в последнее время стала очень популярна в современной России. На византийскую тематику «скрестили копья» многие известные авторы, например архимандрит Тихон (Шевкунов) со своим нашумевшим документальным фильмом «Гибель империи. Византийский урок» (https://www.youtube.com/watch?v=0hs3o5O5kX4) и журналист «Новой газеты» Юлия Латынина со своей ответной большой статьей «Византия: идеальная катастрофа» (http://www.novayagazeta.ru/arts/67159.html). Выводы этих авторов относительно византийского урока для России почти диаметрально противоположны. Сомнения вызывает мотивация этих авторов, особенно архимандрита Тихона. Его версия причин падения Византии наводит на мысль о довольно грубо сработанном путинском агитпропе. Латынина же – журналист, писатель-фантаст и кандидат филологических наук, вряд ли она глубоко знает византийскую историю, на что ее статья серьезно претендует.
Легендарный Кый
Главным достоинством «византийских» литературных исследований Акунина является то, что Акунин искренен. Его нельзя заподозрить в «творчестве» по звонку из Кремля или в желании отметиться на популярную тематику. Акунин верит в то, что он описывает. Этот опытный и умный писатель делает доскональную «домашнюю работу» прежде чем написать что-то. На основе его исследований у него появляется искреннее оригинальное мнение об исторических реалиях, которое возникает не по чьей-то указке, а в результате независимых глубоких исторических размышлений и детального анализа многих первоисточников. Это мнение стоит узнать, и повесть, содержащую множество любопытных историко-культурных характеристик, стоит читать, тем более, что она из себя представляет такое увлекательное, легкое, можно сказать, «летнее» чтение. Проведя несколько приятных часов за «Огненным перстом», можно затем с интересом взяться за действительно исторический труд Б. Акунина: многотомную «Историю Российского государства». «Огненный перст» быстро забудется, как всякое легкое чтиво, а «История» останется.

No comments:

Post a Comment