Thursday, 11 June 2015

О мозаике купола православной церкви Св. Софии в Виктории

Мозаика купола церкви Св. Софии в Виктории, 2014
Проект мозаики купола православной церкви Св. Софии в канадской Виктории (http://www.saintsophia.ca) длился семь лет под общим художественным руководством канадской художницы и прихожанки церкви Св. Софии Мари-Андрэ Аллисон. (О ее концептуальном творчестве я рассказал в статье «Многочисленные оттенки белого в работах Мари-Андрэ Аллисон», http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/06/blog-post_68.html). Отделка купола закончилась в июле 2014 года. Результат этой долгой, сложной и кропотливой работы многих людей просто захватывает дух! О форме и содержании этой работы я хочу рассказать в этой статье.

Мозаика церковного купола выполнена в классическом византийском стиле: православные образы выложены на золотом фоне с использованием камней и цветного стекла мелкого модуля. По своим «краям» мозаика изображает ветхозаветных пророков Аввакума, Исайю, Иезекииля, Давида и Соломона, чьи пророчества наиболее точно предсказали события и дух Нового Завета. Из новозаветных фигур здесь присутствует только Иоанн Предтеча и, конечно же, в центре – Иисус Христос на фоне радуги и окруженный образами ангела, льва, орла и вола, каждый из которых держит книгу. Изображенная сцена описывает второе пришествие Христа на землю, предсказанное ветхозаетными пророками и детально описанное в Откровениях Иоанна Богослова: «Перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. 4:6-9). (Эта же сцена описана в знаменитой песне Бориса Гребенщикова «Под небом голубым»). Другая интерпретация гласит, что эти четыре создания – на самом деле одно символическое создание, которое называется тетраморфом. Тетраморф имеет четыре лица апостолов-евангелистов Матфея (Ангел), Марка (Лев), Луки (Вол) и Иоанна (Орел), рассказавших всему миру об Иисусе Христе. Поэтому каждое из существ держит в руках книгу – свое Евангелие. Тетраморф впервые был описан в ветхозаветной Книге пророка Иезекииля: «Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех» (Иез. 1:10).
Мари-Андрэ Аллисон выкладывает шестикрылого серафима
По углам мозаики находятся шестикрылые серафимы, а по периметру бежит надпись по-английски, гречески и русски: «Се Бог наш. Наньже уповаем , и о спасении нашем радуемся». Эта фраза в той или иной форме часто встречается в Ветхом и Новом Завете, например в ветхозаветной Второй Книге Царств: «Господь — твердыня моя и крепость моя и избавитель мой. Бог мой — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего, ограждение мое и убежище мое; Спаситель мой, от бед Ты избавил меня!» (2 Цар. 22:2-3) Многочисленные библейские обетования защиты собраны здесь: http://www.ng.lv/old/rus/propovedi/mesta_pisania_/5__obetovania_zasiti/

Таким образом основную тему этого мозаичного полотна можно озвучить так: Божественное присутствие и защита в любой момент времени, ожидание предсказанного пророками Второго Пришествия Христа; вера, построенная на основании Моисеева Закона (Mosaic Law) и исполненная по византийскому литургическому обряду, то есть в византийской традиции. Вкратце – это суть всего, что происходит в церкви, и все в одном куполе!
Многие прихожане помогали в создании мозаики
Мари-Андрэ рассказала, что для этой мозаики использовалась самая настоящая произведенная в Италии смальта, то есть кусочки цветного стекла, изготовленного по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов. Кусочки получаются методом колки или резки, для чего в мастерской церкви, где происходит процесс приготовления мозаики, имеются специальные резаки, молотки и заостренные наковаленки. Все желающие прихожане могут участвовать в процессе приготовления мозаики, и действительно многие приложили руку к созданию этого купола. Конечно, сложные изображения, к которым относятся чаще всего лица, выкладывались самой Мари-Андрэ или настоятелем церкви отцом Джоном, который тоже обучался мозаичному мастерству в Италии. У обыкновенного, не имеющего опыта мозаики человека, была возможность выложить, например, голубя или листья пальм – что тоже является ценным вкладом в общий проект. Работа в мастерской обычно начинается и заканчивается всеобщей молитвой, а во время работы звучит что-нибудь классическое, например музыка венецианца Вивальди. Сама Мари-Андрэ говорит, что эта мозаика – не просто красивая картинка на подходящую религиозную тему. Каждый кусочек стекла – это отдельная молитва того, кто его положил, а вся мозаика – это одна общая молитва, состоящая из тысяч отдельных индивидуальных молитв.

Мозаика на стенах и куполах византийских соборов была не только украшением соборов и этакой иллюстрацией к звучащим молитвам. Важную роль в византийских службах играло пение хора. В помещении выложенном мозаикой этот звук звучит гораздо красивее, более богато и насыщенно. Я этому являюсь непосредственным свидетелем, поскольку сам пою в церковном хоре церкви Св. Софии в непосредственной близи от мозаики. Звук отражается не как от какой-то единой поверхности, а от множества маленьких поверхностей, составляющих мозаику. Это значительно обогащает звук, что конечно же способствует красоте хорового церковного пения.

В планах Мари-Андрэ украшение церкви не только изнутри, но и снаружи, во всяком случае, работа в мастерской не замедлилась после установки купола. Последняя установка была рядом с алтарем, где с одной стороны было установлено мозаичное изображение святого Никиты, небесного покровителя основателя церкви русского князя Никиты Голицына, а с другой – святых Веры, Надежды, Любови и их матери святой Софии.

1 comment:

  1. The 5th Century Mosaic of Latomou Monastery, St. David of Thessaloniki

    The symbols behind the icon further deepen its already apparent glory. From a panoramic view, the almond-­‐shaped focal point becomes an eye. The seated Jesus becomes the iris. Because of the concave niche the mosaic is built on it is hard to tell, are you on the inside looking out through the eye or are you on the outside looking in? To the left and right of the focal point are two symbolic figures from the Old Testament, the prophet Ezekiel whose vision inspired the image of Christ on the rainbow and the Prophet Habakkuk. Their depictions correspond to the references predicting the advent of the Messiah in the Old Testament Scriptures. But their artistic rendering places them symbolically as two complementary dichotomies or approaches to experiencing Christ: one with the heart, the other with mind.
    First the prophet on the left sits crouching on knees his hands held up by his head his face in an expression of surprise or awe. The shape of his mouth makes him appear as if he is shouting or exclaiming in surprise. He represents the aesthetic and emotional stance that humans take to meeting the living God. On the other side, the prophet is cool and collected. He is rendered in the tradition of an ancient Greek philosopher; he is holding his head with one hand while clutching a book in the other. He represents the logical or rational approach to meeting God. Taken together they form the two ways the human soul comes to an understanding of the Divine.
    The physical space also helps to magnify the glory of this rare work of art. The original church entrance, in contrast to the one today, faced east. There is an eastern facing window in front of the mosaic dome. Given that the 5th century structure must have been shrouded in secrecy, with many liturgies taking place during the darkest hours of the night, could you imagine the splendor of the place when the first rays of the dawning sun beamed through the dark interior and set the majestic figure of the Lord aflame in bright light, a true symbol of the sun as the eternal Son? The genius iconographer, completely anonymous to this day, used the sun as a technicolor tool to set the figure of Christ seated on a rainbow in a golden glow just at the climax of the Christian liturgy when congregants partake in the body and blood of Christ. He compounded the symbolic significance of the icon by mixing both human hand crafted symbols with physical ones in real time that would together underscore the truth of Christian
    theology: God became man so that man could become godly. The human and the divine become one in both symbolic and physical reality.
    This icon mosaic is a magnificent masterpiece. One would think that everyone should know about it. But according to the theory disclosed by the warden, sometimes the best things have to be kept secret…

    Irene Archos http://www.pravoslavie.ru/english/86507.htm

    ReplyDelete