Saturday 27 July 2013

Читать или смотреть?



"Отверженных" нужно и читать и смотреть!
  Недавний просмотр новой голливудской версии романа В.Гюго «Отверженные» навеял много интересных мыслей (http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/07/blog-post_17.html), в том числе заставил меня поразмышлять над разницей между романом В. Гюго и его музыкальной кино-постановкой.

Конкретно я задумался над такой простой и очевидной разницей между литературной основой и ее кино-версией. Роман «Отверженные» - один из самых больших романов мировой литературы. Его объем – около 1300 страниц. Для того, чтобы прочитать произведение такого объема среднему читателю понадобятся месяцы. Кино же длилось два с половиной часа, и то показалось мне несколько затянутым! Очевидно, что этот же самый средний читатель скорее предпочтет кино книге. Почему? Что при этом теряется – и что находится? Стоит ли пренебрегать чтением оригинала, если есть возможность за пару часов узнать «в чем там дело»? На эти темы я рассуждаю в статье.

О разнице между книгой и кино написано уже очень много. В случае «Отверженных» нельзя не упомянуть зрелищность кино-версии, красоту ее звуковой дорожки с одной стороны и потрясающую детальность первоосновы с другой. Количество деталей, которое необходимо постигнуть, чтобы познакомиться с произведением, это пожалуй самая важная разница между этим кино и книгой. Очевидно, что в двух-с-половиной-часовом кино опущено множество оригинальных деталей (а некоторые детали изменены!). Что мы теряем, когда такое происходит?

В своей книге В.Гюго создает очень богатый и интересный мир. Разные поколения и типы людей, слои общества, исторические места и события. Углубляясь в этот выдуманный мир можно запросто потерять связь с реальностью, и представить, что на самом деле, мир «Отверженных» реален, а окружающий мир – нет.

Однако, неторопливо погружаясь в этот или в какой-нибудь другой большой роман, я с некоторых пор стал испытывать неприятное тревожное ощущение, что я что-то пропускаю, в чем-то себя ограничиваю. Хороших и интересных книг так много, а я потерялся только в одной! Общество вокруг взволнованно обсуждает какой-нибудь очередной бестселлер, а я даже понятия не имею, о чем он. Возникают сомнения, а стоит ли открытая сейчас книга моего времени, которого остается на чтение все меньше и меньше? Сегодня так много соблазнов, хочется потратить имеющиеся в распоряжении редкие часы с максимальной пользой, то есть освоить как можно больше интересных (нашумевших) сюжетов за минимальное время.

Выбор нашумевших сюжетов сегодня очень богат, гораздо богаче, чем во времена Гюго. Книги стали гораздо доступнее, выработаны эффективные механизмы их отбора из всеобщего огромного множества – еженедельные списки бестселлеров, книги, по которым ставят фильмы. Почти каждый месяц публикуется книга, о которой «все говорят». Хочется быть в курсе событий, знать, о чем все говорят, и иметь об этом свое мнение. На помощь приходит кино-версии, дающие легкую и приятную возможность быстро понять «в чем там дело».

Просмотр кино-версий известных книг дает возможность быть в курсе событий и иметь по ним свое мнение. Разумеется детали оригинального произведения опускаются. Предпочтение книги фильму или наоборот - это личный выбор каждого из нас. Некоторые общие зависимости нащупать все же можно. В отношении «Отверженных» (классическая проза) стоит и почитать книгу и посмотреть кино-постановку. «Евгения Онегина» (классический роман в стихах) еще никто не смог поставить более-менее равнозначно оригиналу, и поэтому здесь лучше вообще ничего не смотреть, а наслаждаться оригиналом. Нашумевшие «Голодные игры» Сюзан Коллинз (современный бестселлер) лучше только смотреть в кино-версии. Я пробовал читать этот роман, но в меня просто физически не полезла «подростковая» проза. Если эта выборка о чем-то свидетельствует, то о необходимости погружаться в классику, используя оригинальный текст, и о необходимости экономить время на современных бестселлерах, чаще предпочитая кино книге.

Если использовать знаменитое высказывание английского средневекового философа Фрэнсиса Бэкона о том, что "Некоторые книги нужно пробовать, другие — глотать, а очень немногие — прожевывать и переваривать", то сегодня эта мудрость может звучать так: "Некоторые книги нужно только смотреть, другие — только читать, а очень немногие — и смотреть и читать".

О важности деталей в книгах прекрасно сказал Г. Гессе в своем эссе «Магия книги». По его мнению, теряя детали мы теряем «таинство и величие читательского опыта», огрубляем свои чувства и отупляем наши мысли, ограничиваем наш кругозор. Для того, чтобы этого не произошло, нужно читать книги. Перекидным мостиком в мир книги могут служить их кино-версии.

Вот окончание этого замечательного эссе.

«Таинство и величие читательского опыта заключается в том, что чем больше деталей и взаимосвязей мы обнаруживаем, чем тоньше при чтении наши чувства, тем больше видим мы уникальность, индивидуальность и строгую обусловленность каждой мысли, каждого произведения, тем больше уясняем себе, что вся красота и очарование порождены именно этой индивидуальностью и уникальностью, и тем отчетливее, кажется, понимаем, что сотни тысяч голосов различных народов жаждут одного и того же, под разными именами взывают к одним и тем же богам, повествуют об одних и тех же грезах, стенают от одних и тех же бед. Сквозь тясячеслойное кружево бесчисленных языков и книг, сквозь пространство нескольких тысячелетий в моменты озарений проступает перед читателем магически возвышенный и сверхреальный призрак - из тысячи противоречивых черт завороженный в целое лик человека».

5 comments:

  1. Привет! Предпочитаю книги, хотя и "кино-версии" иногда смотрю (от них не спрячешься). Кое-что нравится. Например, очень понравился "Властелин колец", хотя книгу ставлю, конечно, выше - в книге я сам себе режиссёр. Когда читаешь, весь в напряжении; вглядываешься, всматриваешься, внюхиваешься в каждое слово, в каждую фразу - ты начеку, как сторожевой пёс, ты не просто читаешь - ты работаешь. А фильмы смотришь расслабленно( даже самые лучшие, например "Рассекая волны" Ларса фон Триера )

    ReplyDelete
    Replies
    1. А как ты относишься к тому факту, что Питер Джексон "забыл" совсем про Тома Бомбадила

      Delete
    2. Конечно жаль, что этот персонаж не вошёл в фильм. Это же отдельная новелла в основном сюжете. Видимо , чем-то надо было пожертвовать. Мне (и в книге, и в фильме )не нравятся эти ходящие деревья и всё, что с ними связано - НЕ ВЕРЮ

      Delete
  2. Кстати, Игорь, открытку тебе отправил ещё 6 июня. Получил ли ты её? У меня в блоге она выставлена под этой датой, можешь взглянуть.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Открытки на твоем сайте видел но она еще не пришла. Как придет обязательно сообщу

      Delete