|
Часовня Архангела Михаила из Карелии - сделана без единого гвоздя! |
Мы все привыкли к виду городских церквей – больших красивых бело или краснокаменных зданий с узкими арочными окнами, многоскатными крышами, золотыми куполами-луковками и сверкающими крестами на них. Вид этих церквей радует нас своей искусной архитектурой, величественным размером, и богатством оформления. Я очень люблю этот вид и часто вспоминаю о нем в Виктории, где подобной «роскоши», как массивные православные церкви, нет. Небольшая церковь Св. Софии, прихожанином которой я являюсь, содержит свою основную красоту – мозаику – внутри (
http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/04/blog-post_30.html). Снаружи это обыкновенный большой дом, ничем особо не выделяющийся на фоне окружающих жилых домов. Настоятель нашей церкви отец Джон говорит, что соседи никогда не позволят куполам появиться над нашей церковью, поскольку тогда она будет слишком сильно выделяться.
|
Эта часовня хорошо бы вписалась в пейзаж Виктории |
Я скучаю по виду богатых и больших городских православных церквей, но особенно, как это ни странно, милыми мне кажутся сейчас вдали от России простые и скромные деревянные церкви – такие, какие я видел на карельском острове Кижи 20 лет назад, когда я работал на круизных пароходах. В те годы круизный пароход совершал двухнедельные путешествия между Санкт-Петербургом и Москвой. По пути делалось несколько остановок, в том числе и на Кижах, где находится «кижское ожерелье» - Кижский архитектурный ансамбль, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, со своей жемчужиной, Преображенским собором. Церковь, как и практически весь кижский ансамбль, была построена без единого гвоздя из дерева в 18 веке. Вид этой и других деревянных церквей «кижского ожерелья» настолько поразил меня 20 лет назад, что и сейчас я не перестаю вспоминать о них. В этом мне помогает замечательный фотоальбом «Гармония вечного» В.Гиппенрейтера, посвященный кижским церквям.
Недавно мне довелось освежить свою память о тех шедеврах русского деревянного зодчества довольно практическим образом: я участвовал в сборе картонной модели часовни Архангела Михаила Спасо-Кижского Патриаршьего подворья, а затем провел небольшую фотосессию с этой моделью. Общение с этим архитектурным памятником способствовало тому, чтобы узнать побольше об этой конкретно часовне и о российском деревянном церковном зодчестве в общем. Ниже приведены мои размышления на следующие темы: почему эти скромные церкви производят такое глубокое впечатление? В чем сила этих образов?
|
Преображенский собор, о-в Кижи |
Профессиональный архитектурный анализ этих памятников деревянного зодчества не ответил на эти вопросы. Он интересен своим богатым и специфическим словарем, глубоким пониманием архитектурного решения облика кижских храмов, но этого недостаточно для объяснения причин сильного эмоционального воздействия, который производит Кижский архитектурный ансамбль. Вот что, например, сообщается о часовне Архангела Михаила в архитектурных источниках:
«Часовня Архангела Михаила построена в начале XVIII века. Она относится к типу так называемых клетских часовен, состоящих из простых прямоугольных срубов (клетей), покрытых двускатными крышами. Состоит она из собственно часовни, трапезной, колокольни и сеней с крытым крыльцом. Сооружение представляет собой вытянутый прямоугольник. На запад часовня смотрит сдвоенным окошком.
Крыша над восточным, самым высоким срубом, сдвоенная: одна кровля выходит из-под другой, неожиданно удивляя изобретательностью зодчего.
Над сенями - изящная шатровая колокольня с двумя широкими поясами. Она увенчана легким граненым шатром. Шатровая звонница как бы уравновешивает общую композицию, поскольку трапезная и сени значительно ниже ее по высоте.
Скромная нарядность часовни подчеркивается резными причелинами, подзорами и полотенцами, а также двумя изящными главками-луковками. В причелинах и полотенцах часовни основным мотивом декоративной резьбы является ромб, вписанный в круг, и ряд сквозных кружков. Красный тес кровли имеет окончания в форме усеченных пик. Контрастная игра светотени на фасадах от теса кровли также украшает облик часовни.
|
Часовня Архангела Михаила, вид вблизи |
Пропильная резьба на причелинах и подзорах оттеняет суровую красоту бревенчатого сруба, а легкий ритмический узор заостренных концов теса превращает звонницу в подобие какого-то фантастического цветка».
Этот анализ хорошо объясняет, что мы видим, когда глядим на деревянную часовню, но в нем мало сказано о том, как так получается, что ее простая архитектура выглядит так прекрасно.
Возможный ответ таится в большой силе религиозного чувства создателей этих храмов, которое в свою очередь происходит из особенностей местного климата и драматической истории Карелии.
Когда смотришь на эти деревянные храмы, нельзя недооценивать роль их фона – суровой и величавой карельской природы. Бревенчатые срубы успешно противостояли короткому и палящему летнему солнцу, ветрам, дождям, снежным буранам и длинным и холодным зимам 200-300 лет. В результате такого активного и долгого природного воздействия деревянные брусы церквей белеют, высыхают и трескаются, что придает им некоторую сказочность на фоне окружающего ландшафта. Чудесным образом они не сгорели за все века своего существования!
|
Святая София. Икона из часовни |
Северный суровый климат скорее всего ответственен и за то, что можно назвать интенсивностью религиозного чувства, с которым строители деревянных церквей подошли к своему заданию (а создатели икон в этих церквях – к своему). Этот климат несомненно способствует православию, помогая человеку работать над собой, искоренять свои слабости, искать помощи в природе но в то же время зависеть от природных сил, то есть особенно остро чувствовать присутствие Бога. Если есть в человеке огонь истинной веры, то он должен особенно ярко разгораться в тяжелых условиях, чему были примером жизнь и труды великих православных святых Севера: Зосимы и Савватия Соловецких, Германа Аляскинского, Сергия Радонежского, основателей Валаамского, Кирилло-Белозерского и других северных монастырей. Все они были известны своим аскетизмом, постоянным тяжелым физическим трудом, строгим постом, горячей молитвой.
|
Зосима и Савватий Соловецкие с житиями.
Икона из часовни Архангела Михаила |
Необходимо сказать пару слов и о внутреннем убранстве деревянных церквей. В них много икон, написанных местными мастерами. Неопытность их руки искупается уже упомянутой силой и искренностью религиозного чувства. В результате они производят не менее глубокое впечатление, чем внешний вид храмов. Украшение икон отличается удивительной скромностью. Редки серебряные оклады и дорогая церковная утварь. Основной декоративный эффект внутри создается росписями на киотах и створках иконостаса.
|
Внутри часовни |
Наконец нельзя забывать об историческом контексте строительства этих церквей. В 17-18 века имел место духовный подъем России и Карелии, в этих местах произошли знаменитые победы русского оружия. Карельское герцогство было отвоевано у Швеции в 1721 году и вошло в состав России сначала на правах части различных российских губерний, а затем в 1784 году – в качестве самостоятельного Олонецкого наместничества. Победа православия над католичеством, признание высшими российскими властями независимости этого края со всеми соответствующими экономическими льготами несомненно способствовали его процветанию и созданию этих шедевров культуры и религии.
|
Архангел Михаил - грозных сил воевода.
Икона для часовни была заказана местными крестьянами |
Деревянным церквям посвящена одна из самых лучших и любимых мною песен русского рока: «Деревянные церкви Руси» группы «Черный кофе». Эта замечательная композиция и ее популярность доказывают, что деревянные церкви Руси являются вдохновением и радостью не только для меня, но и для многих людей.
«Деревянные церкви Руси»
(музыка Дмитрия Варшавского, слова Александра Шаганова, группа «Черный кофе», видео в Ютьюбе:
http://www.youtube.com/watch?v=Et36tCDjSaw)
Деревянные церкви Руси -
Перекошены древние стены.
Подойди и о многом спроси,
В этих срубах есть сердце и вены.
Заколочено накрест окно,
Молчаливо убого убранство,
Но зато старым стенам дано
Мерить душу с простым постоянством.
...
На холсте небольшая деталь:
Церковь старая на косогоре,
И видна необъятная даль
На былинно-бескрайнем просторе.
Старорусский народный обряд,
Неподкупная гордость людская.
Деревянные церкви стоят,
Это жизнь без конца и без края.
No comments:
Post a Comment