Илл. из книги В.П. Авенариуса "Сказка о пчеле-мохнатке" |
Медведю ведь не привыкать порядок леса нарушать.
А тут уж как ему порядок не нарушить –
медка так хочется покушать!
Залезет в улей и ну давай
Сот сладкий лапой доставать,
Пчелу без пищи зимней оставлять.
Но косолапому на это наплевать!
Узнали пчелы леса о такой напасти -
Гудят тревожно: надо ж мед спасти!
На сбор слетелись обсудить,
Что делать, и как им дальше жить.
Сказала мудрая пчела:
«Напомнить про закон необходимо!
Медведь малину может есть иль рыбину поймать.
А коль еды ему не хватит, то не грех
и лапу пососать.
Медведям на земле и в небе характерна
Должна быть красота и стать.
Коль силу им дала природа-мать.
А маленьких нельзя им обижать!
Послать гонца нам следует сегодня,
Чтоб косолапому напомнить о законе!"
Медведю тонкий тот намек был невдомек.
«Какой такой закон!» – взревел в ответ он -
«Я главный тут, Чего я захочу,
то в пасть тащу. Вот мой закон!»
И снова взялся за свое,
Разрушил несколько ульёв.
У пчел опять свой сход.
«Не действует закон!» – кричат теперь -
«Пора поднять зверей!
Ведь завтра может он задрать
лося, бобра и даже волка!
Сожрать любую гадость с голодухи
Ему недолго!
Коль он сильней зверей такого толка.
Вот выйдем на него мы всей гурьбой лесной,
Отучим вора мед таскать чужой!
Ведь это выгодней всему большому лесу!
А мы малы – как нам зверюгу обуздать?
Пчела конечно дурня жалить может больно,
Однако для пчелы смертельно
В нем жало потерять.
И так опасно то довольно
протест открытый замышлять.
Мы улететь в соседний можем лес
И рассказать там о медвежьих выкрутасах,
Чтоб осудила вора
ООН, ОБСЕ иль даже НАСА!"
"Но вот зачем лезть на рожон? - пчелиный рой спросил,
"Ведь махом он одним убьет с десяток наших сил.
Страдаем тут не только мы, но и другие звери.
Мудрее будет если,
Опасность мы на всех разделим!»
Постановили: в же-же кричать о зверствах мишки
Авось пчелы жужжанье кто-нибудь услышит.
И поднимать лесной народ на супостата,
Поскольку завтра может он любого
Сожрать, и даже без салата.
Но зверь в лесу какой-то был ленивый,
И тугоухий и строптивый.
Никак он не хотел послушать пчел
И внять их предостереженью,
Чтоб избежать медведя преступленье.
Всяк занят делом срочным, недосуг!
Бобр зуб сломал, у лося вырос рог,
у волка родились... лисята!
Барсук повесил что-то там на сук
И тихо танцует вокруг!
Кабан – так тот вообще не просыхает на болоте.
А заяц косоглазый всем сказал,
что мед не ест, и в поле ускакал.
Ну как с такими о законе толковать.
Нейдет народ за правду постоять!
Своих ошибок он не понимает
И глубоко морально пропадает.
у каждого своя нора и каждый в ней готов
лишь спать.
«Ведь это будет взрыв! Ведь завтра будет кровь!» -
жужжит пчела -
«Война всех против всех, сказал так Гоббс-мудрец,
Опомнитесь, иль завтра всем... конец!
И Пушкин бунтом нам грозил
Бессмысленным и беспощадным,
Чтоб всем молчать здесь было неповадно.
Но все же лес молчит, и каждый занят делом.
Вот заяц пробежал, сочувственно вздохнул.
и тут же улизнул.
Да, мысль грозна и тяжела,
но не поднимет лес она.
Что делать, пчелы снова собрались
Поспорить координационно
Жужжат куда как возбужденно.
Медведь то услыхал.
Где пчелы, там и мед – такой он вывод сделал.
От жадности совсем уж озверев
И крайне обнаглев,
Надеясь на свою медвежью силу.
Он к пчелам враз полез.
По ходу дела шлепнул пару пчел, чтоб береглись.
Рычит: «Навально удальцов и урлашов,
И многодетных офицеров. Разойдись!»
Пчелиный рой кипит, на смерть идти готовы.
От гнусного вторжения такого.
Пчела мохнатая кричит "Держись!"
И мишке прямо в глаз вонзилась больно.
Теряет она жало, а с ним и жизнь,
Чтоб вору жить не так привольно.
Медведь ревет и морду в кровь дерет.
Ослеп, не видит ничего,
ох как ужалили болезненно его!
Лупцует воздух лапами и крутится вокруг.
Но враг как облако летает,
Где был секунду прежде, там уж нет,
И жалит, жалит, жалит!
Тут мишка ошалел, попятился, упал,
И кувырком
Помчался напролом сквозь бурелом!
Не видя ничего залез он в гать гнилую
и там пропал.
А может в лес соседний убежал.
Здесь больше ничего о воре-мишке
Никто и не слыхал.
Живет теперь пчела спокойно,
Порядок утвержден, есть мед.
Жизнь мирная в лесу идет.
А звери только подивились,
Ту битву видев издаля.
Зверью ведь все равно,
кто главный,
у них своих проблем полно.
*************
Мораль той басни такова:
Остановить тирана и ворюгу
Нельзя, чужим воспользовшись трудом.
Не прикрывай свой зад народом,
И не рисуй ему ты катастрофы,
Не объясняй, что завтра будет плохо.
Народ живет своим календарем,
вернее выживает.
и нечего пугать его ворьем.
Что ему делать - лучше он то знает.
Поди и скинь тирана сам.
Ответственность возьми ты на себя, и действуй смело.
Тиран труслив и слаб, он пропадет.
Ему на помощь вряд ли кто придет.
Народ же будет с тем, кто власть возмет.
Коль это надо сделать, ты и делай!
Одри Гаррик | Le Monde
ReplyDelete"Ни одно животное не вызывает столько страстей, как медведь"
http://inopressa.ru/article/07Oct2016/lemonde/ours.html
Журналистка Le Monde Одри Гаррик взяла интервью у французского историка Мишеля Пастуро, автора книги "Медведь: История низвергнутого короля", в связи с выставкой "Виды медведей!", которая будет проходить с 12 октября 2016 по 19 июня 2017 года в Национальном музее естествознания в Париже.
"Целая выставка посвящена этому животному... В чем состоит очарование медведя?" - спросила журналистка.
"Ни одно животное не вызывает столько страстей. Медведь настолько похож на человека, что невозможно занять по отношению к нему нейтральную позицию. Он осторожен, одинок и смел и защищает своих малышей, как мы. В некоторых культурах, у эскимосов в Канаде и у лапландцев в Скандинавии, а также в греческой и кельтской мифологии, его считают прародителем человека. Таким образом, существует вера в наше родство с медведем", - ответил историк.
"Неандертальцы, а потом кроманьонцы почитали это животное, своего рода "первое божество", которое казалось непобедимым - как лев в Африке или орел в Америке, - рассказывает эксперт. - В ту эпоху на это священное животное охотились, чтобы завладеть его силой, чтобы съесть его мясо и выпить его кровь: воины, которые отправляются в бой, становятся медведями, они носят амулеты, сделанные из их когтей, костей или зубов".
На вопрос о древних мифах, повествующих о родстве между медведем и человеком, историк ответил: "Эти мифы и легенды чаще всего выстроены вокруг трех основных тем: превращение человека в медведя или наоборот (лежит в основе мифологии о созвездиях Малой и Большой Медведицы); человек, воспитанный медведем или медведицей и отчасти приобретающий медвежий облик; и медведь - прародитель клана".
Как рассказал собеседник издания, почитаемый прежде медведь постепенно стал демонизироваться. Его образ изменился в Средние века. "Это долгий процесс, который продолжается с VI по XI вв. Христианская церковь была напугана повсюду существовавшими языческими культами, связанными с медведем, тем гипнотическим воздействием, которое он оказывал на королей и охотников, а в особенности верованием, согласно которому самец медведя испытывает сексуальное влечение к молодым женщинам, которых он похищает и насилует.
Папы и прелаты решили бороться с этим стопоходящим животным с использованием самых различных стратегий: сначала стали убивать медведей в огромном количестве, как во времена Карла Великого; затем принялись их демонизировать, ассоциируя с ними смертные грехи (гнев, сладострастие, лень, чревоугодие) и описывая в агиографии святых, более сильных, чем он; наконец, стали поощрять представления с животными, где медведь выступает в роли циркового зверя, который выглядит смешно, вместо того, чтобы наводить страх", - говорит Мишель Пастуро.
ReplyDeleteВ то время многие медведи были убиты на охоте? - поинтересовалась интервьюер.
"К концу Средневековья количество медведей настолько снизилось, что короли почти перестали на них охотиться и преподносить их в подарок. (...) В конце XIX века пришло понимание, что мы зашли слишком далеко в уничтожении лесов и в охоте на отдельных диких зверей. В детской литературе появляется отождествление между ребенком и медвежонком", - ответил ученый.
По поводу праздников медведя, оставшихся до наших дней, историк отметил, что "фольклор остается, но в опошленном виде, зачастую он становится искусственным и коммерциализированным. Эти праздники имеют мало общего с древними обрядами, когда охотники предавались танцам, песням, трапезам с переодеванием в медвежью шкуру...".
"Три европейские столицы носят или носили раньше название, этимология которых отсылает к медведю, и имеют изображение этого стопоходящего животного на своих гербах: Берн, Берлин и Мадрид (Ursa)", - утверждает эксперт.
Почему вокруг медведя продолжаются конфликты, как в Пиренеях, где нашли приют около тридцати особей? - задала вопрос журналистка.
"Позиции двух лагерей полны страстей и безрассудны. С одной стороны, я не верю в повторное заселение Пиренеев словенскими медведями (Словения экспортирует своих медведей, выращенных в заповеднике, в страны Европы. - Прим. ред.): они не смогут размножаться в достаточном количестве. С другой стороны, абсурдно упрекать медведя в том, что он съел несколько овец. Хотя бы ввиду того, что он уже стал вегетарианцем более чем на 90%.
Лучше было бы защитить тех медведей, которые еще остаются в Сибири или в России. Природоохранные меры там недостаточны, в частности, из-за нехватки ресурсов", - утверждает Мишель Пастуро.
Источник: http://abonnes.lemonde.fr/idees/article/2016/10/06/aucun-autre-animal-ne-dechaine-autant-les-passions-que-l-ours_5009231_3232.html#RzGl8k8Ygj3cpHR8.99