Wednesday, 2 February 2022

Проект "Иллюзии": Невозможная фигура Оскара Рутерсварда


Схожая с Невозможным Треугольником Пенроуза, эта невозможная фигура представляет из себя многоугловой невозможный объект, то есть объект, который можно изобразить в двухмерном изображении, но невозможно создать в трехмерном. Во всяком случае невозможно создать без разрывов, то есть как целостную трехмерную фигуру.

Википедия сообщает, что Оскар Рутерсвард (1915-2002) – шведский художник, специализировавшийся на изображении невозможных фигур. Большое влияние на Рутерсварда оказали в 1930 году уроки русского иммигранта профессора Петербургской Академии художеств Михаила Каца. Первую невозможную фигуру — невозможный треугольник, составленный из набора кубиков, Оскар создал случайно в 1934 году. В дальнейшем за годы творчества Оскар нарисовал более 2500 различных невозможных фигур. Оскар Рутерсвард является одним из родоначальников популярного сегодня имп-арта, или импоссибилизма. 

Невозможные фигуры изредка появлялись на полотнах мастеров прошлого, например, такова виселица на картине Питера Брейгеля (Старшего) «Сорока на виселице» (1568). Импоссибилизм возвел невозможные фигуры на уровень искусства, в рамках которого работают многие художники современности. Послание импоссибилизма о невозможности понять разумом окружающую нас действительность очень современно. Благодаря присущей этому искусству оптической иллюзии, то есть необъяснимому визуальному эффекту, этот вид искусства очень популярен не только в виде картин для галерей и частных коллекций, но и доступного всем уличного искусства. 

Любопытно отметить, что видя невозможную фигуру, осознание целостности фигуры сохраняется даже несмотря на то, что мы знаем, что фигура невозможна. Мы понимаем, что невозможная картина нарисована на асфальте, по которому можно ходить, но ощущение трехмерности и возможности изображения сохраняется. Это означает важную особенность человеческого разума: мозг может воспринимать информацию в полу-независимом режиме, то есть мозг способен воспринимать одновременно воздействия, которые противоположны по своей природе. Мы смотрим на невозможную фигуру и наш мозг не «замерзает» при этом, как «замерзает» компьютерный процессор при подобном воздействии!

No comments:

Post a Comment