Эта геометрическая иллюзия содержит в себе одновременно две иллюзии. Во-первых, две цветные длинные линии пересекаются расходящимися лучами и кажутся от этого слегка выгнутыми наружу, хотя они прямые. Эффект иллюзии исчезает, если убрать расходящиеся лучи. Иллюзия названа в честь физиолога Эвальда Херинга в 1861 году. Во-вторых, там, где лучи пересекают прямые линии под все более острыми углами, они кажутся «преломленными» этими линиями, то есть их части по разные стороны линий не кажутся смыкающимися в один луч. Так выглядит карандаш опущенный в стакан, наполовину наполненный водой. Чем более острый угол между лучом и линией, тем сильнее оптический эффект. Эта иллюзия названа в честь немецкого физика Йоханна Поггендорфа в 1860 году.
Причина эффекта этих иллюзий предположительно коренится в тенденции нашего мозга «раздвигать», т.е. увеличивать острые углы. Почему это происходит – пока науке неизвестно. Как и у всех других геометрических иллюзий, эффект иллюзии сохраняется, даже если мы осознаем, что линии прямые, а лучи не преломляются, что свидетельствует о "модулярности" нашего мозга, то есть его способности одновременно воспринимать противоположные воздействия не "замерзая" подобно компьютеру. Ученые считают, что в мозгу существуют некие "модули", в которых обрабатывается первичная информация, и которые недоступны и неподвластны нашему сознанию, этакие "черные ящики" нашего мозга. Эти "модули" и позволяют нашему сознанию продолжать работать испытывая оптический эффект, даже если мы понимаем, что он не основан на реальности (линии выглядят выгнутыми, даже если мы знаем, что они прямые).
Как уже было не раз отмечено в статьях на тему оптических иллюзий, многие иллюзии были "открыты", то есть опубликованы во Франции и Германии в 1860-х годах. Примерно в это же время бурно развивался импрессионизм, искусство, на которое сильно повлияли новые открытия в области оптики. Так классик импрессионизма Жорж Сёра в своем творчестве активно исследовал новейшую теорию разложения цветов на основные: красный, зеленый и синий. На электронной аналогии этого метода основывается работа растрового дисплея. Сёра много читал, живо интересуясь научными открытиями в области оптики и цвета и новейшими эстетическими системами. Он придумал пуантилизм, новую манеру письма раздельными мазками основных цветов правильной, точечной или прямоугольной, формы. Пуантилизм характеризуется отказом от физического смешения красок в пользу смешения красок на сетчатке глаза зрителя, что есть самая настоящая оптическая иллюзия, когда содержание изображения и его восприятие разнятся.
Импрессионисты использовали и другие оптические эффекты в своих картинах. Основой импрессионистического метода является изображение объектов окружающей действительности не автономно, а в отношениях к окружающей пространственной и световоздушной среде: рефлексах, бликах, тепло-холодных отношениях света и тени. Сосредоточив своё внимание на тональных отношениях, живописцы ослабили рисунок, композицию, чувство формы и материальности изображаемых предметов. Восприятие их картин разнится в зависимости от того, насколько удален зритель от картины. Если зритель находится слишком близко, то он может не уловить композиции, поскольку физическая близость мешает краскам смешаться в сознании зрителя. Пример такой иллюзии я приводил в статье "Оптические игры с импрессионизмом".
No comments:
Post a Comment