Friday 1 November 2013

О канадских вино-водочных страстях

От канадских вино-водочных страстей выпить хочется!
Одной из «культурных особенностей», с которыми пришлось столкнуться в Канаде, было то, что выпивка продается здесь в отдельных магазинах, которые специализируются только на вино-водочной продукции. Точнее в двух видах отдельных магазинов: в государственных и в частных. Кадровая политика в государственных магазинах регулируется профсоюзом, ассортимент должен удовлетворять множеству политических требований, заработок весь идет в карман государства. В частных, соответственно, все наоборот. Цены в государственных магазинах более приемлемые, чем в частных, но зато частные берут тем, что открыты поздними вечерами и по выходным. Так что, если задумал покупку чего-нибудь выпить заранее, то едешь в государственный магазин (или даже заказываешь выпивку в нем по Интернету!). Если же приспичило вечером пивка попить, то бежишь к частнику. В государственных магазинах я затовариваюсь коробками хорошего вина и храню его для подходящих случаев или в подарок, а в частных – под настроение покупаю любимое крафт-пиво (т.е. пиво, произведенное в микро-пивоварнях), которое лучше пить свежим, чем запасаться заранее и потом пить несвежее. Настроение «под пиво», конечно, часто бывает под вечер, когда государственные точки уже закрыты.

С одной стороны, отделение вино-водочных магазинов в независимые заведения казалась (и кажется) мне довольно неудобным. Куда как легче, скажем, пойти в магазин, набрать там еды и подхватить заодно бутылочку вина или упаковку пива. Так дело обстоит в Америке или в России. С другой стороны, частные винные магазины всегда находятся рядом с крупными сетевыми продуктовыми гипермаркетами. Просто покупка винно-водочных изделий занимает дополнительный короткий поход из машины в вино-водочную точку, расположенную в двух шагах от магазина. Неудобство не такуе уж большое, но наверняка благодаря ему происходит гораздо меньше «импульсивных» или даже «рефлекторных» покупок выпивки, как это бывает в России. Там пойдешь в магазин за картошкой, а купишь еще заодно селедочки, ну и водочки или пивца заодно – вот и целый вкусный ужин получился! В Канаде же из-за физического разделения вина и продуктов решение купить выпивку принимается куда более осознанно и менее импульсивно. Что наверняка способствует меньшей алкоголизации населения.

Тема вызывает множество политических споров. Сама по себе она очень противоречива: общество здесь протестантское, то есть благочестивое и трудолюбивое, а соответственно не очень терпимое к выпивке. В легкой доступности выпивки «моральная» часть общества видит «грех», «спаивание молодежи», «искушение для слабых», «дурное пример» и т.д.

Однако эта тема еще и весьма доходна! Она не вписывается в регулярную экономическую схему «спрос порождает предложение». Нет, с алкоголем, как и с азартными играми, все совсем наоборот, здесь «предложение порождает спрос»! То есть, будет выпивка доступнее, народ ее будет покупать чаще и пить больше, и денежный поток в государственные карманы увеличится. А спрос на выпивку в канадском обществе довольно высок, и наверняка может быть выше. Мы все знаем, что в Канаде холодно, канадцы любят выпить и пьют неслабо, в магазинах закупаются большими коробками. Представить национальное канадское развлечение – просмотр хоккейного матча по телевизору – без бутылочки пива или чего покрепче под рукой просто невозможно!

В отношении лицензирования выпивки, канадским политикам конечно, что называется «и хочется и колется». Хочется больше денег в государственные кофры, но колется неодобрительное мнение «морального» лобби. Либералы, которые сейчас у власти в Британской Колумбии, опираются во многом на малый и средний бизнес, к которому принадлежат частные ликеро-водочные магазины. Соответственно эта часть избирателей находится под особой защитой местного правительства. Поэтому власти не позволяют государственным винно-водочным магазинам удлинять часы работы и работать по выходным, то есть отбирать хлеб у частников. Оппозиционная Национально-демократическая партия, требует, чтобы правительство позволило государственным магазинам работать допоздна и по выходным, мол, и цены у них ниже, и контроль за качеством продукции у них строже, и доходов в государственную казну они производят больше, и обеспечивают трудовой народ местами, которые защищены профсоюзом (активным агентом этой же самой Национально-демократической партии).

Все это, если вдуматься, напоминает мелкую мышиную возню, особенно учитывая присутствие еще одного важного игрока на ликеро-водочном поле – крупных продуктовых транснациональных корпораций, таких как американские Walmart, Safeway, или даже канадских Thrifty Food, Save-on-Food. Вот эти ребята ворочают действительно огромными деньгами. Их руководители наверняка спят и видят, как в их канадских магазинах откроются ликеро-водочные отделы. Эти магазины ежедневно посещаются буквально миллионами покупателей. О каких же дополнительных доходах можно будет тогда говорить! Проблема только в том, что государство не поощряет широкомасштабное спаивание население через этих гигантов, и не выдает им соответствующие лицензии. То есть, не поощряло до недавнего времени.

Так было до тех пор, пока не случился экономический кризис. Но затем он случился, и денег у всех стало гораздо меньше. Особенно проблематичными стали выглядеть в Канаде социальные государственные обязательства, то есть пресловутая медицинская система и социальная помощь неимущим. Медицинская система трещит по швам от стареющих бэби-бумеров, социальная система не успевает обслужить всех, по кому ударил кризис, и кто имеет право получать государственное пособие. Рост экономики замедлился, количество рабочих мест уменьшается, людей рождается все меньше, а расходов становится все больше. Откуда деньги брать – непонятно, но откуда-то их брать необходимо, иначе просто не выполнишь социальные обязательства и потеряешь власть.

Так что вполне закономерна недавняя инициатива правительства Британской Колумбии разрешить сетевым магазинам продавать у себя винно-водочные изделия. Пока для вида проводятся «публичные консультации» через специальные сайты (например, здесь http://engage.gov.bc.ca/liquorpolicyreview/2013/10/29/blog-post-11-beer-and-wine-in-grocery-stores-exploring-other-models-by-john-yap/), где недовольному народу дается возможность выпустить пар, но перспективы для правительства слишком хороши, чтобы от них отказаться просто потому, что это «грех», «спаивание», «искушение», а для мелкого бизнеса – еще и полный финансовый крах. Если изучить многочисленные комментарии к «винно-водочному предложению», то легко заметить преобладание среди них отчаянных криков представителей именно мелкого частного бизнеса. Однако доходы и налоговые сборы от такого хитрого хода наверняка превысят любые дивиденды от помощи этой части электората, потому и разрабатывается в правительстве этот неожиданный «ход конем». Неожиданный он потому что, если и была винно-водочная проблема, то только в смысле, разрешить или не разрешить специализированным государственным магазинам работать по вечерам и выходным. Но друзья, какие же тут магазины и частники, есть есть возможность продавать лицензии таким гигантам, как Walmart!

Думаю, что в конце концов в Канаде, как и в России и в США, ликеро-водочные точки благополучно перекочуют внутрь сетевых гигантов, а частники и другая мелочевка позакрываются. Мир после кризиса стал другим, и правила в нем ужесточились. Мораль исчезает, предоставляя место куда более ощутимому и доступному понятию как можно более быстрого и крупного дохода. Все чаще социально-защищенная западная жизнь перенимает принцип «спасение утопающих - дело рук самих утопающих». В новых условиях широкого доступа винно-водочной продукции кто-то сопьется, а кто-то выработает в себе крепкую волю, а кому-то еще придется научиться хорошо объяснять своим детям-подросткам, что такое выпивка, и к чему она может привести. Западное общество становится все более и более свободным, в том числе и от морали. Если для кого-то она важна, роль воспитателя придется взять на себя, не надеясь, что общество как-то сможет положительно повлиять на выработку правильных ориентиров в жизни. Нет, не сможет. Противостоять импульсивному винно-водочному шоппингу и другим искушениям придется каждому из нас в отдельности.

4 comments:

  1. У нас тоже с выпивкой очень строго, и тоже есть подвижки в последнее время. Для начала один из алкогольных магазинов начал работать до 9 (раньше все работали до 7). Посмотрим, что дальше будет.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Конечно будут подвижки, это же какой источник доходов пропадает!

      Delete
  2. Subject: Les Leyne: Yap keen to let booze into grocery stores

    The way these things usually work, the government collects all the input from a consultation process, mulls the ideas over from every angle and later announces any resulting policy change.
    That’s not how Liberal MLA John Yap rolls while conducting the liquor-policy review.
    He picked out one concept on Tuesday from the hundreds being submitted — allowing sale of beer and wine in grocery stores — and got positively gushy about how enthusiastic people are about the idea.
    Now the government is keen to pursue it, based on how “resoundingly popular” it is.
    That’s even before the consultation has closed. Barring some insurmountable problem, it’s a pretty safe bet it’s a done deal. British Columbians will be loading beer and wine into their grocery carts some time in the near future.
    Yap would look pretty silly a few months from now if he shoots down the trial balloon that he raised so enthusiastically this week.
    He’s committed to “exploring retail models that could work for B.C.” But the idea seems to have the seal of approval even before the analysis begins.
    Careful consideration is promised. But what they’re considering is how to do it, not whether to do it. The biggest issue is whether to just allow wine and beer on the shelves of grocery stores, or to require a store-within-a-store approach, with separate space and cash registers.
    Yap seems to be leaning toward the second model, saying it could alleviate concerns about making liquor too easily available.
    What remains to be determined is whether grocery stores would be new outlets, or whether the number of outlets would be capped and existing stores would just move into grocery space.
    It could make for some upheaval at a lot of malls, where private liquor stores — or even government stores — could move into anchor-tenant grocery stores.
    (My suburban neighborhood has seven liquor outlets within two minutes of my residence. There are two government liquor stores and five private ones, three of which are within 30 metres of a grocery store. So the difference in my ’burb between getting a case of beer at a liquor store or a grocery store is negligible.)
    The working model for this change is the rural agency stores that now dot the B.C. landscape. In communities with no government or private liquor stores, 221 small grocery stores are allowed to sell liquor.
    New Democrat critic Shane Simpson is dubious about the idea of allowing beer and wine into grocery stores across B.C., if it means increasing the number of liquor outlets.
    “The reality is that we have 1,400 retail liquor stores in B.C. now. That’s a lot.”
    Simpson said if any communities have access problems they should be addressed, but there’s “no legitimate justification” for a general increase in the number of outlets.
    He said the B.C. Liberals are intent on making populist moves and will do so regardless of whether they amount to sound policy.
    A newly formed association of private liquor stores briefed Yap this month and opposed the idea of beer and wine in grocery stores.
    It also expressed some outrage at government liquor stores selling cold beer. Some government stores have been experimenting with chillers and the private stores think doing so amounts to an “aggressive attack” on their business.
    Meanwhile, convenience stores are keen to start selling beer and wine, as well. An association of convenience stores submitted a brief listing a number of reasons why they should enjoy the same benefit that grocery stores appear to be getting soon.
    If popularity is the main driver, Yap also signalled some other ideas that are likely get the OK when his report is filed to Justice Minister Suzanne Anton (responsible for liquor policy) on Nov. 25.
    They include selling craft beer and wine at farmers’ markets, streamlining the process for getting special-occasion licences,and allowing children to accompany their parents into pubs and Legions.
    It looks as if he’s got so many populist moves in mind he can’t wait to get started.

    ReplyDelete
  3. VANCOUVER -- The British Columbia government is lowering its inhibitions on dozens of antiquated liquor rules and endorsing all 73 recommendations in a report that includes allowing grocery stores to sell alcohol.

    After months of announcing and re-announcing some of the proposed changes, the government said on Friday that it fully supports suggestions made by British Columbians during a liquor policy overhaul.

    Justice Minister Suzanne Anton didn't say when the recommendations would be implemented. But some of the changes, such as doing away with fencing at beer gardens and increasing alcohol variety at sporting events, could be put in place as early as the summer, she added.

    "At family-friendly events, like most music festivals, for example, parents should be able to wander the grounds with their kids and watch the band rather than be caged off in the corner just so they can enjoy a pint," Anton told reporters.

    "This not only enhances convenience for families, it also saves money for the non-profit groups that run many of our province's unique festivals and special events."

    The policy changes would also mean patrons would get to order mixed-spirit drinks such as a rum and coke at music festivals, and at all public areas in arenas or stadiums, rather than just beer, wine or coolers.

    Liquor sales in grocery stores -- something already done in Quebec, Ontario and Nova Scotia -- was the most popular recommendation. Anton said she is considering a "store-within-a-store" model, but specific details still need to be worked out.

    Guests at B.C. hotels would be allowed to bring drinks bought at the lobby bar up to their rooms. Previously, only hotel staff were allowed to carry the liquor up. The hours when guests can receive liquor through room service will also be extended.

    Happy hour -- an event banned for years in the province -- and allowing children into pubs were also part of the recommendations.

    The application process for special occasion licences will be streamlined so that festival organizers won't be bogged down with paperwork, the minister said.

    Bob D'Eith, executive director of Music BC, toasts the changes, saying that getting rid of beer garden fences and cutting red tape will help festival organizers reduce costs and give people a more enjoyable experience.

    "You stick a beer garden in front of the stage, you block the sight lines. You stick it at the back of the stage and nobody can see it." he said. "There's a lot of advantages for the public for doing this."

    Anton maintains public safety is still a priority, and festival organizers will, for example, need to demonstrate that they can keep people safe and minors away from liquor before they can get a licence.

    B.C. NDP liquor critic Shane Simpson said he agrees with many of the report's recommendations, including a moratorium on new liquor store licences. But he said that would mean grocery stores wanting to sell booze will have to convince existing liquor stores to move in.

    Simpson said he doubts liquor stores will agree to do that.

    "If you have a liquor store next door to a Safeway or a Save-on-Foods -- a three- or 4,000-square foot liquor store in the same mall -- are you going to give that up to put a kiosk that might be 500 square feet inside that food retailer? It doesn't make any sense," he said.

    Anton said there are details that need to be worked out before all the recommendations can be implemented, and she is aiming to make legislative amendments at "the earliest opportunity."

    "In other words, we've made a lot of announcements. They don't happen over night, but they will happen in some cases fairly quickly, and in some cases there are more extended policy development which is needed," she said.

    ReplyDelete