|
А. Лисмер "Охотники за минами" |
Одной из характерных черт французского импрессионизма является то, что это очень счастливое искусство. Улыбающиеся дамы и галантные кавалеры, жизнерадостные пейзажи и интимные натюрморты – вот традиционные темы импрессионизма. Импрессионисты не любили исследовать проблемные стороны жизни и особенно сторонились войны. Невзирая на сражения, которые проходили в 20 милях от дома Клода Моне во французском местечке Живерни, он продолжал рисовать лилии и игнорировать Первую Мировую войну. Очевидцы рассказывали, что иногда даже до студии Моне доносился отдаленный грохот взрывающихся снарядов. Отсутствие военной тематики в творчестве Моне 1914-1919 годов говорит об абсолютном неприятии войны основателем импрессионизма.
С войной у французских импрессионистов были кроме идеологических разногласий и свои личные счеты. Так, близкий друг Моне и Ренуара, подающий замечательные надежды художник Фредерик Базиль, был убит на Франко-Прусской войне в 1870 году в возрасте 29 лет. Не знаю, что Франция приобрела в этой войне, но уверен, что она потеряла великого художника!
|
А. Джексон "Дом в Ипре" |
«Счастливое» впечатление от окружающей жизни подхватили у французских импрессионистов и канадские художники, впоследствии основавшие самое знаменитое канадское художественное общество Группу Семерых, о котором я уже много писал в этом блоге. Эту статью я хотел бы посвятить важному отступлению от «канона» канадскими художниками. Некоторые из них не гнушались рисовать войну во всей ее отвратительной «красе». Решение исследовать эту тему изобразительными способами было не единогласным, некоторые художники решили посвятить свое творчество только мирным темам в канадском контексте (как например, основатель Группы Лорен Харрис). Другие, такие как Фредерик Варлей, Александр Джексон (непосредственный участник войны) и Артур Лисмер, не считали возможным обойти вниманием участие тысяч канадских граждан в жуткой бойне, какой была Первая Мировая война. Напомню, что в Первой Мировой войне Канада потеряла около 67 тысяч человек, что составило около 1% всего населения страны (
http://en.wikipedia.org/wiki/World_War_I_casualties). Канада испытала также серьезный внутренний кризис после того, как правительство Квебека отказалось проводить военные наборы среди своего населения. Это противопоставило Квебек против остальной Канады, и всю Канаду – против Британской империи. Таким образом, Первая Мировая война способствовала значительным изменениям канадской идентичности.
|
Ф. Варлей "Сгоревший танк" |
В 1918 году Александр Джексон и Фредерик Варлей стали участниками Канадской Военной Мемориальной программы – серии художественных проектов под спонсорством богатых канадских меценатов, которые проводились с целью увековечения памяти канадских военных жертв в картинах и фотографиях. Вначале организаторы программы комиссовали только британских художников для участия в ней, но затем по совету одного уважаемого британского арт-критика, были приглашены и канадские художники. Канадское искусство только рождалось, и не всем его присутствие было очевидно!
В рамках этой программы несколько канадских художников съездили «на пленэр» в Европу, где они увидели ужасные последствия массовых убийств молодых солдат, уничтоженную прекрасную природу и разрушенные живописные селения. Это был далеко не самый счастливый пленэр в их жизни. Художники побывали на полях самых больших битв и видели уходящие вдаль ряды крестов на военных кладбищах рядом с французским Вими Риджем. Фредерик Варлей писал коллеге Артуру Лисмеру: «Скажу тебе, Артур, худшие кошмары блекнут по сравнению с тем, что я видел».
|
Ф. Варлей "За что?" |
Одну из своих самых знаменитых картин на военную тематику Фредерик Варлей назвал вопросом, который волновал всех тогда: «За что?». Картина изображает страшную сцену после боя: тачка, на которой лежат грудой наваленные тела убитых молодых солдат, и одинокий могильщик в отдалении, задумавшийся над тем, какого размера яму ему нужно откопать. Эти молодые ребята пострадали возможно даже не понимая, за какую такую идею они отдавали свои жизни. На этот вопрос трудно ответить даже сегодня, по прошествии многих лет. Другие картины художников изображали уродства и руины, в которые война превратила некогда цветущий и живописный французский пейзаж – главного героя картин Моне и его коллег по кисти.
Организаторы программы заказали художникам большие картины, поскольку предполагалось, что они будут висеть в отдельном огромном музее войны, но этот музей так никогда и не был построен. Тем не менее работы были созданы и представлены публике. Выставка была такой популярной, что ее возродили в годы Второй Мировой войны.
|
Ф. Варлей "Немецкие пленники" |
Первая Мировая война присутствовала и в Канаде, хотя там не проходили военные действия. Военные лагеря и базы были созданы в центральной провинции Онтарио и в тихоокеанской Британской Колумбии. В порту Галифакса на атлантическом берегу Канады была создана большая военно-морская база, которую рисовали Лисмер и Джексон. С этой базой связана самая масштабная катастрофа в истории Галифакса: в 1917 году в порту города взорвался военный корабль, который перевозил динамит, в результате чего была разрушена большая часть города, и многие жители погибли.
Первая Мировая война переменила Канаду. Из нее молодая страна вышла более независимой в политическом смысле от британской метрополии. Канадские художники почувствовали становление новой национальной идентичности и стали еще более решительными в своих планах создать канадское искусство. По их мнению, оно должно было соотвествовать величию, которое заслуживала Канада, вышедшая из ужасов Первой Мировой войны. Только что созданная Группа Семерых впоследствии успешно справилась с этой задачей, основав уникальное и красивое канадское искусство, которое сейчас считается эталонным и очень высоко ценится.
No comments:
Post a Comment