В книгах Агаты Кристи Собака Баскервилей живет не на болотах, а внутри нас! |
Сама Агата Кристи своего героя быстро разлюбила. Он ей казался слишком напыщенным, самодовольным, временами настолько неестественным, что напоминал ей «шарлатана» (она так писала). Отношения Агаты Кристи и Эркюля Пуаро напоминают несложившиеся отношения между Артуром Конан Дойлем и Шерлоком Холмсом: сначала симпатия и любование, затем отвращение, попытки убить (как в случае с Шерлоком Холмсом), или попытки очернить (как в случае с Эркюлем Пуаро). Поздний Пуаро наделен Агатой Кристи различными темными сторонами характера. Из последних произведений о великом сыщике мы узнаем, что он испытывает вину из-за страсти к стимулирующему лекарству от сердца изоамилнитриту, что он может манипулировать людьми, и даже имеет тягу к совершению преступлений. Кроме того, поздние произведения про Пуаро просто не так интересно читать, как ранние книги, такие как «Убийство Роджера Экройда» и другие, которые просто сшибают с места своими неожиданными поворотами. К концу жизни Агаты Кристи ее перо потеряло свою остроту, а Пуаро растерял свою человечность и этические принципы. Специалисты считают, что в этом виноваты «маленькие серые клеточки» самой Агаты Кристи, которая в конце жизни начала страдать от болезни Альцгеймера, или, проще выражаясь, старческого слабоумия.
Шерлок Холмс повлиял на возникновение Эркюля Пуаро, и этот факт задокументирован самой Агатой Кристи. В своей автобиографии она писала, что создавала Пуаро в традиции Шерлока Холмса – эксцентричного детектива, острота ума которого оттеняется его «обыкновенным» помощником, бывшим военным. Детектив временами прибегает к услугам полицейского инспектора там, «где нужна грубая сила», или помогает ему в расследовании «необычных» преступлений, поскольку у полиции не хватает тонкости в таких делах. Подобно Холмсу, Пуаро полагается во многом на силу своего разума и логики, но «маленькие серые клеточки» играют дополнительную роль в методе Пуаро – смешной бельгиец еще очень хорошо разбирается в человеческой психологии.
Однако Пуаро в некотором смысле в корне отличается от своего прародителя Шерлока Холмса. Холмс – коренной британец с небольшой частью французских кровей. Хоть он и эксцентрик, но он свой в британских элитных клубах и богатых пансионах. Пуаро же бельгиец, жертва грабительской и циничной политики крупных держав, военный беженец, можно сказать политический эмигрант, бежавший из захваченной Бельгии во время Первой Мировой войны, и основавшийся в Великобритании. К нему «коренные» британцы относятся с пренебрежением или даже презрением. Он смешно выглядит, говорит с сильным французским акцентом, и не воспринимается многими за своего. Частично в этом кроется и причина его успеха: жертвы преступлений, свидетели и убийцы доверяют ему гораздо больше, чем следует, поскольку они не считают его за равного себе. Пуаро научился этим очень хорошо пользоваться. Его история – иллюстрация не только исторических и иммиграционных процессов начала 20-го века, но и наглядный урок эмигрантам всех времен и народов: свои «недостатки» он поставил себе в услужение, а приложив к ним еще и свои таланты и острый ум, он добился на поприще частного детектива больших успехов.
И Холмс и Пуаро конечно уделяли большое внимание криминалистике, то есть уликам, материальным следам преступления. В одном из произведений про Эркюля Пуаро преступление произошло в беседке. После этого ее обследует Пуаро, а затем туда приходит инспектор Джепп с командой полицейских криминалистов. На это Пуаро тщеславно замечает, что «там, где был Пуаро, искать более бессмысленно!» Однако как Холмс, так и Пуаро были довольно старомодны в этом отношении и не полагались в своих выводах только на криминалистический инвентарь. Косвенные улики могут завести не туда, куда надо, и современные истории людей, осужденных за преступления, которых они не совершали, чья невинность была доказана позже с помощью ДНК-тестирования, тому яркое доказательство. Оба детектива поэтому полагались больше на свой метод, уделяя больше внимания причинам преступлений, а не его следам. Хотя, дела, за которые они брались, а также методы их распутывания сильно отличались.
Сутью метода Шерлока Холмса была дедукция, то есть устранение всего невозможного, в результате чего остается только единственно возможная версия, которая и является верной. Преступления, которые он брался расследовать, дышат романтической экзотикой. Шерлок Холмс брался за фамильные проклятия, таинственные обряды, странные союзы и т.д., снимал с них всю экзотическую шелуху, оставляя только рациональную сущность произошедших событий. Таким образом под пером Конан Дойля наводящее ужас мифологическое чудовище превращается в реального, хотя и огромного дога с нарисованными фосфорецирующими глазами, обряд дома Месгрейвов – в совершенно практическое руководство по поиску сокровищ, а Союз Рыжих оказывается обыкновенным, хотя и довольно изощренным, мошенничеством. Популярность такого рода историй была продиктована господством романтизма в литературе 19-го века с одной стороны, и рационализмом бурно развивающейся науки и техники с другой. В художественных книгах тогда писали о замках с привидениями и о родовых проклятиях, а ученые проектировали паровые механизмы и объясняли распространенные фантазии естественными процессами. Шерлок Холмс стал популярным на гребне этой волны.
Эркюль Пуаро пришел на смену Шерлоку Холмсу в начале 20-го века. Мировые процессы в это время начали меняться, востребованным стал другой метод поиска истины. Рационализм и романтизм 19-го века отошли в прошлое, на смену же им пришла психология. Большую популярность стали приобретать труды классиков психоанализа: Зигмунда Фрейда, Карла Юнга и других. Человечество стало верить в то, что поведением человека руководят на самом деле не разум, логика и мораль, как это считалось в 19-ом веке, а бессознательные первобытные инстинкты, иррациональные влечения и подавленные негативные впечатления детства, прикрытые тонкой пленкой цивилизованности. Только это хоть как-то может объяснить ужас и варварство двух мировых войн 20-го века. Пуаро же был мастером психологического анализа, своеобразным психотерапевтом современного ему западного человечества. Метод Пуаро построен на том, что люди доверяли ему свои самые тайные мысли и чувства. Его смешной язык и довольно нелепый внешний вид снимал у его «клиентов» психологические барьеры и помогал им открыть свою душу перед сочувствующим бельгийцем. А на душе там много чего темного набралось! Зависть, ненависть, сексуальные страсти, месть, комплексы владеют внешне цивилизованными и приличными героями. Первобытные страсти кипят в идиллических английских деревнях. Милые и надежные с виду люди – доктора, медсестры, няни – планируют и осуществляют жуткие преступления. Они улыбчивые, дружелюбные и заботливые на поверхности, внутри же это жестокие, расчетливые и совершенно бесчувственные убийцы. Пуаро собирает все человеческие секреты, анализирует их и, с небольшой помощью вещественных доказательств, находит злодея, кем бы он ни был. В этом смысле его метод близок к дедуктивному методу Холмса: если преступление не мог не совершить всеми уважаемый и почтенный доктор, или рассказчик, то значит он это преступление и совершил! Выводя преступников на чистую воду, Пуаро помогает психологическим язвам проявиться и вскрыться в лабораторно чистой обстановке классического детектива: в изолированном имении, полном что-то скрывающих друг от друга людей. Главным в этой истории в конце концов оказывается не злодей или жертва, а «психотерапевт», элегантно обличивший и изгнавший еще одного беса из коллективной души.
Преступления, которые он расследует, совершаются не только с помощью традиционных пистолета или ножа, но уже гораздо более кошмарными средствами – оружием доктора Менгеле шприцом или просто подсыпанием яда. (Мы знаем, что Агата Кристи была близка к медицине, но нельзя отрицать отражения в ее историях всеобщего страха перед невидимым и убийственным химическим оружием массового поражения). В мире Пуаро нет гориллообразных злодеев, которые скручивают здоровенную кочергу, пытаясь кого-либо запугать. Нет, здесь очень приличные, симпатичные граждане с улыбкой на лице подсыпают смертельный яд в утренний кофе или с чувством абсолютного удовлетворения и праведного гнева все вместе убивают ножом усыпленного убийцу в вагоне поезда ночью, а затем днем отмечают это событие бокалом шампанского. Все смешалось в романах Кристи - кто прав, кто виноват, кто совершил преступление, а кто свершил правый суд? Мир предстает в произведениях Кристи таким сложным и непредсказуемым, что в нем уже просто невозможно разобраться, отличить белое от черного. Это типичная картина 20-го века, который растерял четкие ориентиры века 19-го!
В прошлое ушла разница между «нами», то есть абсолютно положительными характерами, и «ими», то есть злодеями, нелюдью. Остались только «мы», которые начали впервые в истории человечества через литературу внимательно всматриваться в свое отражение в зеркале. Заслугой Кристи стала популяризация мысли о том, что главное чудовище сидит внутри нас, и оно пострашнее мифологических собак или змей. Ее забавный сыщик Эркюль Пуаро заглянул в душу цивилизованного человека, увидел там это чудовище во всей его силе и уродстве и стал бороться с ним.
В дальнейшем принципы «внешность обманчива», и «самое страшное зло сидит внутри нас» подхватил и развил другой популярнейший автор 20-го века – Стивен Кинг.
No comments:
Post a Comment