Премьер-министр Канады Стивен Харпер - в глубоких раздумьях о судьбах родины! |
История с европейским договором получила недавно свое довольно любопытное продолжение. Премьер-министр Канады Стивен Харпер сказал журналистам, что торговое соглашение с Китаем, подобное тому, которое Канада подписала с Евросоюзом, невозможно. Он объяснил свою мысль о невозможности подобной сделки с правительствами Китая, Индии и Южной Кореи так: «Канадцы не хотят, чтобы целые сектора канадского рынка были заняты зарубежными государственными корпорациями». Иначе говоря, канадцы не хотят, чтобы Канаду завалили дешевыми и не всегда безопасными южнокорейскими автомобилями, сомнительного качества продуктами индийского сельского хозяйства или китайского промышленного производства. «Когда мы говорим, что Канада открыта зарубежному бизнесу, мы не имеем в виду, что Канада распродается зарубежному бизнесу» - остроумно отметил Харпер. – «Мы будем продолжать привлекать к себе зарубежные вложения, потому что в Канаду вкладываться выгодно, у нас свободная и устойчивая экономика, низкие корпоративные налоги и повсеместное руководство закона».
Этой красивой позе канадского правительства, правда, не соответствует недавнее разрешение, данное канадским правительством китайской компании CNOOK купить канадскую нефтедобывающую компанию Nexen, и малайзийской компании Petronas – купить канадскую Progress Energy. После этого события в Канаде были народные волнения, и парламентарии объявили, что в дальнейшем подобные сделки будут разрешаться только в исключительных случаях.
Итак, в некоторые сегменты канадского рынка все-таки будут допущены зарубежные инвесторы из Еврросоюза. Инвесторы же из Восточной Азии допущены до «больших канадских контрактов» будут только в исключительных случаях. О чем это нам говорит?
Во-первых, несомненно речь идет о качестве поставляемой продукции. Фраза «европейское качество» - синоним высокого качества, и это вполне заслуженно. Здесь даже без контроля можно быть уверенным, что скорее всего импортный продукт будет лучше родного канадского или американского. «Азиатское» или даже «китайское качество» имеет противоположное значение. Если позволить китайским товарам хлынуть бесконтрольно в Канаду, а китайским инвесторам захватить руководство крупных производств, то результат может оказаться не столь блестящим.
Во-вторых, здесь мы имеем дело с «тонкой» политической составляющей этого широкомасштабного экономического международного общения. За исключением Южной Кореи, для которой канадские парламентарии могут зарезервировать имеющуюся квоту на исключения, Индия и особенно Китай во многом далеки от западных ценностей демократического выбора, соблюдения прав человека, свободы прессы и главенства закона. Иначе говоря, канадское правительство не хочет поддерживать деньгами те режимы, с которым «нам не по пути». Крупные экономические договоры всегда, и сегодня особенно – это на самом деле рычаги, которые выполняют важную политическую функцию поддержки и продвижения этих самых западных ценностей на международной арене. В этой ситуации мы видим рычаги в действии: Евросоюзу – зеленый свет, Южной Корее, Малайзии и Индии – желтый, Китаю – красный.
Проблема только в том, что у китайских инвесторов имеются огромные деньги. За вышеупомянутые сделки ими были заплачены многие миллиарды долларов. Досталось в общем-то и лоббистам и казне. Они там, на Парламентском Холме в Оттаве, должны быть довольны. Вот только избиратели не разделяют этот энтузиазм, ведь в результате в Канаде стало больше не самого приятного «китайского духа» . Конечно же я имею в виду экспансию китайского авторитаризма, а не культуры. С китайцами – все в порядке, а вот с китайскими корпорациями – не очень!
Не завидую я канадским законодателям. Они находятся на самом деле в тяжелой ситуации: между молотом негативного народного мнения о подобных сделках и наковальней грандиозных возможностей обогащения. Нелегко им там в Оттаве! Как говорится, «... и не введи нас в искушение!..» Искушения для канадских законодателей сегодня имеются огромные, и стоит молиться за то, чтобы они им не поддались, а думали в первую очередь о своей стране и о сохранении в ней демократических ценностей, и только затем о себе лично!
No comments:
Post a Comment