Thursday, 26 September 2013

Новости с театральных подмостков: пьеса "Человек"

Постер пьесы
Репетиции средневековой пьесы «Человек», в которой я играю главную роль Человека, в самом разгаре. (О сюжете пьесы я писал здесь: http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/08/blog-post_23.html). Декорации и костюмы почти готовы, прошло много репетиций. Поразительно, что все эти значительные усилия делаются добровольцами, в случае с пьесой – на 99% процентов канадцами. Единственный русский в театральной команде это я. Однако русская часть прихода подхватила кулинарную часть этого проекта, который полностью называется «Чай и пьеса «Человек»: пьеса будет сопровождаться чаепитием, за которое и будут отвечать русские прихожане.

Во всем этом проекте, как в маленькой модели мира, проявились сильные и слабые черты западной и российской культуры: русская еда вкуснее канадской, а канадское шоу и его организация – лучше русского. Русские всегда знали толк в еде, но были плохими организаторами. Американец или канадец умеет хорошо организовать дело, в том числе и бесплатное, но ест всякую дрянь и готовить не любит. Такая картина мира мне лично хорошо знакома, хотя она весьма усреднена: когда русские очень чего-то хотят, у них бывают поразительные прорывы. К такому прорыву, например, можно отнести организацию эффективной работы 14000 добровольцев оппозиционного штаба Алексея Навального во время подготовки к выборам московского мэра.

Друзья говорили, что им очень интересно узнать о «закулисье», то есть о том, как возникает пьеса, что конкретно происходит во время репетиций, каковы мои актерские впечатления, и как создается "магия театра". Конечно любая театральная продукция – это результат труда многих людей кроме режиссера, актеров, декораторов и костюмеров. В пьесе важно и освещение, и звуковое оформление, кто-то должен подсказывать актерам их строчки во время репетиций, ставить танцы, песни, записывать физическое положение актеров во время сцен, создавать и распространять рекламную продукцию, распространять и продавать билеты и т.д.

Для меня как для актера одна из самых чудесных вещей, которые происходят во время репетиций, это наблюдать за рождением характера на сцене.

Особенно отчетливо это происходит с непрофессиональными актерами. Приходит такой человек на репетицию, в своей повседневной реальности не имея никакого отношения к театру. Этот человек работает продавцом или учителем, или сидит за компьютером. И вот этому человеку режиссер дает в руки роль и говорит: «Играй!» Непрофессиональный актер читает эту роль, как он обычно привык это делать, то есть совсем нетеатрально. Это производит впечатление какой-то плоской безликой заготовки, что-то типа куска камня. Режиссер же берет эту заготовку и начинает «развивать характер» с помощью доступных ему инструментов, то есть призывая на помощь жизненные примеры, создавая образы, требуя. Таким образом он «выбивает» из этой заготовки облик героя, отсекая от камня все лишнее. Попрактиковавшись, глядишь, этот продавец или учитель раскрепощается, сбрасывает с себя свою повседневную личину, начинает преображаться в своего героя.

Вот эта перемена от безликого «слепого чтения» в какой-то особый характерный облик, производит на меня сильное впечатление.

Человек же с актерским опытом или с пониманием того, что от него требуется, придет на репетицию не безликой заготовкой. Он подумает дома и принесет с собой какой-то характер. В этом случае режиссер-постановщик меняет предлагаемую форму согласно своему видению пьесы. Актер может думать, что его роль комична или похожа на фарс, а режиссеру нужно, чтобы она была трагична (это – мой случай). И начинает режиссер как из пластилина вылеплять то, что ему нужно. Чем мягче и податливее пластилин, тем легче работается режиссеру, и тем точнее он может реализовать свое видение героя. Соответственно и актер велик тот, кто без труда может изобразить убедительно все, что от него требует режиссер, будь то смешное или трагичное, привлекательное или отвратительное, а также весь спектр эмоций начиная от заразительного смеха и заканчивая плачем с настоящими слезами.

Вот эта обработка режиссером твердых и мягких человеческих материалов и происходит за кулисами. Режиссерский уровень проявляется в том, насколько четко он видит пьесу, насколько хорошо он умеет создать из актера характер по своему желанию, и насколько понятно он может сообщить свои пожелания всему остальному составу труппы.

Когда же все начинает работать, возникает магия театра: пьеса завладевает вниманием зрителя, актеры начинают управлять этим вниманием, заставляя зрителя смеяться или переживать, как того требует развитие фабулы. Я видел со сцены преобразившиеся лица зрителей, сознание которых переносится из повседневности в нереальный мир пьесы. Чувство власти театра над зрителем приносит всей труппе наибольшее удовлетворение, ощущение отсутствия этой власти приносит глубокое разочарование. Чем сильнее эмоциональное вовлечение зрителя в пьесу, тем пьеса успешнее. Обратная связь со зрителем очень важна для всей театральной труппы, она с нетерпением ждет реакцию зала и активно ее обсуждает.

2 comments:

  1. Снимаю шляпу! Ты дорос до главной роли.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо, однако при всем моем уважении к этому театральному проекту, надеюсь, что моя главная роль еще впереди!

      Delete