Tuesday, 30 April 2013

Канадцы и русская православная церковь


Прекрасная мозаика в русской православной церкви
Св. Софии в Виктории сделана в основном руками канадцев
Христианство – самая распространеннная религия на Западе. Однако, его православное направление неудобно для канадцев, а также непопулярно среди них потому что серьезно отличается от идеологии западного общества. Тем не менее в нашей православной церкви много канадцев. Более того, без них, я думаю, эта церковь бы не выжила. Как такое может быть? Об этом я рассуждаю в этой статье.
Православие не выносит поверхностного интереса. Многочисленные православные службы длятся по нескольку часов, прихожане должны выстаивать их на ногах. Проповеди чаще всего напрямую не связаны с насущными проблемами, их нельзя назвать развлекательными. В церкви силен запах ладана. Смысл песнопений, по-английски или по-русски, часто трудно уловить, потому что в них много устаревших слов и выражений. Православие напрямую связано с Россией, о чем поется на службе, например, прославляется «российский народ на родине и в чужбине» – и это тоже для многих канадцев неактуально. Вечерние службы происходят во время, которое называется на теле-языке «прайм-таймом», то есть когда по телевизору показываются самые популярные передачи. Православие призывает верующих к скромной жизни – что очень сложно в современном западном мире, который насыщен житейскими соблазнами.
Я вижу иногда случайных канадцев, которых не вера, а поиск экзотических впечатлений заносит в нашу православную церковь Святой Софии в Виктории. Судьба их незавидна. Выстояв первый час трехчасовой службы, окуренные ладаном и одурманенные нескончаемым хоровым пением, они с позором сбегают, чтобы уже никогда снова не появиться в православном храме.
Сбегают они потому, что смысл православия и службы в православных церквях сильно отличаются от того, что происходит в протестантских церквях, к которым канадцы более привыкшие. Заблудшие не готовы воспринять эти отличия.
Протестантизм отличается от православия в принципе, а также по обряду. Протестантизм не отрицает богатство и комфортную жизнь, добытые честным трудом, а наоборот, способствует тому, чтобы как можно меньше людей в мире жили в бедности. Протестант верит, что человек бедный, борющийся за свое существование не может считаться любимым Богом, и не может понять, почему человек страдающий более любим Богом, нежели человек успешный. В протестантизме все как раз должно быть наоборот: если человеку комфортно живется, значит его Бог любит, а если нет удобства и достатка, значит и Любви Божьей нет. В протестантизме не бедность и страдание, а довольство и успех являются символами этой Любви. Если человек честно зарабатывает столько, что ему живется спокойно, если он ездит на дорогих машинах и живет в большом доме, если этот человек отдает свою «десятину» в церковь, тогда можно считать, что этого человека Бог любит. Протестантизм собственно и породил и знаменитую «американскую мечту», согласно которой в западном обществе у любого человека, вне зависимости от его происхождения, есть возможность стать успешным, то есть богатым и знаменитым.
Проповеди в протестантских церквях короткие, пастве разрешается сидеть во время службы, проповедники часто являются отличными ораторами, которые способны развлечь публику и заставить ее задуматься о насущных вопросах современности. Короче, ходить в протестантскую церковь канадцам – одно сплошное удовольствие. А учитывая, что при этом еще и начинаешь морально чувствовать себя лучше, то становится понятно, почему в США и Канаде так много церквей и религиозных людей.
Тем удивительнее мне видеть «канадский костяк» в нашей православной церкви. Среди прихожан много и русских, но больше все-таки канадцев, в том числе и на ключевых местах: все духовенство – из канадцев, подавляющее большинство постоянных певчих в хоре – канадцы, разработчики и создатели прекрасной и уникальной церковной мозаики – канадцы! Русскоязычной части прихода необходимо очень сильно стараться, чтобы быть в нашей церкви наравне с канадцами. Попытки имеются, например, были прекрасные обеды и свадьбы, организованные русскими, но мне из первых рук известно, что организационно все это давалось с большим трудом.
В пользу русских необходимо отметить тот важный факт, что наша церковь была все-таки организована на русские деньги эмигранта князя Никиты Голицына. Именно он увлек православием и крестил многих из «канадского костяка».
Никита Голицын перевел "Князя Серебряного" на английский язык
Однако, говорящим является тот факт, что службы в церкви все-таки было решено проводить по-английски. Если бы они происходили по-русски, наша церковь могла бы не выжить в начале 2000-ых после смерти Голицына. Не нашлось бы достаточно лидерства и организационных способностей среди русских прихожан, чтобы ее удержать «на плаву» с помощью многочисленных и различных фандрейзинговых событий – особенно учитывая, что церковь в Канаде на деле, а не на словах, отделена от государства и никак им не спонсируется. Инициативу подхватили и до сих пор вполне успешно поддерживают канадцы.

В больших городах, таких как Ванкувер или Торонто, русским не нужно прикладывать особые усилия, чтобы сохранить православную веру – в каждом большом канадском городе имеется по нескольку русскоязычных православных храмов, которые были организованы и открыты эмигрантами первых волн. В этом смысле в больших канадских городах современным православным русским эмигрантам повезло, так сказать, стоять на плечах гигантов прошлого. Это большое счастье и удача получать отправление своих религиозных нужд на родном языке, о чем наверняка многие русские православные жители крупных канадских городов даже не задумываются. В маленькой же Виктории русским православным надо и сегодня отстаивать свое место под солнцем, что в реальности оказывается очень и очень непросто.
Важность русского языка все-таки распознается в православной Канаде. Путь в высшие эшелоны православия на Западе облегчен для русскоговорящих священников. Например, Владыко Иларион, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, свободно говорит по-русски. Православие – это пожалуй единственная карьерная стезя на Западе, где необходимо владение русским языком.
Как уже было упомянуто выше, православие не выносит поверхностного интереса. Возможно еще и по этой причине, такое прославление Бога является правильным, как об этом говорит название религии. Я не перестаю восхищаться теми канадскими прихожанами православной церкви Святой Софии в Виктории, которые испытывают к православию серьезный, глубинный интерес, поддерживают и исповедывают его в нашем маленьком и зажиточном городе, и стараюсь равняться на них.

No comments:

Post a Comment