Tuesday, 23 April 2013

Пианист Глен Гульд: 56 лет концертам канадского виртуоза в СССР

Глен Гульд играет Баха
В начале мая 2013 года исполнится 56 лет с того дня, как выдающийся канадский пианист Глен Гульд посетил СССР с концертами. Выступления начались 7 мая 1957 года в Москве в Большом зале консерватории имени Чайковского и закончились 19-го мая в Ленинграде. 24-летний музыкант был первым западным исполнителем классической музыки, который проник за пределы Железного Занавеса в самую загадочную и страшную страну того времени.

Уже четыре года как умер Сталин, началась «оттепель». В 1956 году первую «тропу на Восток» проложила американская негритянская труппа, исполнявшая оперу Гершвина на «народную» тему «Порги и Бесс». Американский писатель Труман Капотэ тогда отозвался на это событие знаменитым «Когда музы говорят, пушки молчат». Через год после визита Гульда молодой американец Ван Клиберн под гром аплодисментов получит первый приз в Москве за исполнение музыки Чайковского.

Гленн Гульд, концертировавший во многих странах мира, получил разрешение советских властей на посещение СССР по нескольким причинам. Он был выходцем из Канады – страны, к которой в СССР не воспитывалась такая откровенная ненависть как к США. Наоборот, Канада считалась в каком-то смысле союзником, ведь когда-то в далеком 1812 она даже воевала с США за свою независимость. Наличие в Канаде активной социальной поддержки бедного населения тоже не осталось незамеченной советскими идеологами, которые защищали «пролетариев всех стран». Сказалось и высокое исполнительское мастерство Гульда, и то, что он играл музыку «разрешенного» И.С. Баха, и наличие собственной сильной школы исполнения академической музыки, создавшей в будущем таких великих пианистов, как Эмиль Гилельс и Святослав Рихтер. Советские идеологи снисходительно отнеслись к визиту молодого и талантливого канадца. Не удивлюсь, если кто-то из них считал, что концерты малоизвестного музыканта, исполняющего малоизвестную музыку вообще пройдут в СССР незамеченными.

Тут надо сказать пару слов о музыке, которую любил исполнять Гульд. «Коньком» музыканта было исполнение по памяти сложнейших и очень красивых Гольдберг-вариации И.И.Баха. Существует легенда, согласно которой эти 30 вариаций для клавесина были написаны Бахом в 1741 году по заказу российского дипломата Карла фон Кейзерлинга, который страдал от бессонницы. Эти неуловимые мелодии должны были звучать ночью в его спальне, чтобы заставить Кейзерлинга заснуть под них. Малоизвестными вариации были по той простой причине, что их мало кто мог хорошо сыграть. Исполнение Гленом Гульдом этих вариаций до сих пор считается непревзойденным. Кроме Баха он любил исполнять "сложную" музыку Бетховена, Берга, Хиндемита, Шонберга, Сибелиуса, и не любил «приторных» Моцарта и Шопена. Гульд был резким противником развлекательно-виртуозного подхода к музыке, понимая музицирование как духовный и интеллектуальный поиск. Возможно, с идеей поиска связана и известная способность Гульда предлагать каждый раз различные трактовки одного и того же музыкального материала.

Интерес к первому концерту Гульда в Москве был действительно не очень высок. Зал был занят только наполовину. Одним из тех, кто пришел на концерт, видимо от скуки, был «золотой мальчик» Андрей Кончаловский – будущий российский и американский кинорежиссер. Однако после первых минут звучания музыки он, как и многие другие в аудитории, понял, что является свидетелем удивительного события и уникального таланта. Кончаловский вспоминает в документальном фильме про Глена Гульда, что как только начался антракт, он помчался к ближайшему телефону, чтобы срочно пригласить на концерт своих товарищей. Многие телефоны в консерватории имени Чайковского, где проходил концерт, были уже заняты – другие посетители срочно приглашали своих друзей! Концерт окончился при полном зале и овациях стоя. Переполненные залы, длительные рукоплескания, многочисленные вызовы на бис, корзины цветов сопровождали все остальные концерты Гульда в СССР. Никогда ни в своем родном Торонто, ни в искушенном Нью-Йорке он не испытывал такого восхищения. Как и Ван Клиберн через год, Глен Гульд понял, что если русские кого-то полюбят, то это будет очень сильное чувство!

Гленн Гульд больше никогда не приезжал в СССР. В 1964 году он прекратил концертную деятельность, сконцентрировавшись на студийных записях, писал книги о теории музыки. Он умер в 1982 году в возрасте 50 лет. В 1983-м году его запись Гольдберг-вариаций получила две премии Грэмми, как лучший классический альбом года и за лучшее исполнительское мастерство. Этот альбом и сегодня слушается на одном дыхании.

Глен Гульд привез с собой в СССР очередной глоток свободы, по которой так истосковалась послевоенная страна. Всего лишь через несколько месяцев после концертов Гульда, в Москве состоится ошеломляющий Всемирный фестиваль молодежи и студентов, оставивший свое наследие не только в умах и сердцах советской молодежи, но и в их генах в виде знаменитых «детей фестиваля». Потом пойдут стиляги, фарцовщики и другие маргиналы, которые не только отрицали и презирали, но и откровенно смеялись над советским образом жизни. Советский Союз наберет полную грудь свободного воздуха и уже больше никогда не спутает его со спертой и затхлой сталинской атмосферой.

2 comments:

  1. Просрали образование, теперь такое невозможно представить.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Музыкальное образование в России до сих пор хорошее

      Delete