Томас Кинкейд в своей студии |
О жизни Кинкейда на русском языке практически ничего не написано, за исключением нескольких умильных и малоинформативных статей. В Рунете можно найти некоторые крупицы о его художественном стиле, но они, на мой взгляд, недостаточны для хорошего понимания картин, которые мы все прекрасно знаем. Я также не нашел практически ничего о том, что это был за человек и что за жизнь он вел. Однако, изучив несколько англоязычных источников, я понял, что прекрасные и идиллические картины художника, являются почти полной противоположностью бурной жизни Кинкейда.
Дом Доброго Пастыря |
Вот что сообщает о жизни и творчестве Кинкейда Википедия: «Томас Кинкейд (англ. Thomas Kinkade; 18 января 1958, Калифорния — 6 апреля 2012, Калифорния) — американский художник, отличался массовым распространением печатных репродукций своих работ, в том числе на паззлах. Он характеризовал себя как «Томас Кинкейд, Художник Света» и даже зарегистрировал фразу «Художник Света» как торговую марку (хотя первым так назвали английского художника Уильяма Тернера – за два века до Кинкейда). Кинкейд также известен как «самый коллекционируемый художник Америки». Компания Media Arts, распространяющая его продукцию, заявляет, что в 1 из 20 домов США в той или иной форме есть одно из изображений, выполненное Кинкейдом. Ежегодная суммарная выручка от продаж работ Кинкейда и продукции с созданными им изображениями оценивается в 100 миллионов долларов».
Главной особенностью картин Кинкейда являлись светящиеся блики и насыщенные пастельные тона. Он изображал в импрессионистском стиле светящиеся контуры, буколические, идиллические предметы, такие как сады, ручьи, каменные коттеджи, городские улочки. Вместе с тем, религия и конкретно христианство были важными двигателями творчества Кинкейда, который называл себя «набожным христианином». В некоторых своих картинах художник напрямую обращался к христианам, используя евангельскую тематику. В свои сельские, городские и морские пейзажи Кинкейд также вкладывал религиозный символизм, пытаясь быть понятым людьми любых верований. Маяк у него это всегда символ Божественной Любви и Путеводного Света, облака – ушедшие от нас люди, птицы – мир и свобода, лодки – жизненные события, рельсы и тропинки – жизненные пути, ворота – жизненные открытия и решения, ступени и лестницы – жизненные проблемы, которые нам приходится преодолевать. Кинкейд сам говорил, что получает вдохновение от религии и что в его работах содержится большой моральный аспект. Он считал, что его задача как художника – принести спокойствие и радость в жизнь всех людей через образы, которые всем понятны (что, по-моему, ему хорошо удавалось).
Молитва за мир |
Американская мечта дала первый сбой, когда, несмотря на коммерческий успех, Томасу Кинкейду так и не удалось добиться признания критиков, зачастую считавших его работы китчем, то есть псевдоискусством, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика произведения, крикливости его элементов, нежели его сути и посланию. Кинкейду хотелось не только зарабатывать по восемь миллионов долларов в год, но и пользоваться уважением в сообществе художников. На практике это оказалось невозможным, и не только из-за несомненной зависти среди менее успешных коллег по цеху.
Что меня всегда поражало в творчестве Кинкейда, так это его плодотворность. Он рисовал столько картин, что во мне иногда зарождались подозрения по поводу того, кем они производятся. Известно, что некоторые плодовитые писатели прибегают к услугам так называемых «литературных рабов», то есть низкооплачиваемых, но одаренных студентов или начинающих писателей, которые собственно и пишут произведение по сюжетной схеме созданной автором. Метод Кинкейда был именно таким: он характеризовался как «полу-индустриальный процесс», в котором ученики наносят краски на основу, подготовленную Кинкейдом. При всем уважении к художнику, искусством такой конвейер назвать уже нельзя. Результат получается красивым, но души в нем не чувствуется, потому что ее там нет.
Чтобы удовлетворить массовый спрос на свои картины, Кинкейд не только производил большое их количество с помощью дешевого труда учеников, но и создавал многочисленные копии своих самых популярных сюжетов. В этой связи я вспоминаю одну историю, произошедшую со мной пару лет назад на круизном лайнере, который путешествовал между Калифорнией и Мексикой. На корабле была довольно большая калифорнийская галерея работ Кинкейда: все они конечны были прекрасными и довольно большими, но поразительнее всего были вполне приемлемые цены за них. Когда я увидел, что «оригиналы» Томаса Кинкейда можно купить за 500-900 долларов за штуку (если покупаешь разом десять, то предусматривается серьезная скидка), у меня в глазах несколько помутилось. Симпатичная сотрудница галереи в ответ на уточняющий вопрос насчет оригинальности картин энергично закивала головой и добавила, что покупка десяти картин разом будет неплохим вложением денег, а галерея в свою очередь выпишет мне сертификат их аутентичности. Я был уже готов вытащить бумажник, но решил для начала посоветоваться с женой, которая когда-то работала в картинной галерее.
Вдали от городского шума |
Но мое знакомство с новаторскими бизнес-идеями Кинкейда на этом не закончилось. Жена и я решили прогуляться по галерее художника, чтобы просто насладиться красотой его работ. Приглядевшись, мы заметили, что действительно, мелким шрифтом под картинами было написано, что это «original prints», а не «originals», что изначально и ввело меня в заблуждение. Сотрудница галереи узнала меня и спросила, интересуюсь ли я все еще покупкой картин. Я сказал, что принты пожалуй покупать не буду. Увидев, что добыча ускользает, сотрудница галереи решила выстрелить по мне секретным оружием. «Да, это не оригинальная работа, а оригинальная копия, - сказала она, - но это же – ДНК-принт!»
Сад Надежды |
Вообще, как бизнес-идея ДНК-метка имеет свой потенциал. Взять, например, современный рынок печатных книг: их все больше теснят электронные издания, которые не пылятся, не занимают много места на полках или в сумках и т.д. Однако такие писатели, как Борис Акунин, активно выступают в защиту бумажных книг и активно ищут способы добавить им ценности (за счет иллюстраций, искусственного устаревания бумаги и т.д.) Если бы авторы еще и подписывали копии своих книг своим ДНК по методу Томаса Кинкейда, то это могло бы к ним привлечь дополнительных покупателей (о чем я Акунину уже сообщил в его блоге).
Жизнь Томаса Кинкеда оборвалась рано и трагически из-за того, что художник игнорировал ценности, которые пропагандировал в своем творчестве. Он также не смог признаться себе, что в какой-то момент его творчество стало схематичным и больше похожим на массовое производство очень красивых открыток, нежели картин. Однако как бы не относиться к его бизнес-практике, его живопись, наполненная светом и спокойствием, приносит миллионам людей надежду и радость. Каждый сюжет Кинкейда – понятное и красивое обращение к человеку, заставляющее нас задуматься о таких ценностях, как семья, религия, природа.
No comments:
Post a Comment