Сцена из спектакля "Добрый лес" по произведениям Р. Свансона |
Освоение канадского запада прочно связано с освоением богатых природных ресурсов этого региона – иначе у людей видимо не было причин уходить так далеко от цивилизации, которая росла с востока Северо-Американского континента. Началось все в начале 19-го века с пушнины (и начали это, кстати, в том числе и русские!), продолжилось лесом. Лес осваивается и сегодня, но основные деньги идут на разработку минеральных ресурсов провинции.
Роберт Свансон с гудками своего собственного изобретения в Ванкувере |
На локомотиве сверху видны гудки Свансона |
Как быстро поезд новенький,
Бежит по рельсам вдаль
Стучат в нем поршни бойкие,
Блестит он как медаль
Век паровозов отошел,
Поди их поищи,
Но дизель, дизель не спеши
убить гудок в ночи!
Нет больше шума грозного,
исчез огонь и пар.
Котла нет паровозного –
Прощай, наш Бонапарт!
Об осях, парах, бегунках
Не вспоминай, молчи.
Но дизель, дизель не спеши
убить гудок в ночи!
Так пусть звучит прощальный свист
Над прерией вдали.
Чертеж твой сложит архивист
Средь вековой пыли.
Я знаю, слыша тот гудок:
Ты в бозе не почил!
Но дизель, дизель не спеши
убить гудок в ночи!
Творческая лаборатория инженера и поэта Свансона |
Именно Свансона позвал лауреат Нобелевской премии мира и премьер-министр Канады Лестер Пирсон на поезд, который в 1967 году проехал из одного конца Канады в другой, отпраздновав тем самым единство и столетний юбилей страны.
Роберт Свансон не стал богатым человеком, каким например стал американский певец Клондайка и золотой лихорадки поэт Роберт Сёрвис. Однако как и многие его герои, он стал легендой в кругах лесорубов. Его вклад велик не только в культуру, но и в историю Британской Колумбии, поскольку его произведения имеют и краеведческую ценность. Он живописал целый ушедший мир, но было бы ошибкой считать, что его стихи устарели. Мысли и чувства лесорубов подобны мыслям и чувствам любого другого работяги, чем бы он не занимался и когда-бы это не происходило. Поскольку лесорубами становились «большие» люди с сильными характерами, их мысли и чувства были тоже очень яркими и выпуклыми – понятными и сегодня, как и во времена Р. Свансона.
Там, где Божий сияет нам лик (Р. Свансон)
Когда срубят последнее дерево,
И тот, кто срубил, войдет в рай,
Когда визг мото-пил закончится,
И тих станет наш дальний край,
Мы отдохнем все немножко,
лет сто или двести поспим.
Когда же Господь нас спохватится,
Ему мы отчет свой дадим.
Ведь знает Всевышний точно,
Что лучше в Его глазах
Нет лесорубов Запада
Которым неведом страх!
Мы хорошенько заправимся
Пирожными размером с коня,
Выпьем по бочке пива,
И выкурим трубку с меня.
Деревья в раю растут до неба.
Прочтем мы Давида псалмы.
Нам ветки порубят ангелы,
А снизу валить будем мы.
Не трусь идти к райскому лесу
Прочь от этой тяжелой земли.
Там, где вечное солнце и лето,
Там, где Божий сияет нам лик!
PS Любопытно также сопоставить то, что можно назвать «канадский» и «российский» лесоповал, тем более, что происходили они примерно в одно и то же время. Разница же между ними существенная, и эта разница говорит тома о ценностях, на которых стоит канадское и российское общество. В российской культуре лесоповал намертво связан со сталинскими репрессиями и уголовной средой. Российская группа «Лесоповал» поет так называемый «русский шансон» или «блатняк», то есть песни, которые воспевали тяжёлый быт и нравы этой среды, и были рассчитаны на заключённых или им сочувствующих. Уголовного аспекта нет в канадском варианте лесоповала – прежде всего потому, что в Канаде не было того, что принято называть «лесоповалом» в России, то есть исправительно-трудовых лагерей для осужденных на длительный срок, где они отбывали свой срок, занимаясь рубкой леса под присмотром вооруженных охранников. Лес в Канаде валили, но только не принудительно, а добровольно, и это значительно отличает канадскую и российскую культуры. Да, это было тяжелое и очень опасное занятие, но это была работа, а не каторга. Канадские лесорубы имели полную свободу в передвижении, выборе работодателей, в том, чтобы быть или не быть лесорубом, наконец. Жизнью, напоминающей бродяжничество кстати отличались самые знаменитые герои канадского лесоповала, такие например, как Уилсон «Восемь Дней». Приставка «Восемь Дней» означала максимальный срок найма, который определял для себя этот легендарный лесоруб.
Спасибо! Очень любопытно!
ReplyDelete