Friday, 3 July 2015

Гитарный метод Дага Хенсли

Лютня и персидский уд -
область особого творческого интереса Дага Хенсли
Даг Хенсли (Doug Hensley) – первоклассный гитарист и преподаватель игры на гитаре в местной музыкальной консерватории. Мне посчастливилось записаться к нему на несколько занятий. Он оставляет впечатление не только музыканта высочайшего класса, но и разработчика любопытной методики преподавания игры на гитаре. Вот несколько его удивительных наставлений.

«Я иногда разговариваю со своей левой рукой, когда она меня не слишком хорошо слушается. Это помогает. Предлагаю тебе делать то же самое».

«Указательный палец считает, что он центр вселенной, как, собственно, и вообще люди. Но это мешает игре на гитаре, потому что указательный палец должен работать в команде и не всегда на первых ролях. Средний и безымянный пальцы работают вместе успешно и выполняют важную задачу зажима корневых струн аккорда. Мы должны обучить указательный палец работать вместе с ними. Для этого мы сначала выдвигаем средний и безымянный пальцы к струнам аккорда, а указательный подтягивается только затем. Он обучаемый, наш указательный палец, и этим обучением необходимо заниматься. А иначе он сделает игру на гитаре сложнее, чем это необходимо».

«Перебирание струн гитары пальцами это акт почти религиозный. Подумай о такой метафоре: каждый палец проживает отдельную жизнь всякий раз, когда он касается струны. Сначала палец становится на изготовку над нужной струной. Это как будто человек рождается с набором своих особенных качеств. Затем палец касается струны. Человек совершает свое доброе дело, проживает свою жизнь, создает некую особую вибрацию во вселенной. Затем палец расслабляется – обрати внимание, расслабляется, а не оттопыривается мускульно. Процесс произведения звука закончен, сейчас палец начнет производить новый звук, проживать новую жизнь».

«Один и тот же аккорд надо уметь извлекать разными способами. Например, аккорд «Соль» можно сыграть мизинцем, средним и указательным пальцами. А можно и мизинцем, средним и безымянным. Здесь уже средний палец зажимает совсем другую ноту. Это нужно уметь делать для гибкости. Комбинации аккордов бывают самые разные. В одной песне последовательность аккордов удобно играть одними пальцами, в другой – другими. Представь, как будто ты умеешь открывать дверь только правой рукой. Но сегодня в правой руке у тебя пакет с продуктами. Ты можешь переложить пакет в другую руку – это неудобно, требует довольно много движений. Или ты можешь запросто открыть дверь левой рукой, если ты ею умеешь пользоваться. То же самое с аккордами».

«Ты огорчен, что твой прогресс от недели к неделе так минимален? Я тебе скажу так: регулярно практикуйся и не беспокойся по поводу прогресса. Всему свое время, и результаты твоей работы будут ощутимы. Вспомни, как младенцы учатся жизни. Сначала лежат на животе, поднимают головку, затем начинают ползать. Они все это делают в свое время. Торопить их не то что нельзя, а даже вредно. Ползающему младенцу нельзя ходить, потому что у него еще косточки очень мягкие, и в результате слишком большого напряжения они могут деформироваться, что приведет к серьезным заболеваниям скелета в будущем. С игрой на гитаре примерно то же самое. Будешь себя торопить, научишься неправильной технике, потом будут болеть пальцы, кисти, плечи, спина. Играть будет тяжелее. Главное здесь – регулярно практиковаться. Лучше практиковаться каждый день по десять минут, чем один день перед занятием два часа. Лучше всего, конечно, практиковаться каждый день по два часа, если ты себе такое можешь позволить! Через регулярность практики ловкость пальцев будет хорошо разрабатываться, на своей скорости. Торопиться здесь не надо. Ты уже играешь гораздо лучше, чем три недели назад. Ты, конечно, еще не играешь как я, но я с гитарой всю жизнь почти не расстаюсь, а ты свое обучение только начал».

2 comments:

  1. Ты играешь на гитаре или только собираешься учиться?

    ReplyDelete
    Replies
    1. учусь играя:-) пытаюсь играть уже около года, но возможность хорошенько попрактиковаться появилась только этим летом.

      Delete