Friday 31 July 2015

"Как вышитый передник моей матери разворачивается в моей судьбе"

"Как вышитый передник моей матери разворачивается в моей судьбе",
Аршиль Горки, 1944, Нью-Йорк
Картина американского художника армянского происхождения Аршиля Горки (1904-1948) «Как вышитый передник моей матери разворачивается в моей судьбе» сшибла меня с места, как только я вошел в картинную галерею Музея Искусств Сиэтла. Эта картина висит там на входе, слева. Я зашел, повернулся... и как-то даже оторопел. Нечасто произведение искусства как бы насквозь тебя пронзает с первого момента встречи, и ты его тут же абсолютно понимаешь. Такой моментальный контакт произошел между мной и этой картиной Горки.

Горки принадлежал к молодому поколению художников, которые к 1940-ым годам перебрались из Парижа, бывшей столицы мирового искусства, в его новую столицу Нью-Йорк. Повлияло на эту миграцию вступление Франции во Вторую Мировую войну и занятие фашистами Парижа. То была не самая вдохновляющая атмосфера для художников. В Нью-Йорке было куда спокойнее.

Перемена произошла не только в смысле географии творчества. Художественные идеи тоже стали новыми. Во Франции художники активно развивали свой сюрреалистический «словарь». В Америке же на них начал влиять широкий интерес американской публики к психоанализу и изучению подсознательного. Так и родились на стыке сюрреализма и психоанализа Джексон Поллок, Аршиль Горки, Марк Тоби, Ротко и другие. Новое направление художественной деятельности стало называться абстрактный экспрессионизм.
"Девушки с земляникой", фото С. Прокудина-Горского, 1909,
деревня Топорня, Вологодской губернии, Россия
Картина про вышитый передник как раз про это – в ней автор выражает свои глубинные психологические переживания с помощью абстракции. У Аршиля Горки это получилось очень эффектно. Как я уже упоминал, я мгновенно понял о чем картина. Подобно мне Горки родился очень далеко от Северо-Американского континента. Его домом было армянское село Хорком. Тогда оно было еще частью Османской империи. В своей зрелой жизни Горки оказался на другом континенте в совершенно другой культуре. К этому времени Османская империя вообще прекратила свое существование. В Америке, в этом Новом Мире, художник с одной стороны испытал свободу, безопасность, некоторое материальное благополучие, а с другой стороны вдруг понял, что его глубинные детские впечатления никуда не исчезли. Они сидят внутри нас, заставляют нас скорбеть об утраченном и невозвратном прошлом. Эта скорбь во многом начинает определять жизнь, я как эмигрант знаю это по себе. Начинаешь больше интересоваться родной культурой, предпочитать привычную еду, читать знакомые книги, смотреть любимые фильмы, и т.д. Так вышитый передник матери как образ утраченной жизни, начинает разворачиваться в сегодняшней судьбе и влиять на будущее. И это касается не только эмигрантов, но вообще всех, кто расстался со своим детством. Детские воспоминания – это мощный поведенческий и ценностный двигатель, что в сущности и доказывали классики психоанализа.

Нам всем очень повезло, что российский фотограф Сергей Прокудин-Горский оставил после себя такое большое количество качественных цветных изображений давно ушедшей жизни начала 20-го века, этого самого условного «детства». Для Аршиля Горки это было время настоящего детства, ведь он родился в 1904 году. Вот, для примера, знаменитые девочки с земляникой на фото 1909 года. Какие же на них красивые вышитые передники: яркие, разноцветные! Может мама Аршиля Горки носила похожий передник, и тогда неудивительно, что Аршиль решил посвятить ему картину спустя много лет. Моя мама и бабушки носили передники попроще, но я их все равно очень хорошо помню. У девочек с фотографии когда-то родились дети, внуки. Их правнуки живут сейчас в совершенно других странах, может быть в других культурах, климате. Как-то в их жизни разворачиваются пестрые передники их матерей. Как разворачиваются – это неведомо может даже им самим, но как-то обязательно разворачиваются, исподволь, но наверняка влияя на сегодняшний жизненный выбор.

No comments:

Post a Comment