Tuesday, 28 July 2015

Пятьдесят оттенков серого: Классический альбом

Говорят, что люди - как музыкальные инструменты.
Их звучание зависит от того, кто и как к ним прикасается
Кто бы мог подумать, что Э.Л. Джеймс, автор нашумевшего эротического бестселлера «Пятьдесят оттенков серого», вдохновлялась при написании своей книги классической музыкой! Однако, именно об этом она сообщает во введении к компакт-диску «Пятьдесят оттенков серого: Классический альбом», который я недавно с удивлением нашел на полке классической музыки в местной библиотеке. Я внимательно прослушал этот диск. Он оказался довольно приятным: знакомые и не очень знакомые мелодии Баха, Верди, Пахельбель, Дебюсси, Шопена, Рахманинова. Никогда не связывал эту музыку с эротикой, но своим введением в музыкальный альбом Э.Л.Джеймс натолкнула меня на одну любопытную в этом отношении мысль, которую я хочу вкратце обсудить в этой статье.

Саму книгу я не читал, но знаю, о чем она. Однажды, когда я услышал первые разговоры о ней, в магазине я взял ее с полки и открыл на первой попавшейся странице. В открытом отрывке некая женщина объясняла, почему ей было приятно быть исстеганной кнутиком в качестве любовной игры. Книгу я тут же закрыл и поставил обратно на полку. Никогда не желал никого бить кнутиком, или самому быть избитым им. Но популярность книги росла, и сейчас это уже без преувеличения культурный феномен, предмет для изучения психологами, сексологами или социологами. О причинах популярности я писать не собираюсь, хотя одна из них мне стала очевидна после прочтения введения в диск «Оттенков». У Э.Л. Джеймс прекрасный литературный язык, она интересно пишет о музыке. Можно представить, насколько она интересно пишет своим хорошим слогом о сексе!

Музыка, представленная на компакт-диске, действительно очень красива и глубоко лирична, хотя на мой вкус несколько затерта своей популярностью. Про себя я подобную музыку уже давно и вне связи с «Оттенками» называю «порно от классики», когда слышу ее на каких-нибудь концертах или дисках. Так я бы назвал несколько ноктюрнов Шопена, прелюдию к опере «Травиата» Верди и некоторые другие дорожки с диска. Однако там же имеется и задумчивая Гольдберг-вариация Баха или адажио из глубоко психологического второго концерта Рахманинова. Наличие этой музыки говорит о том, что не все так просто и очевидно в мире, который создает Э.Л. Джеймс. Есть в нем место не только «красивому» сексу в понимании автора (то есть чресчур искушенным плотским утехам с элементами извращенности), но и психологическим переживаниям.

Что же касается своего вдохновения классической музыкой, то здесь Э.Л. Джеймс обозначила сущность одной очень интересной вещи. Действительно, если смотреть практически на любую человеческую деятельность с некоторого особого угла зрения, то можно увидеть секс буквально во всем. Любая художественная работа, например, в своей классической динамике развивается от описания обстановки, героев через развитие сюжета к кульминационной точке, а затем к развязке. Примерно такой же схемой можно описать и любовную сцену от встречи и до расставания героев. Динамика развития событий будет та же самая. Я вспоминаю, что даже исследователи творчества Льюиса Кэррола смогли увидеть в его «Алисе в Зазеркалье» сексуальные томления автора – с кульминацией во время финального фейерверка. Классическая музыка довольно жестко следует тем же самым композиционным правилам. Поэтому при некоторой отстраненности ее действительно можно назвать чувственной и увидеть в ней вдохновение для создания эротической прозы.

В качестве музыкальной иллюстрации к этой мысли предлагаю послушать знаменитый «Канон ре мажор» Иоганна Пахельбеля, представленный на диске «Пятьдесят оттенков серого». В нем ритмичная более низкая мелодия (иногда исполняемая на виолончели) начинает дополняться высокой мелодией (скрипка). Две мелодии исполняют некий танец страсти, заканчивающийся кульминационной скрипичной мелодией, которая создает ощущение свободного полета в воздухе (https://www.youtube.com/watch?v=8Af372EQLck). В Ютьюбе имеется также часовая и даже трехчасовая версия этого довольно короткого произведения! В длительных версиях музыка сопровождается очень подходящими звуками льющейся воды и пением птичек (https://www.youtube.com/watch?v=CaQzv5nVpac).

No comments:

Post a Comment