Говорят, что люди - как музыкальные инструменты. Их звучание зависит от того, кто и как к ним прикасается |
Саму книгу я не читал, но знаю, о чем она. Однажды, когда я услышал первые разговоры о ней, в магазине я взял ее с полки и открыл на первой попавшейся странице. В открытом отрывке некая женщина объясняла, почему ей было приятно быть исстеганной кнутиком в качестве любовной игры. Книгу я тут же закрыл и поставил обратно на полку. Никогда не желал никого бить кнутиком, или самому быть избитым им. Но популярность книги росла, и сейчас это уже без преувеличения культурный феномен, предмет для изучения психологами, сексологами или социологами. О причинах популярности я писать не собираюсь, хотя одна из них мне стала очевидна после прочтения введения в диск «Оттенков». У Э.Л. Джеймс прекрасный литературный язык, она интересно пишет о музыке. Можно представить, насколько она интересно пишет своим хорошим слогом о сексе!
Музыка, представленная на компакт-диске, действительно очень красива и глубоко лирична, хотя на мой вкус несколько затерта своей популярностью. Про себя я подобную музыку уже давно и вне связи с «Оттенками» называю «порно от классики», когда слышу ее на каких-нибудь концертах или дисках. Так я бы назвал несколько ноктюрнов Шопена, прелюдию к опере «Травиата» Верди и некоторые другие дорожки с диска. Однако там же имеется и задумчивая Гольдберг-вариация Баха или адажио из глубоко психологического второго концерта Рахманинова. Наличие этой музыки говорит о том, что не все так просто и очевидно в мире, который создает Э.Л. Джеймс. Есть в нем место не только «красивому» сексу в понимании автора (то есть чресчур искушенным плотским утехам с элементами извращенности), но и психологическим переживаниям.
Что же касается своего вдохновения классической музыкой, то здесь Э.Л. Джеймс обозначила сущность одной очень интересной вещи. Действительно, если смотреть практически на любую человеческую деятельность с некоторого особого угла зрения, то можно увидеть секс буквально во всем. Любая художественная работа, например, в своей классической динамике развивается от описания обстановки, героев через развитие сюжета к кульминационной точке, а затем к развязке. Примерно такой же схемой можно описать и любовную сцену от встречи и до расставания героев. Динамика развития событий будет та же самая. Я вспоминаю, что даже исследователи творчества Льюиса Кэррола смогли увидеть в его «Алисе в Зазеркалье» сексуальные томления автора – с кульминацией во время финального фейерверка. Классическая музыка довольно жестко следует тем же самым композиционным правилам. Поэтому при некоторой отстраненности ее действительно можно назвать чувственной и увидеть в ней вдохновение для создания эротической прозы.
В качестве музыкальной иллюстрации к этой мысли предлагаю послушать знаменитый «Канон ре мажор» Иоганна Пахельбеля, представленный на диске «Пятьдесят оттенков серого». В нем ритмичная более низкая мелодия (иногда исполняемая на виолончели) начинает дополняться высокой мелодией (скрипка). Две мелодии исполняют некий танец страсти, заканчивающийся кульминационной скрипичной мелодией, которая создает ощущение свободного полета в воздухе (https://www.youtube.com/watch?v=8Af372EQLck). В Ютьюбе имеется также часовая и даже трехчасовая версия этого довольно короткого произведения! В длительных версиях музыка сопровождается очень подходящими звуками льющейся воды и пением птичек (https://www.youtube.com/watch?v=CaQzv5nVpac).
No comments:
Post a Comment