Wednesday, 26 March 2014

Два взгляда на события на Украине

Палатка православной церкви на Майдане
Захват Россией Крыма расколол, к сожалению, и православных верующих, что само по себе является дополнительной негативной характеристикой этого события. Ниже приводятся две официальные позиции по этому поводу: 1) Суждение Священного Синода РПЦ о ситуации в Крыму и 2) Обращение Патриарха Филарета по поводу российской аннексии Крыма. Обе позиции были высказаны в один день – 19 марта 2014 года.

Тогда как в суждении Священного Синода ситуация в Крыму описывается поверхностно и общими словами, обращение Патриарха Филарета обсуждает ситуацию гораздо более детально и называет вещи своими именами. Привожу здесь обе позиции, так сказать, для истории, которая в любом случае расставит все на свои места. Нетрудно догадаться, что мне ближе взгляд Патриарха Филарета.

Суждение Священного Синода РПЦ о ситуации в Крыму (http://www.pravoslavie.ru/news/69322.htm)

1. Подчеркнуть, что Крым был и остается неотъемлемой частью нашей единой и многонациональной Церкви.

2. В этот переломный момент в истории Крыма вознести горячую молитву Господу, дабы никогда на крымской земле не пролилась братская кровь, дабы Господь хранил всех жителей полуострова — русских, украинцев, крымских татар и представителей других национальностей — в мире, благоденствии, единомыслии и любви.

3. Выразить убеждение, что в отношениях между братскими народами России и Украины не должно быть вопросов, которые решались бы силой оружия, вопреки воле людей.

4. Свидетельствовать, что Русская Православная Церковь, объемлющая народы России и Украины, движимая пастырской ответственностью, готова сделать все от нее зависящее для восстановления братских, добрососедских, исполненных взаимного уважения отношений между Россией и Украиной.
Михайловский монастырь укрывал митингующих на Майдане от Беркута
Обращение Патриарха Филарета по поводу российской аннексии Крыма (http://www.cerkva.info/ru/news/patriarkh/4574-patr-zvernennia-anshlius-krym.html)

Дорогие братья и сестры!
Уважаемые соотечественники!

Призвание Церкви – свидетельствовать об истине. Поэтому необходимо дать моральную оценку аннексии, или лучше сказать – аншлюсу Крыма, совершенного накануне Российской Федерацией.

18 марта 2014 г. руководителями России было публично совершено нарушение трех заповедей Божиих: не укради; не говори ложного свидетельства на ближнего твоего; не желай дома ближнего твоего ... (и ) ничего, что у ближнего твоего (Исход 20:15-17). Следствием вооруженной агрессии российских властей против Украины уже также стало кровопролитие – убийство сепаратистами украинского активиста в Донецке, убийство крымского татарина и украинского военнослужащего в Крыму.
Подстрекаемые и поддерживаемые из России провокаторы сеют смуту и призывают к сепаратизму, разжигают гражданский конфликт в восточных и южных областях Украины. В Крыму верных присяге украинских военнослужащих, членов их семей подвергают непрерывному давлению, их запугивают, в том числе с использованием оружия.

В оккупированном Крыму бесследно исчезают общественные активисты. Те, кто находился в заложниках оккупантов и был отпущен, свидетельствуют о жестоком, бесчеловечном обращении, постоянных унижениях, угрозах убийством, имитациях расстрела. За все это также несет ответственность лично российское руководство.

В выступлении 18 марта в Кремле Президент России В. Путин использовал средство дьявола – смешал правду с ложью. Убежден, что полуправда, которую из уст главы российского государства слышал весь мир, хуже откровенной лжи – как скрытый в пище яд более опасен, чем явная отрава.

Считая распад тоталитарного СССР «трагическим событием» он не сказал, что в Украине, в том числе в Крыму и Севастополе, большинство людей 1 декабря 1991 г. на открытом референдуме без всякого принуждения поддержали независимость Украины. Также он ни словом не обмолвился об обязательствах не только уважать, но и гарантировать территориальную целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Украины, взятых на себя Российской Федерацией по Будапештскому меморандуму 1994 г. и Договору о дружбе 1997 г.

Оккупировав и аннексировав Крым, руководство России, по сути, поставило под сомнение всю систему международного права. Теперь, по мнению российских властей, любой спор «в зоне интересов» Кремля можно решать военной силой и другими средствами давления – не считаясь с самыми принципами права и справедливости, межгосударственными и международными соглашениями, мнением мирового сообщества.

Господин Путин косвенно это признает и сам, указывая на то, что в прошлом Россия была вынуждена, в силу своей экономической и политической слабости, подписывать соответствующие договоры и брать на себя обязательства. Исходя из логики и видя действия, теперь, когда Кремль почувствовал себя сильным, он может позволить себе отвергать все обязательства и действовать по своему усмотрению.

Мотивируя агрессию против Украины, Президент России апеллирует к общему историческому прошлому наших государств и народов. Но в разное время под российской властью, кроме Украины, находились еще ряд государств – Беларусь, страны Балтии, Польша, Финляндия, Молдова, страны Закавказья и Средней Азии. Судя по всему, от российского руководства теперь можно ожидать не только вторжения в юго-восточную Украину, но и в любую из этих стран. Ведь там, как и в Украине, есть этнические русские и русскоязычные люди, «защитой интересов» которых Кремль готов оправдывать свое захватничество.
Владимир Путин официально стал использовать такие определения, как «русский мир», «историческая Россия», «русские – разделена нация», «мы с украинцами – один народ». Все это, вместе с ностальгией по былому государственному величию и стремлением реванша за распад СССР, является точной копией идеологии и риторики фашистских режимов ХХ века, в частности в Германии и Италии.

Наглядным подтверждением этой идейной связи является также антиукраинская истерия, развернутая в российских СМИ. Месяцами выливая на русский народ полуправду и откровенную ложь о событиях в Украине, одновременно блокируя доступ к любой альтернативной точке зрения, российские власти, как когда-то и власть фашистских государств, обманули народ, который сейчас ее преступные действия в большинстве своем приветствует и одобряет.

История напоминает, что аншлюс Австрии и захват Судет состоялись также под лозунгами «единения народа», «защиты национальных интересов», «восстановления справедливости». Там тоже под дулами оружия проводились «референдумы», которые давали нужные захватчикам результаты. Но после «мирного» завоевания началась кровавая Вторая мировая война, потому что политика умиротворения агрессора всегда приводит не к миру, а к ощущению безнаказанности у агрессора и желанию двигаться дальше.

Именно поэтому прежде всего обращаюсь ко всему украинскому народу: на нашу Родину вероломно напал враг, который оккупировал часть Украины и стремится вообще уничтожить нашу государственность и независимость, вернуть нас в имперское кремлевское иго. Поэтому священный долг каждого – помогать защищать от агрессора наш общий украинский дом.

Мы должны сплотиться, потому что только в единстве – сила народа. Действия представителей украинского государства могут вызвать критику, но следует помнить: оккупационная власть не позволит никакой критики.

Пример многих народов свидетельствует – сплоченность и самоотверженная борьба в обороне родного дома обеспечивала победу даже над значительно более многочисленным и сильным агрессором. Ведь Бог не в силе – Бог в правде.

Выражаю солидарность со всеми, кто бесстрашно уже стал против агрессора. Большое уважение и почтение мужественному крымско-татарскому народу, который в условиях оккупации сохраняет преданность единству Украины. Благодарен за мужество архиепископу Клименту, духовенству и верным Крымской епархии Киевского Патриархата – наша Церковь будет делать все возможное, чтобы поддержать их и защитить их права.

Еще раз повторю слова, сказанные неоднократно от имени нашей Церкви в эти дни: украинский народ не имеет и не должен иметь никакой ненависти или вражды к русскому народу, даже в условиях военной агрессии против нашего государства. Мы желаем, и я убежден – в будущем будем иметь дружественные и равноправные отношения между независимой Украиной и демократической Россией на основе взаимного уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга.

Вновь обращаюсь к международному сообществу: время заявлений о глубокой обеспокоенности давно прошло, настало время действий. Поэтому приветствую скорейшее подписание соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, предоставление Украине перспективы членства в Европейском Союзе – как гарантии мира не только в нашей стране, но и во всей Европе.

Сейчас решается не только судьба Украины, но и судьба всего мира. Человечество стоит на распутье: вернуться в эпоху, когда отношения между народами выясняются не на основе права и справедливости, а силой оружия и ценой миллионных жертв, – или вместе остановить циничного агрессора и этим спасти мир от худшего. Поэтому все международные институты безопасности: ООН, ОБСЕ, НАТО, а также страны-гаранты по Будапештскому меморандуму должны принять все меры для прекращения агрессии России против Украины. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими!

Дорогие братья и сестры!

В эти тяжелые дни еще раз хочу засвидетельствовать – Киевский Патриархат с украинским народом. Мы молимся Богу и просим защитить наше государство и народ от нашествия иноплеменников, просим Господа невидимой силой укрепить Украину в борьбе за правду, свободу и мир.

Призываю всех верующих к такой молитве и твердо уверен, что в этой борьбе победит украинский народ.
Пусть Бог благословит наше государство, наши мужественные вооруженные силы и весь украинский народ!

Филарет,
Патриарх Киевский и всея Руси – Украины

14 comments:

  1. Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к Полноте Русской Православной Церкви

    Дорогие братья и сестры, обращаюсь ныне ко всей Полноте нашей Церкви, ко всем народам исторической Руси.

    Не может быть для нас сегодня ничего более важного, чем продолжающееся братоубийство, которое полыхает на территории Украины, унося все новые жизни.

    Что происходит сегодня, прежде всего, в Донецкой и Луганской областях, и как следует относиться к происходящему членам нашей Святой Церкви?

    В южных пределах исторической Руси разгорелась ныне междоусобная брань.
    Результаты кровавого конфликта ужасают. Уже не сотня, как было зимой в Киеве, а многие, многие сотни погибших, тысячи раненых и оставшихся без крова. Лишь дьявол может праздновать победу, когда в сечи сталкиваются братья, уничтожая друг друга, нанося увечья, ослабляя жизненные силы народа.

    И, конечно, Русская Православная Церковь, Церковь духовно неделимой Руси, не может разделять единый народ Божий по политическому, национальному, социальному или любому иному принципу. Церковь исполняет миссию, вверенную ей Господом Иисусом Христом, а не заказы или поручения со стороны тех или иных политических сил. Тем и отличается она от некоторых религиозных по названию, но мирских по сути организаций.

    Междоусобные брани уже не раз случались в нашей истории. Именно они привели к ослаблению Киевской Руси и падению разобщенных княжеств под натиском Батыя, к страшному Смутному времени в русском государстве в семнадцатом веке, к чудовищному по масштабам кровопролитию и установлению на долгие годы безбожного режима в начале века двадцатого.

    Уроки истории также показывают, что междоусобная брань всегда порождает угрозу покорения Отечества внешним силам. И встарь, и ныне перед нами встает в таких случаях опасность потери подлинного суверенитета народа. Суверенитета, который выражается в возможности и способности устраивать свою жизнь на основе тех нравственных, духовных и культурных ценностей, что были вместе с Божественной благодатью восприняты нашими предками в Киевской купели Крещения Руси, взращивались и усвоялись на протяжении многовековой истории.

    Обращаюсь ко всем, от кого зависит принятие решений: немедленно остановите кровопролитие, вступите в реальные переговоры для установления мира и справедливости. В междоусобной брани не может быть победителей, не может быть политических завоеваний, которые были бы дороже жизни людей.

    Что же касается Церкви, ее оружие и ее щит — молитва и Слово Божие, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12).

    Призываю всех чад Русской Православной Церкви к усиленной молитве, к сугубому хранению начавшегося поста Святых апостолов. Особый призыв — к монашеским обителям: молитесь ныне ко Господу, как умели молиться в страшные времена потрясений наши благочестивые предки; как во времена междоусобной брани умоляли Отца Небесного о ее прекращении подвигоположники русского монашества преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, как молился о прекращении ненавистной розни мира сего примиритель русских земель преподобный Сергий Радонежский, как взывали ко Господу во дни кровавого хаоса и гражданской войны святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, и священномученик Владимир, митрополит Киевский.

    Во всех храмах Церкви нашей пусть неустанно совершается теперь особая молитва о мире и преодолении междоусобной брани, текст которой я сегодня благословил к употреблению.
    «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока» (1 Фес. 5:23).

    Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
    http://www.patriarchia.ru/db/text/3675015.html

    ReplyDelete
  2. Обращение Филарета, Патриарха Киевского и всея Руси-Украины
    Призываю говорить правду!

    Предстоятелю Русской Православной Церкви
    Московскому Патриарху КИРИЛЛУ

    Ваше Святейшество!

    Прочитав Ваше вчерашнее обращение к Полноте РПЦ по поводу событий в Украине, вынужден публично обратиться к Вам.
    По сути, в своем обращении Вы в очередной раз отрицаете бытие украинского народа как самостоятельного народа, имеющего право на реальные государственность, суверенитет и независимость. На словах уважая украинскую государственность, в действительности Вы и далее пропагандируете идею «русского мира», в котором Украина – лишь составная часть, подчиненная Москве.

    Независимые государства, Российскую Федерацию и Украину, Вы подменяете термином «историческая Русь», который позволяет оправдывать вмешательство руководства России во внутренние дела Украины.

    Точно также два столетия тому назад термином «славянский мир» апологеты Российской империи оправдывали захват и расчленение Польши, кровавое подавление российскими войсками борьбы за восстановление польской государственности.

    Думаю, что взяв на себя в недавнем прошлом миссию примирения российского и польского народов, Вы должны понимать, что вряд ли идеи «славянского мира», как использованные в прошлом с враждебной для Польши целью, будут способствовать такому примирению и взаимопониманию. Точно так же идеи «русского мира», взятые сейчас на вооружение Кремлем для оправдания агрессии против Украины, аннексии Крыма, поддержки террористов и вооруженных сепаратистов на Донбассе, – это идеи, враждебные государственности и независимости украинского народа.

    Поэтому использование риторики «русского мира» в Вашем вчерашнем обращении явно не способствует ни прекращению военных действий, ни установлению мира, ни преодолению все возрастающей враждебности в отношениях России с Украиной.

    Вы снова подменяете, как это уже стало традиционным для иерархов Московского Патриархата, единство народа Божия во Христе – единством структуры Русской Православной Церкви, единством Вашей административной власти над духовенством и паствой, единством русской (а в реальности часто – советской) культурной идентичности. Единство народа Божия объемлет всех истинно верующих в Господа Иисуса Христа, а не только «историческую Русь», в то время как административная власть объединяет лишь Русскую Православную Церковь. Ставить между этими двумя единствами смысловой знак равенства – недостойная манипуляция с Вашей стороны.

    Вспомните «Основы социальной концепции РПЦ», где говорится (п. ІІ.1): «Будучи по природе вселенской, Церковь одновременно является единым организмом, телом (1 Кор. 12. 12). Она – община чад Божиих, «род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел… некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Пет. 2. 9-10). Единство этого нового народа обеспечивается не национальной, культурной или языковой общностью, но верой во Христа и Крещением. Новый народ Божий «не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего» (Евр. 13. 14). Духовная родина всех христиан – не земной, но «вышний» Иерусалим (Гал. 4. 26)».

    Происходящее теперь на Донбассе, на моей родине, Вы определяете, как «междоусобицу». На самом же деле это не междоусобица, а полномасштабная агрессия Российской Федерации против Украины. До тех пор, пока в Украину не пришли российские военные и вооруженные Россией наемники – ни в Крыму, ни на Донбассе не было вооруженного противостояния. Как не было его и на Майдане в Киеве – до тех пор, пока, как сейчас достоверно известно, Президент Вашей страны не склонил Виктора Януковича к силовым действиям против украинского народа через принятие диктаторских «законов», а позже и применение оружия.

    Поэтому Ваш долг иерарха Православной Церкви и Предстоятеля Московского Патриархата – говорить правду.

    ReplyDelete
  3. Вы призываете остановить кровопролитие – так обратитесь к своему Президенту, Владимиру Владимировичу Путину, и скажите, что Церковь не одобряет агрессию России против Украины. Когда В. В. Путин даст указание вооруженным силам и спецслужбам Российской Федерации прекратить агрессивные действия против Украины, а пограничной службе – не допускать пересечения границы вооруженными наемниками и диверсантами, тогда в Украине прекратится сеемое из России кровопролитие.

    Все что нужно для этого – исполнять законы Российской Федерации, запрещающие незаконный переход границы, незаконный оборот оружия, наемничестиво, а также начать исполнять международные и двусторонние договоренности, которые до сих пор Россией в отношении Украины грубо попираются.

    Призвав руководство своего государства прекратить агрессию против Украины, Вы исполните также и то, что предписано любимым Вами документом – «Основами социальной концепции РПЦ».
    «Национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда. В своем крайнем выражении эти явления нередко приводят к ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия – говорится в п. ІІ. 4. Концепции. – Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания».

    К сожалению именно это – агрессивный национализм, ксенофобию, межэтническую вражду – мы видим процветающими в современной России, что и привело к описанным в Концепции последствиям – ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия. А концепция «русского мира» – это и есть учение, которое низводит веру до одного из аспектов российского национального самосознания.

    ReplyDelete
  4. Вы не раз пытались убедить всех, что находитесь «над схваткой» и хотите примирения. Но именно в Вашей Концепции сказано: «Православная Церковь осуществляет миссию примирения между вовлеченными во вражду нациями и их представителями. Так, в ходе межэтнических конфликтов она не выступает на чьей-либо стороне, за исключением случаев явной агрессии или несправедливости, проявляемой одной из сторон». Весь мир осуждает агрессию России против Украины – но Вы, в угоду мирской власти или из страха перед ней, молчите и не останавливаете российское руководство, как агрессора.

    Владыко!
    Все это я пишу не для того, чтобы оскорбить или унизить Вас, но по долгу старшего по рукоположению иерарха, возлагавшего на Вас руку во время епископской хиротонии, по долгу собрата во Христе. Я искренне желаю, чтобы Украина и Россия жили в мире и взаимно полезном сотрудничестве, а Русская и Украинская Православные Церкви пребывали в общении, как равные Поместные Церкви.

    Но достигнуть этого можно только тогда, когда Россия перестанет смотреть на Украину как на свою часть и территорию, на украинский народ – как на часть русского народа, на Украинскую Церковь – как на часть Московского Патриархата. Как бы Вам и другим в России ни хотелось, Украина – не Россия, Украинская держава – независимое, суверенное государство, украинский народ – самостоятельная политическая нация.

    И Вы и мы говорим о желании мира. Но мир бывает разный, ведь и оккупация приносит прекращение военных действий, однако она не является истинным миром. Поэтому до тех пор, пока российские войска и наемники находятся на украинской земле, пока Россия всячески поддерживает вооруженные действия на украинской территории – истинный, справедливый мир не может быть восстановлен.
    Когда прекратится агрессия России против Украины, а с ней – принесенные на нашу землю смерть, кровопролитие, страдания и горе людей, зависит в том числе и от Вас.
    Поэтому призываю Вас, перед лицом Божиим и совестью, возвысить голос не многословной и многозначной дипломатии, а правды, и тем способствовать прекращению вражды и кровопролития. Да укрепит Вас Господь к такому подвигу.

    С любовью во Христе –
    ФИЛАРЕТ,
    Патриарх Киевский и всея Руси-Украины
    18 июня 2014 г.
    http://cerkva.info/uk/patrposlannia/5033-govorite-pravdu.html

    ReplyDelete
  5. 14 августа 2014 г. Патриарх Московский Кирилл обратился с посланием к Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею.

    Ваше Святейшество, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель!

    Сердечно приветствую Вас с пожеланием мира, благодатного укрепления телесных сил и неоскудевающей помощи Божией в Вашем Предстоятельском служении.
    Обратиться к Вам с настоящим письмом меня побуждает чувство глубокой боли и крайняя обеспокоенность положением паствы нашей Церкви на восточной Украине, где уже несколько месяцев не прекращается братоубийственная гражданская война.

    Еще осенью минувшего года, в начале текущего политического кризиса на Украине, представители Греко-католической церкви и раскольничьих общин, выступавшие на киевском Майдане, открыто проповедовали ненависть к Православной Церкви, призывали к захвату православных святынь и искоренению Православия с территории Украины. С началом же боевых действий униаты и раскольники, получив в руки оружие, под видом антитеррористической операции стали осуществлять прямую агрессию в отношении духовенства канонической Украинской Православной Церкви на востоке страны.

    В то же время Украинская Православная Церковь, в отличие от греко-католиков и схизматиков, остается чуждой какой-либо политической ангажированности. Она продолжает осуществлять духовное окормление своей многочисленной паствы, включающей в себя людей, оказавшихся по разные стороны конфликта, старается их примирить и неустанно призывает к диалогу.
    В последние недели мы получаем от архиереев на местах сообщения, свидетельствующие об издевательствах над духовенством канонической Украинской Православной Церкви, об их целенаправленном преследовании. Вот несколько примеров.

    17 июля сего года во время совершения Божественной литургии в Воскресенский храм города Славянска ворвалась группа вооруженных лиц во главе с греко-католическим военным капелланом, которые стали угрожать настоятелю храма протоиерею Виталию Весёлому. Представитель Украинской Греко-католической церкви заявил, что на Украине не место Московскому Патриархату, и сетовал на то, что президент страны не позволил униатам захватить Киево-Печерскую лавру.

    19 июля был подвергнут оскорблениям и допросу в наручниках с угрозами убийства благочинный Николаевского округа Горловской епархии протоиерей Андрей Чичеринда.

    20 июля близ Славянска вооруженные автоматами люди заставили протоиерея Вадима Яблоновского рыть себе могилу, а протоиерея Виктора Стратовича в тот же день заковали в наручники и увезли с мешком на голове в лес, где поставили на колени и допрашивали в таком положении.

    30 июля в селе Красноармейское Донецкой области группа вооруженных людей устроила незаконный обыск в доме протоиерея Игоря Сергиенко, настоятеля храма святого благоверного князя Александра Невского. Священника оскорбляли, обвиняли в участии в деятельности подпольных организаций, угрожали пытками, требовали покинуть территорию Украины и выдать учредительные документы на храм, закрепляющие права на церковное имущество.

    В тот же день в Амвросиевском районе Донецкой области украинскими военными был задержан протоиерей Евгений Подгорный, которого, осыпая бранными нецензурными словами, связали и, бросив на землю, начали избивать ногами и прикладом автомата, стреляли над его головой, заставляя признаться в том, что он содействует ополченцам. Донецкого протоиерея принуждали снять с себя священнический крест, но, получив отказ, сорвали крест силой, с мешком на голове посадили в яму, угрожали убить сына, а дом ограбили. Священника освободили только благодаря вмешательству прихожан.

    ReplyDelete
  6. Мы не можем не замечать того факта, что у конфликта на Украине имеется недвусмысленная религиозная подоплёка. Униаты и примкнувшие к ним раскольники стараются одержать верх над каноническим Православием на Украине, в то время как Украинская Православная Церковь с терпением и мужеством продолжает в этих непростых условиях окормлять своих страдающих верных чад. Священники, несущие свое служение в местах, ставших ареной боевых действий, в подавляющем большинстве своем остаются с паствой, разделяя с ней все ужасы гражданской войны. Их семьи страдают от нападений, нехватки воды и продовольствия, гибнут под снарядами во время артиллерийских обстрелов. Так, 31 июля при обстреле жилых кварталов Луганска пострадал и вскоре скончался от полученных ранений протоиерей Владимир Креслянский. У погибшего священника остались супруга и пятеро детей.

    Восточная Украина – цветущая земля, населенная миллионами трудолюбивых православных христиан – превращается ныне в выжженное поле. Разрушена бомбежкой резиденция митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона. Артиллерийским снарядом повреждено Горловское епархиальное управление. В руинах лежит Иверский женский монастырь Донецкой епархии, сгоревший во время боевых действий. Но каноническая Украинская Православная Церковь, Церковь-мученица, несмотря на эти тяжелейшие условия, пребывает вместе со своей паствой, делая все возможное, чтобы помочь людям, переживающим самые страшные в новейшей истории Украины времена. В огне гражданского противостояния потеряли кров и стали беженцами сотни тысяч людей. Многие из них, спасаясь от ужасов войны, находят приют в храмах и монастырях, в частности, в Успенской Святогорской лавре, которая к настоящему времени переполнена беженцами. В Донецке, Горловке, Луганске мирные жители, надеясь спастись от бомбардировок и обстрелов, остаются в храмах на ночлег, получают кров и бесплатную пищу. Помощь беженцам и вообще мирному населению активно оказывают и другие монастыри, приходы, епархии Украинской Православной Церкви.

    Московский Патриархат в целом использует все возможности для оказания гуманитарной помощи мирному населению тех районов, где идут боевые действия. В храмах Русской Православной Церкви ежедневно возносится особая молитва о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. Церковь заботится о многих тысячах беженцев с восточной Украины, размещенных в палаточных лагерях и переправленных оттуда в специально подготовленные помещения в различных областях России. Помощь оказывается всем, без различия национальности и вероисповедания. Среди тех, кто ищет убежища в России, – в том числе и многочисленные военнослужащие украинской армии, не желающие стрелять в свой народ.

    В эти дни, тяжелые для всей Русской Православной Церкви, в особенности для её верных чад на Украине, прошу молитв Вашего Святейшества, Преосвященных архипастырей, пастырей, монашествующих и всех верных чад Святейшей Константинопольской Церкви о мире на украинской земле, о прекращении кровопролития и о наших страждущих о Господе братьях, особенно об архипастырях и пастырях, которые в труднейших условиях гражданского противостояния продолжают мужественно исполнять свой долг, совершать церковное служение и отстаивать Святое Православие.

    Прошу Ваше Святейшество использовать все возможности, чтобы возвысить Ваш голос в защиту православных христиан востока Украины, которые в обстановке усугубляющегося насилия со стороны греко-католиков и раскольников живут в ежедневном страхе за себя и своих близких, опасаясь, что, если гонители возьмут власть, православные будут принуждаться к отказу от своей веры или подвергаться жестокой дискриминации.

    С братской о Господе любовью,
    + Кирилл,
    Патриарх Московский и Всея Руси
    https://mospat.ru/ru/2014/08/14/news106782/

    ReplyDelete
  7. 24 августа 2014 г. с посланием к к Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею обратился и Патриарх Киевский Филарет (жирным шрифтом выделено переводчиком и публикатором):

    Ниже размещен перевод с украинского языка. Оригинал (на украинском) здесь:
    http://risu.org.ua/ua/index/resourses/church_doc/uockp_doc/57507/

    Письмо Патриарха Киевского Филарета к Вселенскому Патриарху Варфоломею

    Архиепископу Константинополя – Нового Рима,
    Вселенскому Патриарху
    Ваше Святейшество!

    Обратиться к Вам с этим письмом меня понуждает как общая ситуация в Украине, так и откровенная ложь, которую Российский патриарх Кирилл распространяет об этой ситуации, в том числе и в том письме к Вам, которое было опубликовано на официальной странице Московской Патриархии в интернете.

    Прежде всего хочу подчеркнуть, что в Украине нет гражданской, а тем более религиозной войны, как то утверждает российская пропаганда в целом и Патриарх Кирилл в частности.

    Народное восстание против диктатуры бывшего президента Януковича, которое очень точно было названо Революцией Достоинства, началось в ноябре 2013 г. и было вызвано коррумпированностью и ложью этого бывшего руководителя. За четыре года своего правления он опутал сетью коррупции все государство, фантастически увеличивая как свои личные богатства, так и богатства членов своей семьи. Подавлялась свобода слова, нарушались права собственности, любой прибыльный бизнес путем запугивания и насилия мог быть отобран в пользу окружения бывшего президента. Системы правосудия и охраны порядка были поставлены на службу преступным интересам, оппоненты власти были вынуждены бежать за границу или оказывались в заключении.

    Последней каплей, переполнившей чашу народного терпения, стал отказ администрации Януковича от подписания соглашения об Ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. Под давлением президента России Путина украинская власть, которая до того несколько лет обещала подписать это соглашение, за неделю до намеченной даты отказалась это делать. Народ, а особенно молодежь, почувствовал, что у него украли будущее, и вышел на мирный протест.

    Эта мирная демонстрация был беззаконно разогнана, а многие ее участники – избиты. Только стены Михайловского Златоверхого монастыря спасли протестующих от окончательной расправы.

    Такое откровенное издевательство со стороны властей возмутило большое количество людей, собравшихся в центре столицы Украины, а также и во многих других городах для того, чтобы выразить мирный протест и потребовать немедленного подписания соглашения об Ассоциации с ЕС, а также наказать виновных в избиении мирной демонстрации. Вместо диалога администрация Януковича постоянно увеличивала давление на народ, мошенническим способом изменила законодательство таким образом, что любые демонстрации были объявлены незаконными. В конце концов, когда к мирным протестующим было применено оружие, в результате чего погибли более ста человек, народное восстание вынудило бывшего президента Януковича бежать из страны.

    Украинские Церкви и религиозные организации активно способствовали тому, чтобы протест носил мирный характер, постоянно призывали власть и протестующих к диалогу, пытались быть посредниками в этом. Церковь Московского Патриархата, которая в то время председательствовала во Всеукраинскогом Совете Церквей и религиозных организаций, также была включена в этот процесс и отстаивала общую с нами позицию.

    ReplyDelete
  8. Не существует никаких доказательств того, что участники мирного протеста на Майдане Независимости выступали против Православной Церкви Московского Патриархата, или что кто-либо, кого патриарх Кирилл в своем письме называет «униатами и схизматиками» подстрекал народ к борьбе с Церковью Московского Патриархата. Утверждая нечто подобное, Патриарх Кирилл лжет. Тот священник Греко-Католической Церкви, который за три года до нынешних событий, обращаясь к своим прихожанам, позволил себе употребить антисемитские и шовинистические лозунги, был немедленно наказан церковной властью, раскаялся и отрекся от этих своих слов. Но эту запись трехлетней давности российская пропаганда, и в том числе лично президент России Путин, продолжают использовать как якобы доказательство антисемитизма и шовинизма участников протестов на Майдане.

    После победы Революции Достоинства, когда Янукович и его министры бежали из страны, Парламентом Украины в предусмотренные Конституцией сроки было сформировано новое Правительство и назначены выборы президента. Легитимность этого правительства признали все религиозные конфессии, в том числе и официальные представители Московского Патриархата в Украине, подписав соответствующее обращение и приняв участие во встрече Совета Церквей со спикером парламента Александром Турчиновым, выполнявшим в то время обязанности президента.

    Официальные представители Московского Патриархата также подписали совместное обращение религиозных организаций Украины с осуждением сепаратизма и призвали сложить оружие всех, кто приобрел его незаконным путем. Однако в отдельном обращении Священного Синода УПЦ МП содержится призыв сложить оружие «ко всем», то есть и к украинских военнослужащим, и к сепаратистам. В то же время российских военных Синод УПЦ МП сложить оружие не призывает.

    Я должен еще раз подчеркнуть: после победы Революции Достоинства не было никаких оснований говорить о притеснениях православных Московского Патриархата, русскоязычного населения Украины в целом или населения Донбасса в частности. Все законы, которые регулируют вопросы использования языков или права национальных меньшинств, остались такими же, какими они были при власти Януковича.

    Для того, чтобы предупредить возможные провокации, наша Церковь неоднократно публично обращалась с требованием не допускать никакого насилия в отношении храмов, монастырей или духовенства и прихожан Московского Патриархата, предостерегая всех, а особенно наших духовных лиц, что за участие в таких провокациях и насилии они будут подвергнуты суровым церковным наказаниям. Отсутствие религиозного противостояния в Украине письменно в совместном обращении подтвердили, среди прочих, и официальные представители Московского Патриархата в Украине.

    В то же время Российская Федерация с конца февраля этого года начала вооруженную агрессию против Украины. Был оккупирован и аннексирован Крым, вооруженные боевики и наемники в большом количестве начали проникать в Украину с территории России для провоцирования беспорядков, захватывая административные здания, провозглашая отделения отдельных областей от Украины и присоединение их к России. Сначала Россия намеревалась втянуть в сепаратистскую авантюру половину Украины, но народное сопротивление в большинстве областей разрушило эти планы, поэтому в дальнейшем агрессивные действия Кремля в основном были сосредоточены в Донецкой и Луганской областях.

    Впервые со времен правления нацистского фюрера Гитлера мы столкнулись с беспрецедентной по уровню цинизма и лжи массированной пропагандой против Украины. Россия пытается убедить мир в справедливости своих действий, используя практически все средства массовой информации. Эта циничная ложь ежедневно в большом количестве распространяется через телевизионные новости, через статьи в печатных и сетевых изданиях, через социальные сети. Подавляющее большинство сюжетов является или полностью вымышленными, как, например, сюжет о «распятии мальчика» бойцами Национальной гвардии Украины в освобожденном от террористов Славянске, или до неузнаваемости искаженными по сравнению с реальными событиями.

    ReplyDelete
  9. Письмо к Вам Московского патриарха Кирилла, в котором он описывает события на Донбассе как гражданскую войну и религиозное противостояние необходимо рассматривать именно как часть и одновременно как плод этой пропаганды.

    В реальности события на Донбассе являются следствием вооруженной агрессии России против Украины. Руководители так называемых «народных республик», наемники, оружие, финансирование, информационная поддержка – все это идет из России через захваченные участки границы. Ни в каком другом месте Украины, кроме тех, где действуют российские наемники, нет ни вооруженных конфликтов, ни других форм противостояния, характерных для гражданских и религиозных войн.

    В последнее время в связи с успешными действиями украинской армии против прокремлевских террористов через границу начали проходить уже непосредственно российские военнослужащие в форме без опознавательных знаков. В реальности то что, происходит сейчас – это война России против Украины, причины которой – месть за европейский выбор украинского народа, стремление не допустить сближения нашего государства с Европой, желание вернуть утраченную с распадом Советского Союза власть Кремля над Украиной и мечта нынешних руководителей России о восстановлении былой.

    В украинских вооруженных силах служат верующие разных конфессий, в том числе и прихожане Московского Патриархата, так же, как и представители различных наций, в том числе и этнические русские. Нет ни одного военного подразделения, которое бы формировалось исключительно по национальному или конфессиональному признаку. Поэтому утверждение патриарха Кирилла, о том, что вооруженные «униаты и схизматики» борются на Донбассе против Церкви Московского Патриархата также является откровенной и циничной ложью.

    В своем обращении патриарх Кирилл приводит примеры неподобающего обращения украинских военнослужащих со священниками Московского Патриархата. Часть из них является плодом фальсификаций (например, участие греко-католического капеллана в нападении на храм Московского Патриархата, чего на самом деле не было). Другая часть не подтверждена, но бесспорно подлежит расследованию, а виновные – законному наказанию.

    Хочу тем не менее подчеркнуть, что все эти случаи никак не связаны с каким-то особо агрессивным отношением украинских военных, власти, Греко-Католической или нашей Церквей к представителям Московского Патриархата. По моему мнению, такие случаи, когда они имеют место, вызваны в первую очередь многочисленными фактами поддержки со стороны священников Московского Патриархата деятельности террористов, в том числе и фактами прямого их участия в вооруженных террористических формированиях.

    К сожалению, не единичны факты, когда в храмах Московского Патриархата или иных церковных помещениях были обнаружены склады оружия, когда духовенством МП предоставлялось содействие террористам в проживании и питании, оказывалась моральная поддержка их преступных дел путем организации публичного благословения на борьбу против Украины. В последнее время выявились также факты использования террористами священнической одежды и документов, которые, по нашим данным, выдает одна из епархий Московского Патриархата на Донбассе.

    Все это дает основания украинским военнослужащим особенно бдительно относиться к передвижениям священников, которые могут оказаться на самом деле переодетыми террористами или их пособниками. Уверяю вас, что в связи с этим и наши священнослужители сталкиваются с неудобствами со стороны украинских военнослужащих, и мы относимся к этому с пониманием.

    ReplyDelete
  10. Приводя ложные факты или искаженно толкуя правдивые, патриарх Кирилл ничего не говорит о тех систематических гонениях и преследованиях, включая похищения, пытки и убийства, которым подвергаются представители всех религиозных конфессий от рук пророссийских наемников и сепаратистов.

    На захваченной территории Луганской области наши храмы закрыты, а епископ и священники вынуждены скрываться из-за угрозы сепаратистов убить их. На Луганского епископа Афанасия было совершено покушение на убийство, и только милостью Божией он спасся от смерти.

    В Донецкой области на территориях, контролируемых сепаратистами, наши храмы вынужденно закрыты, так как жизни наших священников и верующих там угрожает опасность. Священники или скрываются, или были вынуждены уехать в безопасные места. Один из храмов в Донецке был заминирован, и только по воле Божией взрывное устройство не сработало. Была совершена попытка похитить архиепископа Донецкого Сергия, но он сумел благополучно выехать из Донецка и добраться до безопасного места пребывания. Священник Юрий Иванов был похищен террористами и только через некоторое время отпущен.

    В оккупированном Россией Крыму (выделено переводчиком и публикатором. – А.И.) два наших храма были насильственно отобраны, кафедральный храм в Симферополе подвергается пикетированию и экономическому давлению, с целью запугивания был сожжен загородный дом архиепископа Климента.

    В еще большей степени это касается и Украинской Греко-Католической Церкви, Римско-Католической Церкви и протестантских общин. Монастырь УГКЦ в Донецке захвачен террористами. Имели место случаи похищения католических священников с целью получения выкупа. На контролируемой сепаратистами территории захвачены молитвенные помещения многих протестантских общин. После освобождения г. Славянска было обнаружено место захоронения двух протестантских религиозных служителей и двух сыновей одного из этих служителей, которые были в праздник Троицы похищены террористами прямо с молитвенного собрания и расстреляны.

    Следует особо подчеркнуть, что среди групп террористов существует так называемая Русская православная армия, преступная деятельность которой не только не осуждается руководством РПЦ, но и получает поддержку и публичное благословение некоторых священников Московского Патриархата. В документе под названием «Конституция Донецкой народной республики» указывается, что только русское православие имеет на территории так называемой ДНР особые права и статус.

    ReplyDelete
  11. Все эти факты свидетельствуют, о том, что нарушения прав верующих имеют место как раз со стороны террористов, которые объявляют, что действуют в интересах русского православия и защищают так называемый «русский мир». Поэтому заявления о том, что события на Донбассе имеют характер религиозной войны – это наглая ложь. На самом деле это война России против Украины, которая имеет захватнический характер. Своими заявлениями и действиями Московский патриарх Кирилл способствует российской агрессии, пытаясь обманом и искаженными фактами поддержать государственное руководство России.

    Фальшивость обвинений патриарха Кирилла подтверждается также тем, что текст его обращения к Вам от 14 августа был опубликован на официальном сайте Московской патриархии, а утром 15 августа был удален с этого сайта. Через несколько дней, учитывая, то, что на него уже успели обратить внимание средства массовой информации, он был снова опубликован, но в другом разделе. Этот факт свидетельствует о лицемерной позиции Московского патриарха Кирилла, который в публичных заявлениях говорит, что его Церковь не вмешивается в конфликт и только молится за мир, а в письмах к Предстоятелям Церквей излагает мысли, вполне созвучные с российской государственной пропагандой.

    Ваше Святейшество!
    От имени наших епископов, духовенства и верующих обращаюсь к Вам с просьбой оценить и отбросить ложь, которую распространяет Московский патриарх Кирилл. Мы просим молиться о мире в Украине и об освобождении нашей страны от внешней агрессии. Надеюсь, что Вы не дадите втянуть Православную Церковь в кампанию беспрецедентной лжи, которую российские власти, в том числе и с помощью патриарха Кирилла, проводят против Украины.

    С любовью во Христе
    Ваш собрат Филарет
    24 августа 2014 г.

    П.С. Андрея Илларионова
    Кристалльной ясности мысли, предельной четкости слога, бесстрашной честности патриарха Филарета оказались лишены не только его косноязычный оппонент, но и официальные власти Украины, так и не набравшиеся смелости назвать агрессию – агрессией, оккупацию – оккупацией, ложь – ложью. Почему-то подумалось, что у Патриарха Филарета, возможно, имеются ненулевые шансы быть избранным президентом Украины.
    А также то, что если президентом страны сегодня был бы Филарет, то ситуация в Украине была бы немного другой.

    ReplyDelete
  12. Заявление Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Филарета
    И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

    Книга Бытие 4:8-9

    Дорогие братья и сестры, все люди доброй воли!

    С большим сожалением должен ныне сказать гласно, что среди правителей мира сего, по факту крещения относящихся к Православной Церкви, явился настоящий новый Каин – не по имени, но по делам.

    Дела эти свидетельствуют, что упоминаемый правитель, как и первый в истории братоубийца Каин, подпал под действие сатаны.

    Из Священного Писания мы знаем, что два великих греха, убийство и ложь, находятся в тесном единстве между собой, ведь начальником и вдохновителем обоих является дьявол. Поэтому всякий, кто предается этим грехам, по словам Спасителя, имеет отцом своим дьявола: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Евангелие от Иоанна 8:44).

    «От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» – говорит Господь Иисус Христос (Евангелие от Луки 12:48). В руки упомянутого правителя дана большая власть, но мы и весь мир являемся свидетелями того, что эту власть он обратил не на совершение добрых дел, а на зло.

    Именно по его воле средства массовой информации возглавляемой им страны днем и ночью на многих языках мира распространяют циничную ложь об Украине, сеют вражду против украинского народа, против нашего стремления быть независимыми и строить собственное суверенное государство, провоцируют кровопролитие и убийства в Донбассе.

    Сам он говорит откровенную и явную ложь: организуя и посылая в нашу страну убийц-наемников – говорит о «внутреннем конфликте», к которому он якобы не причастен; направляя в Украину подчиненные ему войска – везде публично заявляет, что этих войск нет. В то время, когда в Украине погибших воинов, защитников Отечества, хоронят как героев – погибших на Донбассе воинов его страны хоронят тайно, тщательно скрывая правду об обстоятельствах их смерти.

    ReplyDelete
  13. Этот правитель цинично врет, говоря, что возглавляемая им страна не является стороной конфликта в Украине – хотя именно он сделал все для того, чтобы разжечь этот конфликт и поддерживать его.

    Следствием таких его действий являются многочисленные жертвы. В течение последних месяцев ежедневно погибают военнослужащие и добровольцы, защищающие Украину от агрессора, любящего именовать себя нашим братом. От боевых действий страдают миллионы мирных жителей, десятки тысяч вынуждены спасаться от войны бегством, сотни – погибли. Города и села Донбасса превращаются в руины.

    Видя это и, как Патриарх, неся ответственность перед Богом за православный украинский народ, утверждаю – наибольшая вина за все это лежит на упомянутом правителе. В его воле и власти – немедленно остановить смерти и кровопролития, но он ради гордыни своей продолжает умножать зло. Он называет себя братом для украинского народа, но на самом деле он по делам своим истинно стал новым Каином, проливая братскую кровь и ложью опутывая весь мир.

    Некоторых его ложь вводит в заблуждение, и они думают, что в действительности этот правитель защищает традиционные духовные и моральные ценности от разрушительного действия глобализации. Но плоды дел его, по которым Евангелие призывает нас давать оценку, свидетельствуют об обратном.

    Поэтому искушенным неправдой, а особенно православным, как в Украине, так и во всем мире, напоминаю слова Спасителя: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их» (Евангелие от Матфея 7:15-20).

    Ранее уже много раз звучали публично призывы к этому правителю и его приспешникам – одуматься, прекратить сеяние зла и смерти, раскаяться. Но кажется, что он остается глухим к этим призывам и только умножает зло, потому что в него, как в Иуду Искариота, вошел сатана.

    Однако надеясь на милосердие Божие ко всем грешникам, сохраняем еще надежду и на покаяние этого правителя и обращаем к нему призыв миллионов людей – остановитесь, прекратите приумножение лжи и убийств, одумайтесь!

    ReplyDelete
  14. Ибо своими поступками Вы отлучаете себя от Православной Церкви и Бога, обрекаете себя на позорный конец этой жизни и на вечное осуждение в ад – в жизни будущего века. За всю кровь, пролитую по Вашей воле, и зло, по вашему приказу совершенное, наказание Ваше будет таким, как наказание братоубийцы и лжеца Каина – проклятие и вечное осуждение.

    Если не покаетесь, на Вас исполнятся слова Писания: «Он возлюбил проклятие, – оно и придет на него; не восхотел благословения, – оно и удалится от него; да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его; да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается. Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!» (Псалом 108:17-20). От этой казни Вас может спасти только искреннее покаяние, подтвержденное делами, а не льстивые слова зависимых от Вас церковных иерархов во главе с Патриархом возглавляемой Вами страны.

    Призываю также верующих в Украине молиться за справедливый суд и достойное возмездие от Бога этому правителю. Не бойтесь его силы – потому что перед силой Божией она ничто, и хотя стало сердце его жестоким, как сердце древнего фараона, но и конец силы его – близок.

    Вспомните, братья и сестры, слова Писания, и пусть сердце ваше не сомневается, что правда и сила Божья победят новейшего Каина и нового фараона, из рабства которому выводит Господь Украину. «Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу, и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне. Но Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте — и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки; Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (Исход 14 10-14).

    Призываю Божие благословение на Украину и наш набожный народ!

    ФИЛАРЕТ,
    Патриарх Киевский и всея Руси-Украины

    ReplyDelete