Thursday 20 March 2014

Об искусстве молитвы

А. Тарковский "Ностальгия", начало сцены в бассейне
«Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легче самого ветра», писал Иоанн Златоуст о важности сочетания поста и молитвы. О соблюдении поста я подробно рассуждал здесь: http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/03/blog-post_12.html. Хочу теперь поразмышлять о том, как правильно молиться.

Одно из самых знаменитых высказываний Иисуса Христа посвящено как раз важности поста и молитвы: «Сей род изгоняется только постом и молитвою», - говорил Он о том, как бороться с бесами (Мф. 17:21). Это высказывание можно понять в дни Великого Поста таким образом, что это то самое время, когда мы особенно активно боремся с темными силами, беспрерывно атакующими слабую человеческую натуру. Ведь в дни Великого Поста мы именно этим должны заниматься: долго и строго поститься, а также особенно много и усердно молиться, дома или в церкви. Все это вместе позволяет нам подойти к Причастию Тайн Христовых чище, чаще и лучше подготовленными. Темным силам это очень не нравится.
Попытка номер один: начало
В ответ именно в это время бесы атакуют нас еще сильнее. Может совсем неслучайно, что в дни Великого Поста происходят самые отвратительные события новейшей светской истории, например, всеобщее беспричинная ярость по поводу попытки девчонок из Пусси Райот публично помолиться, или нынешние совершенно дикие и необдуманные захватнические действия российской армии в Крыму. Я не сомневаюсь, что многие из тех, кто сегодня испытывают нездоровый горячечный восторг от крымских событий, вскоре горько пожалеют об этом, они поймут, что они на самом деле отдались на произвол звериных страстей, что на них нашло самое настоящее умопомрачение, скажут, что их «бес попутал» и т.д.

Для того, чтобы голова была чистая, а мысли способствовали нашему духовному росту, нежели падению, чтобы наша внутренняя защита укреплялась, существуют молитвы. Молитвы выполняют важную роль, но молиться не так просто, как может показаться с первого взгляда. Молиться нужно «как должно» писал Иоанн Златоуст в своих комментариях к Евангелию от Матфея.
Попытка номер один: продолжение. Свечка защищается рукой
Казалось бы, ну что тут такого: берешь молитвослов и читаешь там то, что подходит. Если есть нужда что-то попросить у какого-нибудь святого, читаешь молитву этому святому, они обычно недлинные. Если приближается какой-нибудь христианский праздник или причастие – читаешь соответствующие молитвы.

Однако реальность созидания эффективной молитвы гораздо сложнее, чем просто чтение православного текста. Я прихожу к выводу, что правильное чтение молитвы – это самое настоящее искусство, которым весьма сложно овладеть. Научиться правильно читать молитвы практически невозможно без длительной соответствующей практики, глубоких размышлений о смысле читаемых молитв, крепкой веры в догматы православной церкви, без помощи опытных духовников. Зато когда молитвы читаются правильно, они набирают большую силу и могут многое действительно изменить в нашей жизни.
Попытка номер один: провал, свечка потухла
Внимательно читать молитвы на самом деле непросто, об этом знает любой, кто пробовал регулярно молиться. Когда я стал посещать церковные службы, я вдруг осознал довольно неприятный для себя факт: оказалось, что мне трудно удерживать свое сознание на молитве дольше, чем пару минут. Церковные службы длятся часами. За это время нетренированные мозги успевают совершенно отключиться от того, что происходит во время службы, пробежаться и «перетереть» дюжину тем, совершенно отдаленных от церкви. Внешне такой человек стоит на службе и даже как-будто вслушивается в происходящее. Внутренне же он совершенно не в церкви, он где-то в другом месте, с друзьями, с родными, на работе, в мечтах. А если такой человек сидит во время службы, так еще и заснуть может. Полезна ли такая молитва? Молитва ли это? Подобный одиночный опыт не принесет ничего полезного человеку. Но повторяемый часто и направляемый опытной посторонней рукой он может стать началом постижения сложного искусства молитвы.
Попытка номер один: возвращение
Когда я начал свою церковную жизнь, первое время мне было очень сложно приостановить мысленные блуждания – и на второй, и на третьей, и на десятой моей службе. Наоборот, сознание не просто не могло остановиться и сконцентрироваться на происходящем, оно как будто специально выбирало самые неподходящие и неприличные для торжественного богослужения темы. Мне было очень стыдно и горько, что я оказался таким бессильным в отношении того, что я, казалось бы, должен уметь с легкостью контролировать. Какая там семья, работа, если я даже своими мыслями не могу управлять! Однажды на службе я просто взмолился про себя: Боже, останови этот дикий поток, помоги мне думать только о смысле, красоте и торжествености происходящего! Это отчаянное усилие вместе со взглядом на окружающие меня иконы помогло мне, хотя только временно. Через некоторое время мысли опять понеслись вскачь.
Попытка номер два: начало
Подобное мысленное состояние хорошо описал певец Газманов в своей знаменитой песне про «мысли-скакуны». Песня эта была очень популярная в свое время, скорее всего еще и потому, что Газманов смог доступно описать то, что происходит в головах у множества людей. Песня эта веселая и танцевальная, но ее смысл печален: наше сознание не упорядочено и не спокойно, как нам может представляться, а ежесекундно бьется в пене, как какой-то взбесившийся жеребец. Мы же ничего с этим поделать не можем. Наоборот, взбесившиеся скакуны тянут нас в какую-то неведомую даль, которая скорее всего скрывает пропасть или еще какую-нибудь опасность.
Попытка номер два: продолжение, свечка защищается уже с помощью пальто
Так длилось месяцы, и даже годы, потому что и до сих пор мне приходится удерживать своих «скакунов», хотя в последнее время это получается у меня гораздо лучше, чем в начале моего пути. Поделюсь тем, что мне помогает в этом нелегком деле.

В первую очередь, это конечно практика и привычка. Для непривычного человека задача длительной концентрации мысли на чем-то одном крайне сложна. Вся современная культура построена на клиповости, крикливости, сенсационности. Для непосвященного человека молитва же это нечто совершенно противоположное. В текстах православных молитв нет ничего сенсационного, увлекательного по светским меркам, читаются они монотонно. Их слова и смыслы в основном одни и те же, меняются иногда имена и наши просьбы.
Попытка номер два: провал, но герой прошел гораздо дальше
Однако, молитвы все-таки очень красивы – они образны и поэтичны. Этому очень способствует церковно-славянский язык, на котором многие из них написаны. В церкви часто молитвы поются, и мелодии эти очень красивы. Молитвы также часто рассказывают некоторые истории. Я начал осознавать красоту и смысл молитв, когда, не без некоторого усилия над собой, стал вслушиваться и вчитываться в них. Поэтому я не согласен с тем, что молитва – это нечто скучное, некрасивое и неинтересное.

Сейчас я работаю над тем, чтобы удерживать свое сознание на молитвах как можно дольше. Это начинает приносить свои важные плоды: желания начинают исполняться, церковные службы пролетают мгновенно, они сообщают мне много нового. Мозги за время молитвы прочищаются, мысли останавливают свой дикий бег, который разгоняет внецерковная реальность. Поэтому особенно важной для меня становится молитва перед сном. Не посвятив минут 30-45 молитве, чтению Библии и комментариев к ней перед сном, я рискую провести бессонную ночь, что с возрастом становится все менее и менее приемлемым. Однако внимательное чтение молитв и Библии решает эту проблему успешно, и кроме того, помогает мне ответить на многие жизненные вопросы, углубляет мои знания самых важных вещей в этом мире.
Попытка номер два: возвращение. Не так то это оказалось просто!
О смысле молитвы очень ярко и с большим пониманием высказался режиссер Андрей Тарковский в своем фильме «Ностальгия». Вспомните сцену, когда на протяжении нескольких минут главный герой пытается перенести горящую свечку с одной стороны бассейна на другую (http://www.youtube.com/watch?v=_EaB-Dz18sM). Вся сцена занимает лишь девять минут, но когда я смотрел этот фильм в молодости, для меня эти минуты были мучительны. Сейчас же я понимаю, что это самая главная сцена всего фильма. Герой ведь не просто таскает горящую свечку из угла в угол, он молится. Он чувствует приближение смерти и понимает, что возможно эта молитва является самым важным событием его бессмысленной и суетной жизни. Эта сцена прекрасно передает духовную насыщенность молитвенного состояния. Мы также видим, насколько сложно герою «Ностальгии» работать над собой, но насколько важно для него сделать над собой усилие. Усилие в виде трех попыток делается, и только после этого свечка переносится на другую сторону бассейна. Как же эта мудрая и очень красивая сцена противоречит всему, что считается важным в популярном кинематографе, где каждую минуту должно что-то происходить! Если в нее вслушаться и всмотреться, то сцена оказывается еще и увлекательной: в ней на самом деле происходит много событий: то дым пойдет, то герой наступит в какую-то лужу, то заденет пустую банку. Все эти события являются отголосками изменений, происходящих в глубине души героя. Изменения должны происходить и в нашей душе при чтении или выслушивании молитв.
Попытка номер три: начало
Если вдруг мои мысли начинают блуждать, я посматриваю в такие моменты на иконы, которые возвращают меня в нужное состояние и направляют мысли на правильный молитвенный путь. Мне кажется, что иконы были придуманы в том числе и для того, чтобы быть этаким мощным визуальным камертоном, который настраивает мысли на нужный внутренний лад, не отвлекая их при этом чрезмерной броскостью.

Об искусстве молитвы писали многие православные мыслители. Румынский архимандрит Софиан (Богиу) отмечает важность духовника для человека, у которого нет большого молитвенного опыта, в своей статье «Молитва, произнесенная без внимания, это ноль» (http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/58927.htm): «И кто молится, но не знает, в чем смысл этой молитвы, тот может возгордиться. Чего только не возомнит человек о себе! А духовник может подсказать ему, что это состояние разгорячения — естественное состояние. Пусть он будет спокоен и молится дальше. То есть на этом пути молитвы у молящегося могут возникнуть новые проблемы, с которыми он не знаком, не знает, как их решать, а духовник, имеющий опыт делания этой молитвы, может точно ответить ему на его проблемы. Если бы наш ум сосредотачивался на каждом слове молитвы, польза для нас была бы огромной. Но поскольку ум наш блуждает, то мы, помолившись, остаемся теми же людьми, что были и раньше, до того как помолились. В нас ничего не происходит».
Попытка номер три: свечка защищается с другой стороны
Преподобный Иоанн Кронштадский сравнивал умение правильно молиться с эффектом увеличительного стекла. Если его правильно расположить, оно начнет собирать солнечные лучи вместе. Если же его еще и хорошенько сфокусировать, то можно даже зажечь бумагу. Также и люди: настроив соответственно свое сознание мы можем начать воспринимать молитвенные смыслы концентрированно. Тогда молитвы приобретают силу. При особенно усиленной молитве мы способны творить чудеса, подобные тому, какие могут «гору с места сдвинуть». Доказательств силы молитвы существует много: люди исцеляются от страшных болезней, оживляют мертвых, решают сложнейшие житейские проблемы, останавливают войны, приручают диких зверей и т.д.
Попытка номер три: цель уже близка
О человеке, который дополняет пост искренней молитвой Иоанн Златоуст писал, что он «не дремлет, не говорит много, не зевает и не расслабевает на молитве, как то со многими бывает, но он быстрее огня и выше земли; потому-то таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов, так как нет сильнее человека, искренно молящегося».
Попытка номер три: герой почти дошел до конца бассейна и своей жизни
Византийский богослов Евфимий Зегабен писал: «Молитва весьма страшна демону; а более сильной и могущественной делает ее пост, не позволяя ни пресыщению ослаблять телесную крепость, ни происходящим из него парам повреждать мозг и омрачать ум. И когда тело обладает силою, и ум действует, не развлекаясь, тогда восходит молитва сильнее огня и страшнее всего. Поэтому пост и молитву должно всегда соединять».
Попытка номер три: окончание сцены в бассейне

2 comments:

  1. У тебя есть духовный отец?

    Конечно, не так глубоко, как ты, но я понимаю, о чем ты пишешь. Где-то пару месяцев назад, возвращаясь с работы, вдруг поняла, что мне почти физически плохо от того, что в голове моей тот самый дикий поток мыслей. Я стояла на остановке и думала, как мне быть. Как сделать так, чтобы в голове хотя бы ненадолго установилась тишина и покой. И я начала читать про себя Иисусову молитву, правда, в сокращенном варианте: "Господи, помилуй!" И мне правда стало легче.

    Но ты прав, сосредоточиться на молитве порой очень сложно. Кстати, у меня есть примеры, когда горячая молитва помогала - в критической ситуации.

    Еще есть интересная тема, касающаяся молитвы: родительские молитвы. Очень мощная вещь. Не хочешь написать об этом?

    ReplyDelete
    Replies
    1. Духовным отцом своим считаю отца Джона - к нему обращаюсь, если возникают вопросы, проблемы. Он мне не раз помогал мудрым советом.

      Я рад, что молитва тебе помогает. Мы часто недооцениваем ее силу, а зря!

      Родительскую молитву я часто имею в виду в этой статье. А вот детская молитва - очень важная тема. Это мощное средство, но им сложно овладеть, поскольку детей трудно заставить горячо молиться. К сожалению у меня пока нет большого опыта в этом смысле, хотя некоторые свидетельства имеются. Я подумаю об этом. А пока я готовлю статью о чтении Библии.

      Delete