Wednesday 26 March 2014

О небесных заступниках Крыма

В связи с событиями на Украине и особенно в Крыму у православного верующего может возникнуть вопрос: какому святому молиться, чтобы тот заступился за Крым перед Богом и не допустил там кровопролития. Таких святых и подвижников было много, узнать о том, кто это были такие и об их житиях, можно здесь http://krim-palomnik.ru/krym-saints.html. Среди этих святых такие известные имена, как Святой Апостол Андрей Первозванный, Святые Кирилл и Мефодий, Святой Равноапостольный князь Владимир, Святой воин Федор Ушаков, Святой Федор Студит и другие. Страшная история 20-го века значительно пополнила эти списки – особенно новомучениками, которые пострадали за Веру Христову от большевиков-еретиков. На этой странице приводятся имена свыше 20 святых новомучеников Крымских (http://www.brooklyn-church.org/svyatye-novomucheniki-krymskie.html), отдавших свою жизнь за Христа между 1918 и 1945 годами.

Почему-то ни в одном из этих списков не упоминаются имена царственных страстотерпцев: Николая Романова и его семьи, и я думаю, что это просто недосмотр со стороны составителей этих списков. Династия Романовых на протяжении нескольких поколений испытывала нежную любовь к Крыму. Последний российский император Николай II не раз говорил, что не хочет уезжать из Крыма, что ему бы хотелось, чтобы столица империи была в Крыму, а когда он отрекся от престола, то просил оставить ему и семье имение в Ливадии, чтобы он мог жить там как частное лицо (на что Временное правительство ответило отказом).

Е. Литвинова в своей книге «Царская семья в Крыму» сообщает, что для императора Николая Александровича и его семьи, южное имение было особенным местом. Здесь протекало детство цесаревича, здесь через полгода помолвки он встретился со своей невестой, будущей императрицей Александрой Федоровной. Здесь в Крестовоздвиженской церкви Николай принял присягу и стал императором. Здесь же перешла в православие Александра Федоровна. Семья провела в Ливадийском дворце самые счастливые и беззаботные часы отдыха, общения с детьми, купания, катания на "моторе" или верхом на лошадях. Одна из дочерей императора записала в дневник: "В Крыму была жизнь, в Петербурге служба". Царская семья приезжала сюда четыре раз, и в общей сложности Романовы провели здесь около года: осень 1911 и 1913 гг., весну 1912 и 1914 гг. Лето в Крыму семья Романовых считала жарким, и, как правило, они уезжали в Царское село под Петербург. С началом Первой мировой войны в Ливадии, на личные средства императрицы для солдат и офицеров были построены Дом для выздоравливающих, санаторий и хирургическая больница.

В 1981 году царская семья была причислена к лику мучеников Русской Православной Церковью Заграницей, а в 2000 году, после продолжительных споров, вызвавших значительный резонанс в российском обществе, они были канонизированы Русской Православной Церковью, и в настоящий момент почитаются ею как «Царственные страстотерпцы». День памяти: 17 июля (день расстрела), а также в числе Собора новомучеников — 7 февраля (если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет — то в ближайшее воскресенье после 7 февраля).

Очень интересная статья «Канонизация царской семьи» в Википедии сообщает об основных причинах вышеупомянутого «резонанса в российском обществе». В этом вопросе несколько лет разбиралась специальная комиссия. По результатам своих исследований она сделала следующие выводы. В жизни Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода — время царствования и время пребывания в заключении. В первом периоде (пребывания у власти) комиссия не нашла достаточных оснований для канонизации, второй период (духовных и физических страданий) для Церкви является более важным, и поэтому она сосредоточила своё внимание на нём. На основании доводов, учтенных Русской Православной Церковью, а также благодаря прошениям и чудесам, комиссия озвучила следующее:

«За многими страданиями, перенесенными Царской Семьёй за последние 17 месяцев жизни, которая закончилась расстрелом в подвале Екатеринбургского Ипатьевского дома в ночь на 17 июля 1918 года, мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесённых Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке. Именно в осмыслении этого подвига Царской Семьи Комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников Российских в лике страстотерпцев Императора Николая II, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию». (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8#.D0.9A.D0.B0.D0.BD.D0.BE.D0.BD.D0.B8.D0.B7.D0.B0.D1.86.D0.B8.D1.8F_.D1.81.D0.BB.D1.83.D0.B3)

Царственные страстотерпцы особенно почитаются в православных церквях вне России. В нашей церкви имеется несколько их икон: всей царской семьи, всех российских новомучеников во главе с царской семьей, отдельно царя Николая II, его сына 13-летнего Алексея Романова. Прихожане часто ставят лампадки перед их ликами. Я тоже прошу царскую семью заступиться за Крым, который очень люблю. Мои молитвы пока внимательно выслушиваются, поскольку кровопролития там еще не было, и, надеюсь, не будет. И слава Богу за это!

No comments:

Post a Comment