Во время Великого Поста в церкви читается Триодь Постная |
Физическая суть поста заключается в том, что в определенные дни человек должен воздерживаться, в какой-то мере ограничивая себя в питании и в поведении. Духовная, сакральная суть поста заключается в смысле этого воздержания. Пост дается нам, чтобы соответственно подготовиться к какому-нибудь прекрасному христианскому празднику, очиститься душой и телом, хоть чуточку приблизиться к христианским идеалам.
Самой подходящей библейской историей, которая говорит о необходимости воздержания в пище, на мой взгляд, является история грехопадения Адама и Евы. Ведь суть Божьего запрета была в том, чтобы люди не ели плод дерева познания добра и зла. Это требование созвучно требованиям постов: не есть некоей пищи. По сути дело, конечно же, не в еде, но на поверхности - именно в ней. Адам и Ева нарушили этот запрет, за что очень жестоко поплатились. Не гневаем ли Бога и мы в такой же мере, когда не пытаемся ограничить себя во время поста?
Если задуматься о проступке Адама и Евы, то картина может показаться весьма к ним несправедливой. Ведь они съели не мясо и не рыбу и даже не молочный продукт. Они съели плод с дерева – совершенно вегетарианскую в современном понимании пищу. Последствия однако же для них были ужасны – изгнание из Рая, жизнь в непосильных трудах, ссоры детей, дошедшие до убийства одного другим, болезни, старость, смерть и т.д. Трудно представить себе более жестокое наказание! Пост – это тоже воля Господня, и нарушая ее мы рискуем навлечь на себя и на своих детей подобное страшное наказание. Стоит ли?
Но именно таковым было наказание за нарушение воли Господней. И оно было заслуженным, потому что на людях нарушение Божьего запрета тут же негативно сказалось. Адам и Ева ощутили свою наготу. Оправдываясь перед Богом, Адам начал обвинять Еву, что это она его уговорила съесть запретный плод, и т.д. То, что произошло с Адамом и Евой, сегодня происходит в некотором смысле с теми, кто употребляет сильные наркотики растительного происхождения. Что происходит с человеком, который пробует, скажем, опиум? Живет такой человек вполне себе нормально, трудится, отдыхает, заводит себе семью, радуется каким-то достижениям, печалится по поводу каких-то потерь. И вот в один момент он пробует наркотик. Вся его жизнь сразу переворачивается с ног на голову. То, что раньше он считал нормальной жизнью, вдруг поблекло, перестало быть интересным, потеряло смысл. Наркотик принес с собой видения, которые показались столь яркими, и ощущения, которые показались столь приятными, что вся предыдущая жизнь начинает казаться этому человеку как будто потерянной. Ему уже думается, что это была не жизнь, а существование. Он начинает ошибочно склоняться к мысли о том, что жизнь может иметь место только тогда, когда принимаешь наркотик.
Дальнейшая печальная история известна всем. Человек-наркоман теряет полностью интерес к этой жизни, забрасывает семью. Все его усилия теперь направлены только на то, чтобы еще раз кольнуться. Все моральные стандарты рушатся: чтобы найти деньги для дозы распродается семейное имущество, совершаются преступления. Будущее наркомана печально. Он теряет в этой жизни все и умирает гораздо раньше своего срока, часто в болезни, нищете и одиночестве. В результате разбита не только его жизнь, но и жизнь всех, кто с ним был связан – супруги, детей, родителей.
Конечно игнорирование поста верующим нельзя приравнивать к наркомании, разве что в каком-то метафорическом смысле. Но их роднит неспособность к внутренней дисциплине, нежелание ограничить себя, остановиться перед недвусмысленным запретом, потворство душевной лени и самонадеянной гордыне, которые крадут у нас возможность работы над собой, роста и укрепления нашего духа. Все это не приводит человека – слабого и греховного по своей сути – ни к чему хорошему. Просто у наркомана это все происходит быстро, а у человека, который считает себя верующим, но не соблюдает требования поста, постепенно. Употребление наркотика разъедает физическое здоровье, а игнорирование Божьих требований поста - принижает жизнь духа, размывает веру. Здесь можно задать простой вопрос: какой же ты верующий, коли постов не соблюдаешь?
Пост, если хотите, это гимнастика для духа, возможность поработать с ним, укрепить его. В английском языке есть хорошая подходящая поговорка, которая означает следующее: «то, что мы не используем, мы теряем» (use it or lose it). Эта поговорка очень применима к душе, и может звучать следующим образом: если не испытывать свой дух, не упражнять его в посте, молитве, исповеди, то можно его растерять, а с ним и способность к защите от негативных воздействий. Этой поговорке вторит другое знаменитое высказывание: «то, что нас не убивает, нас укрепляет», то есть испытания, которые мы выдерживаем, нас делают сильнее. Каждый выдержанный пост нас делает сильнее духовно, и этой возможностью нельзя пренебрегать.
Пост это также возможность сделать шаг в сторону и посмотреть на свою жизнь со стороны. Подобный взгляд на себя со стороны я сделал, когда начал поститься. Резко уменьшив количество потребляемых продуктов, я вдруг понял, что чаще всего я ем не из голода, а из привычки. Это было для меня серьезное открытие. Оно означало, что мне для нормального функционирования в условиях сидячей офисной работы и малоподвижного образа жизни, не нужно есть так много, как я обычно ем. Последствия переедания очень серьезны. Переедая по привычке, люди начинают жиреть, они увеличивают риск сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, бессонницы, депрессии. Ведь хорошо и крепко спать с туго набитым животом невозможно, а недосыпание ведет к множеству проблем со здоровьем. Жизнь без отказа в своих желаниях, в том числе и в пище, приводит к депрессии. Список опасностей, связанных с перееданием можно продолжать еще долго.
Зато соблюдение поста сразу же наполняет тело жизнью, а жизнь - смыслом! Если это не просто диета, а пост, то он должен дополняться молитвами, посещением церкви, исповедью, и, как венец всей этой работе – Причастием Таинств Христовых. Все, что происходит в церкви, это разговор о смысле жизни, о работе над собой, о попытке хоть чуточку приблизиться к великим идеалам, которые нам продемонстрировал Иисус Христос и все святые. Без Причастия это приближение невозможно. Причастие же требует поста, молитв, исповеди. Соблюдение поста – это первое и базовое требование на пути к Причастию. Выдержав все требования, которые кстати вполне выполнимы, мы можем подойти к Причастию правильно подготовленными. А когда все требования выполняются, и Причастие свершается, причастившийся Святых Тайн сразу чувствует разницу, и разница эта простая и поразительная одновременно: у причастившегося начинают исполняться самые заветные желания! Или Бог делает причастившемуся какой-нибудь неожиданный и очень приятный подарок. Со мной такое случается всякий раз, когда я причащаюсь, и поэтому я очень дорожу каждым своим Причастием (смотрите, например, чудесную историю о Черной Тетрадке http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/12/blog-post_5.html). Но повторю еще раз, для достижения этого эффекта к Причастию необходимо подготовиться надлежащим образом (подробности смотрите в своих молитвословах).
Конечно, к посту необходимо быть готовым физически. Если у человека не хватает в крови железа, он страдает от низкого давления и т.д. соблюдение буквы Строгого поста, то есть его формальных требований, может принести скорее вред, чем пользу. Такими формальными требованиями являются отказ от мяса, яиц, молочных продуктов. Вряд ли Бог хочет, чтобы мы уморили себя голодом или довели себя до дистрофии или какой-нибудь цинги. Дух поста требует самодисциплины и самоограничения. Основное требование очевидно – самоограничение в еде. Но нельзя забывать и о другом аспекте поста – самоограничении в поведении. Если по медицинским причинам постная диета не рекомендуется, все равно остается шанс укрепить свою душу молитвой, воздержанием в интимной жизни, в повседневном поведении, по возможности – в мыслях. Способов укротить свой гордый дух и греховные желания на самом деле существует очень много, и они появляются каждодневно.
Мне нравится в посте еще то, что он создает очень четкие краткосрочные цели в нашей жизни. Под долгосрочной целью я понимаю конечно же спасение души после смерти. Но пока жизнь продолжается, в ней могут быть и краткосрочные цели. Я например, очень люблю сыр, яичницу. Когда начинается пост, я отказываюсь от этих маленьких радостей в пользу других, гораздо больших радостей: более частого посещения прекрасных православных служб, исповеди и Причастия, которые невозможны без поста. Я знаю, что благодаря воле Божьей скоро пост закончится каким-нибудь замечательным православным праздником, я его отмечу так, что мне будет очень радостно и приятно, и я испытаю острую благодарность к Богу за все эти положительные эмоции. Радости по поводу какого-нибудь великого события будет сопутствовать радость по поводу вкушения любимых продуктов, которые создал Бог для утешения людей. Без поста этих радостей не испытаешь.
Однако, подобного рода радости бывают и в течение поста. Например, Великий пост требует строгого воздержания в обычные дни – и в такие дни я могу порадовать себя вкуснейшим и полезнейшим авокадо, медом в сотах, свежим ананасом. В выходные дни пост чуть-чуть ослабляется, и верующим разрешается вкушать пищу с маслом, а также вино. Казалось бы, что в этом особенного. Однако те, кто воздерживался от пищи с маслом, знают, что после воздержания она очень вкусна. Кроме того, масло маслу рознь. В выходные Бог разрешает верующим есть любое растительное масло, а значит можно вкушать самое лучшее оливковое масло холодного отжима. После недельного воздержания оно приобретает волшебный вкус. Я в такие дни могу есть просто черный хлеб с оливковым маслом. Не нужны никакие кулинарные ухищрения. Такая простая пища приносит незабываемые ощущения, душеполезные и благодарные мысли.
То же и с вином. Вино бывает разным, и здесь не нужно долго объяснять, что вино может быть очень тонким. Его качество и цена ограничивается только нашими финансовыми возможностями. Некоторые вина настолько хороши, что как говорят знатоки, «на языке ангелы играют», когда их пьешь! Ну а когда разрешается и рыба, то у меня в доме просто праздник. Я покупаю самую лучшую рыбу, просто жарю ее, не портя специями, вкушаю ее с чувством острого удовольствия и благодарности Богу за радость, посланную мне, грешнику, который этого совершенно не заслужил. И я знаю, Бог улыбается, глядя на меня. Он видит, что я в меру своих слабых сил пытаюсь работать над собой, духовно расти и бороться со своей греховной сутью, переданной мне от Адама и Евы. Он рад этому и готов поддержать меня в моем духовном путешествии.
Какой чудесный пост. Спасибо.
ReplyDeleteТебе спасибо! Не думал, что кто-то кроме меня прочитает эту длинную статью.
DeleteЯ тоже прочитала :) И очень порадовалась за тебя, что ты умеешь получать удовольствие от поста. Когда я второй и последний раз в жизни строго соблюдала Великий Пост, это было для меня настоящим испытанием (если не сказать - мучением). На работу в музей мы носили еду из дома, и в районе обеда вся эта снедь подогревалась в микроволновке и съедалась за общим столом. А бабушка одного коллеги пекла изумительные пирожки. В доме у них, видимо, все были страшно избалованы ее кулинарным мастерством (или просто бабушка слишком любила печь), поэтому коллега частенько приносил пирожки на работу, чтобы всех угостить. Уносил бабушке от нас безмерное восхищение и тысячи комплиментов. Какая же это была пытка - чувствовать запах пирожков, смотреть, как другие закатывают глаза от удовольствия, и при этом поститься. Если бы не еще одна девочка на работе, которая тоже постилась, я бы не выдержала и недели поста. :)
DeleteЯ думаю, что постные пирожки можно тоже приготовить - в местных кафе пирожки для веганов продаются. Но даже и пирожков не надо: я вот вчера обнаружил, что в баварском ржаном хлебе нет масла, а он такой вкусный и так пахнет!..
DeleteМоя мама тоже умеет печь вкусные пироги и блины БЕЗ масла, чем меня очень удивляет.
Delete