|
Велосипед |
Дню рождения королевы Виктории 20 мая посвящается это эссе. В качестве иллюстраций использованы фотографии канадца Тодда МакЛеллана (Todd McLellan).
Стимпанк (http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/01/blog-post_31.html) начался как симпатичное литературное движение, превратившись в популярную «субкультуру», которая охватывает литературу, кино, моду и другие аспекты жизни. Все это время стимпанк обрастал культурными слоями, одним из которых является слой людей, живущих по старому, доброму и полузабытому принципу «Сделай сам». К таким, например, можно отнести создателей и поклонников особого стиля в одежде, в которой используется то, что человечество выбрасывает на свалку: старомодную одежду и аксессуары, части старых механизмов и т.д. Те, кто восстанавливает бабушкины вещи для новой жизни или создает новые наряды на основе недалекой старины, на мой взгляд принадлежат к тому же кругу людей, которые восстанавливают старинные часы или велосипеды. Их всех объединяет нежелание отказаться от своей свободы в пользу всеобщей простоты, отупения и единообразия, насаждаемого громандной межнациональной корпорацией под условным названием «Эппл».
|
Фотокамера. Тодд МакЛеллан признается,
что с детсва любит разбирать вещи |
В настоящее время мы являемся свидетелями возрождения феномена «Сделай сам». Речь идет не только о самостоятельном создании механизмов типа радио. Энтузиасты этого движения сами создают сегодня ткани, одежду, бумагу, мыло, хлеб, вино, пиво, электронику, мебель, открытки и т.д. и т.п. Сложно все это назвать стимпанком, который все-таки подразумевает некоторую специфическую эстетику, уходящую корнями во времена викторианской Англии. Однако дух движения «Сделай сам» несомненно близок духу стимпанка, и отрицает возростающий контроль над нашей повседневностью со стороны корпораций.
Любопытно, что контроль сегодня предлагается нам не как что-то плохое, а как что-то весьма приятное, удобное, красивое и дешевое. Например, те, кто любят кофе, всегда найдут в заведениях типа Старбакс качество, на которое они могут рассчитывать. Не беда, что это качество заведомо низкое, и ни в какое сравнение не идет с тем, что можно приготовить на домашней плите в обыкновенной турке. Люди ко всему привыкают, привыкают они и ко вкусу Старбаксовского кофе. Те же, кто хоть раз молол дома кофейные зерна и готовил из них кофе, уже никогда не спутают этот вкус и аромат со Старбаксовским. Ходить в Старбакс несомненно удобно, поскольку кафе этой компании расположены на Западе буквально на каждом углу. Они также преуспели в создании особой притягательной атмосферы в своих заведениях. Главные козыри Старбакса – там мы всегда получаем одинаковый кофе по приемлемой цене, имеем возможность выйти в люди и приятно провести время в стильном месте. Старбакс всем хорош, за исключением качества кофе! Его реальное послание гласит: люди готовы пожертвовать качеством во имя общения и стиля.
Стимпанк же взрывает эту реальность, предлагая нам и качество, и общение, и стиль.
|
Мобильный телефон. Некоторые вещи художник фотографирует в
лежащем состоянии, а некоторые, как этот телефон - во взорванном |
Если говорить о всепроникновении Старбакса, то лучом света в темном царстве являются умножающиеся в числе чайные и кофейные комнаты, в которых торжествует уникальность товара и оригинальность интерьера. Если же в них еще выставляются старинные самовары или другие соответствующие «прибамбасы», то мы имеем дело со стимпанком в чистом виде.
Интересная особенность стимпанка состоит в том, что это эстетика не внешнего вида, а внутренностей. Современные технологии идут по дороге, прокладываемой такими компаниями как Apple, чья эстетика характеризуется полным сокрытием внутренностей. Современный прибор представляет из себя намертво запечатанную блестящую серебристую коробочку с плавными линиями корпуса. Глубоко спрятаны электросхемы, провода, диоды, транзисторы, полупроводники и т.д. Внутренности скрываются от пользователя не только по сомнительным эстетическим причинам – производители не желают давать пользователям ни малейшей возможности модифицировать или как-то влиять на продукт. Нас даже наказывают за подобные попытки лишением гарантии. Свобода пользователя сужается до свободы выбора приложения из «облачного» магазина компании. Вся остальная информация о продукте считается производителями "лишней" для пользователя.
Капиталистическая реальность приближается к советской, когда в магазинах не было мяса, зато был большой выбор консервов. Естественное желание человека поджарить себе кусочек мяса наказывалось большой стоимостью самых обыкновенных продуктов. Был ли большой выбор консервов свободой? В каком-то смысле да. Справедлив ли был предоставляемый покупателю выбор только из консервов? Определенно нет!
|
Компас. "Разбирая вещь на составляющие,
я начинаю ее больше ценить", - утверждает автор |
Бизнес-модель компании Apple мне лично напоминает рабство. Покупая их продукцию мы лишаемся свободы не только по сути покупки, но и на периферии: с компьютерами Apple работают только фирменные шнуры и фирменные внешние носители информации, причем они весьма дороги под туманным объяснением, что в них используются фирменные микросхемы, «поддерживающие фирменные стандарты качества». Современный же мир построен на взаимосвязях и взаимозаменяемости, и поэтому идеология обособленчества, характеризующая Apple – тупиковая эволюционная ветвь.
В этом смысле продукты критикуемого Майкрософта предлагают больше свободы и облегчают возможность использовать внешние носители, работать с различными видами файлов и модифицировать систему (например, сохраняя информацию не туда, куда хочет таблет, а куда хочется нам).
|
Жесткий диск. "Если меня что-то интересует,
то я это обязательно раберу" - признается фотограф |
Феномен под названием «слишком много информации», ограничивающий свободу пользователя, появился совсем недавно, и несомненно компания Apple – его флагман. Подобно менеджерам среднего звена, бизнес-модель этой компании решает за нас, что нам знать о нашем компьютере, а что не надо. «Спокойствие, только спокойствие!» - как бы объявляют нам они, желая, чтобы мы устроились поудобнее, расслабились и достали свои кошельки для оплаты все новых «услуг», в которых мы можем и не нуждаться. «Вы будете знать о своем компьютере только то, что вам необходимо» - лучезарно сообщают нам, не объяснив, кто решил, что нам необходимо знать, и по какому принципу было ограничено то, что знать разрешается. Поскольку целью корпораций является прибыль, я склонен думать, что знание, в котором меня таким образом ограничивают, является именно тем знанием, которое позволит мне либо сильно сэкономить на продукте, либо вообще обойтись без него.
Чтобы лишить нас знаний об окружающем мире, корпорации используют любые средства. Одним из самых убойных является понижение стоимости продукта за счет использования рабского труда. Истории, когда вместо того, чтобы починить механизм, проще купить его заново, происходят ныне с пугающей частотой. Печально, что одной из жертв этой ситуации становятся такие душевные викторианские механизмы, как часы. Заводные часы уже просто не продаются в широком ассортименте, а смена батареек в электронных стоит подчас дороже, чем сами часы, конечно китайского производства. Дело доходит до того, что многие отказываются от часов совсем, используя для этой цели свои мобильные телефоны. Дух стимпанка же заставляет людей тянутся к красивым и уникальным механизмам, иметь которые ценно само по себе.
|
Плеер. "Некоторые современные вещи содержат
в себе гораздо больше компонентов, чем кажется" |
Дух движения «Сделай сам» охватывает многие аспекты повседневности и пробирается в самую глубь народных масс. Самостоятельное производство открыток в мире, где фабрично-украшенный кусок бумаги вдруг стал стоить так дорого, или домашняя приготовка хлеба и поп-корна, которые тоже стали так дороги и так неприятны на вкус, трех-размерная печать домашней утвари (http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/01/blog-post_15.html) и т.д. – все это делается под стимпанковским лозунгом «Сделай сам».
Выбор на самом деле прост: сделать что-то самому, при этом сэкономить и получить массу удовольствия, или пойти в магазин и тупо оплатить очередной продукт китайских рабов, предназначенный для всех остальных рабов мира.
|
Тостер. "Используемые технические принципы становятся
гораздо более очевидными, когда вещь разобрана на части" |
В настоящее время наше общество зависит от «индустрии других», и ошибочно игнорирует «индустрию себя». «Индустрия других» процветает за счет корпораций и их всепроникающей рекламы, но «индустрия себя» развивается тоже. Ее отправная точка находится не в очередном модном поветрии, а в необходимости сохранять и развивать свою индивидуальность. Стимпанк говорит нам не покупать чего-то, если это можно сделать самому, развивать свои вкусы и интересы, и удовлетворять их за счет самых простых ресурсов, будь то местная библиотека или комиссионный магазин, или бабушкин сундук.
Важная задача современности состоит в том, чтобы развивать себя. Индустрия в этом не заинтересована, стимпанк же это движение тех, кто начал над собой работать.