Friday 2 October 2015

О последних музыкальных проектах Брайана Ферри

Брайан Ферри - на фоне ярмарочного колеса
Друг порадовал прекрасным подарком ко дню рождения: двумя дисками с последними музыкальными проектами любимого британского певца Брайана Ферри “Avonmore” (2014) и “The Jazz Age” (2012). В музыкальном отношении альбомы отличные – как всегда у Ферри. А ведь старичок на сцене аж с 1972 года! Тогда вышел в свет первый альбом его группы Roxy Music, сделавший музыкантов популярными буквально за одну неделю и на долгие годы. За творчеством этого британского певца я слежу уже почти свыше 20-ти лет. Меня перестали интересовать почти все исполнители, которые интересовали в 1990-х. Музыку же Брайана Ферри в сольном исполнении или вместе с его легендарной группой «Рокси Мьюзик» я готов переслушивать многократно, что временами и делаю.

Брайан Ферри и Рокси Мьюзик в своем уникальном музыкальном стиле эффектно исследуют важную кульутрно-философскую тему 20-го века: тему одиночества. Однако у Ферри имеется одна характерная и симпатичная мне особенность: он подошел к этой теме без «моралина», с иронической стороны. Он не «гонит мрачняк», как мы об этом отзывались в молодости, а с серьезным видом иронизирует над меланхолией и невостребованной любовью. Ферри очень хорошо владеет английским юмором, который как известно, так тонок, что его почти не видно. Ирония Ферри почти не чувствуется, но она имеется, и поэтому ощущение от его песен остается не депрессивно-мрачное, а как от претенциозного балаганного представления, которое вроде бы обсуждает серьезные вещи, но впечатление оставляет не совсем серьезное. Все помнят как в ярмарочном кукольном театре Пьеро заламывая руки страдал от любви к Мальвине, «девочке с голубыми волосами». Страдал-то он серьезно, но выглядело это как пародия.
Брайан Ферри на концерте
Пьеро был сценическим образом Александра Вертинского, знаменитого российского исполнителя начала 20-го века. Его называли «комичным страдальцем, наивным и восторженным, вечно грезящим о чём-то, печальном шуте, в котором сквозь ироничную манеру видна патетика искреннего страдания и благородства». Эта характеристика очень подходит и к Брайану Ферри, которую нужно только подправить на электронную яркость музыки и эротичную откровенность начала 21-го века. Со всеми этими ингридиентами британского певца можно назвать современным вариантом Вертинского. Хотя я думаю, что жил бы Андрей Николаевич в наши дни и освоил бы он синтезатор и электрогитару, Брайан Ферри был бы у него только на подпевках!

Но Вертинского с нами уже давно нет, и бессмертный образ Пьеро подхвачен другим популярным меланхоликом. О своих чувствах к Мальвине, волосы которой сегодня могут быть любого химического цвета, Брайан Ферри поет как и должен петь Пьеро, то есть преувеличенно грустно и подчеркнуто манерно. Его меланхолия с годами стала очень стильной, и иронии в ее подаче поубавилось. Помогают ему донести его образ до слушателя всегда очень профессиональные музыканты. Учитывая, что Ферри за годы творчества научился эффектно аранжировывать даже самые простые мелодии, у него неизменно получается очень приятная, изящная, и весьма танцевальная музыка. Под нее можно отдыхать, работать, и даже ходить в магазин – я часто слышу песни Брайана Ферри в фоновой музыке больших магазинов.
Брайан Ферри на репетиции "Avonmore"
“Avonmore”

Название альбома “Avonmore” хоть и означает место, где записывался альбом, опытным поклонниками музыки Ферри напоминает название лучшего альбома Roxy Music “Avalon” (1982). “Avonmore” выполнен в той же куртуазно-меланхоличной эстетике и даже снабжен фотографией Ферри 30-летней давности. На диске 10 песен, из которых восемь написаны самим Ферри, а две – его любимыми им исполнителями: Робертом Палмером (“Johnny and Mary”) и Стивеном Сондхаймом (“Send in the Clowns”).

Чему Ферри за свою музыкальную карьеру научился хорошо, так это вовремя останавливаться. Уже который альбом он пишет по принципу «Краткость – сестра таланта». Ферри предпочитает оставить слушателя в состоянии легкого голода по своему таланту, нежели перекормить его. Песни в среднем длятся три – максимум пять минут, поэтому и альбом весь – довольно короткий, не затянутый, он слушается легко и его хочется переслушать. Это можно сделать здесь https://www.youtube.com/watch?v=hJIZSG4nKdk.

Все традиционные музыкальные приемы Ферри в этом альбоме имеются: неизменный «блеющий» фронт-вокал Ферри, многочисленные «квакающие» гитары, сложная бас-гитарная секция, обольстительный женский бэк-вокал, электронная гладкость звука, общая гламурность и танцевальность проекта. В многослойной гитарной секции обычно занято особенно много музыкантов: до шести человек на одну песню. Список музыкантов, участвующих в создании альбомов Ферри, всегда впечатляет, соответственно и качество музыки очень высокое. В песне Lost, например, одну из гитарных партий исполняет лидер знаменитой группы Dire Straits Марк Нопфлер.
Кейт Мосс - с обложки одного из альбомов Брайана Ферри
Не подкачал Брайан Ферри и в текстовой части альбома. Его лирика как обычно многозначительна, меланхолична и имеет легкий налет эротизма. Вот например мой литературный перевод первой песни Loop De Li (И так всегда):

Проснулась / Очнулась / С кем ты была? / Все странно / Туманно / Любовь ушла.
Нельзя раз- / вернуться / Назад нельзя / Прохладно / И пусто / Закрой глаза.
Я знаю / Ты знаешь / Напрасно все / Все было / Все будет / Река течет.
Ты ждешь и / решаешь / Идти куда / Все сложно / Невозможно / И так всегда.

Иначе говоря, проблем (читай «мужчин») в жизни так много, и они такие сложные, что чем что-то решать, легче напудрить носик и отправиться в бутик выбирать себе дорогое нижнее белье! Если представить на месте героини этих переживаний красотку модельной худобы желательно с черной и страшно породистой собакой, то получится образ этого альбома. Именно его Ферри создает в официальном видео песни “Johnny and Mary”, https://www.youtube.com/watch?v=Din_eWjJWe0.
Искусство Пола Колина, 1927 год
“The Jazz Age”

Есть у Ферри страсть, которую я вполне разделяю. Это его интерес к культуре начала 20-го века. Брайану Ферри особенно нравится джаз, который он любит исполнять в своих альбомах. “The Jazz Age” это уже второй альбом после “As Time Goes By” (1999) целиком посвященный этому стилю. В альбоме “As Time Goes By” Ферри исполнил знаменитые джазовые стандарты, а в “The Jazz Age” – свои песни, аранжированные в стиле Ревущих Двадцатых, то есть с пианино, банджо и кларнетом. Весь альбом можно послушать здесь https://www.youtube.com/watch?v=X041knWcmMU. Официально исполнителем альбома записан Оркестр Брайана Ферри, и нет сомнения, чья энергия и творческий замысел лежит в основе этого проекта.

В каком-то смысле джаз был эскапизмом, который так любит Ферри. Корабль цивилизации тонул в начале 20-го века как Титаник, но его джаз-банда продолжала играть музыку, и чем громче раздавались вопли отчаяния, тем громче играла банда, чтобы их заглушить. Ферри любит уводить слушателя от сложности жизни в туманные красивые дали, какие, например, предполагаются на легендарном райском острове Авалон. Этот стильный эскапизм был подмечен и оценен Базом Лурманом, режиссером новой голливудской постановки «Великого Гэтсби» с Леонардо ди Каприо в главной роли загадочного миллионера Джея Гэтсби. Многие композиции для звуковой дорожки фильма исполнил Оркестр Брайана Ферри.
Пол Колин, из портфолио "Tumulte Noir"
Только что закончилась разрушительная и бессмысленная мировая война, Уолл-стрит вот-вот обрушится, дав начало Великой Депрессии, а во дворце Великого Гэтсби, щедрого молодого миллионера с процветающим, но темным бизнесом, гремит самый модный джаз и устраиваются бесконечные грандиозные вечеринки. Как подходяще, что в этой безумной пляске улавливается такой золотой хит Ферри как “Love is the Drug”! Но веселью не суждено длиться долго. Джордж Уилсон убивает Гэтсби, и на его похороны не приходит практически никто из тех, кто еще вчера так веселился за счет расточительного нувориша. Автор «Великого Гэтсби» Фитцджеральд предостерегает от злоупотребления американской мечтой, и это предостережение звучит одинаково справедливо как для Америки, так и для России: с чистого листа начинать строить нечто грандиозное это хорошо, но если задуманные цели достигаются неправедными способами – нелегальными сделками, нечеловеческой эксплуатацией работников или воровством чужой жены – то основа проекта от этого сильно разрушается. Есть большая вероятность, что трещинка развалит такой дворец мечты, и мало кто о нем потом вспомнит добрым словом.

Под общим творческим руководством Брайана Ферри, в аранжировке прекрасного пианиста Колина Гуда (Colin Good) и в исполнении отличных музыкантов Оркестра, джаз-версии песен Ферри звучат неожиданно и свежо. “The Jazz Age” не поднялся выше 50-го места в британском хит-параде, но я уверен, он не исчезнет из публичного сознания, как исчезли многие группы-однодневки. В отличие от сомнительных нуворишей типа Джея Гэтсби, крепкий музыкальный профессионал и стильный денди Брайан Ферри с нами надолго, и надеюсь он еще будет одаривать нас своей уникальной музыкой.

2 comments:

  1. Добрый день, Игорь! Прочитал с большим удовольствием. Отличная статья, достойная страниц серьёзных музыкальных журналов! Рад, что Брайан Ферри по-прежнему с тобой!

    P.S. Концовка получилась немного пафосной. Ферри бы не одобрил... :-)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо на добром слове! А ты слышал эти альбомы? Уже после написания статьи я выяснил, что звуковая дорожка к фильму Великий Гэтсби, это как Jazz Age part 2 - полноценный диск отдельных композиций ОБФ. Сейчас бы я эти два диска объединил в статье.

      Delete