Thursday 24 September 2015

Псалом 8 (Псалтирь для чайников)

Возможно такое небо видел Давид, когда был пастухом
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Давида.
2 Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!
3 Младенцы и грудные дети хвалят Тебя, чтобы сделать безмолвным врага и мстителя.
4 Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты создал,
5 то удивляюсь: что есть человек, что Ты помнишь о нем и заботишься о нем?
6 Человека Ты лишь чуть ниже сделал, чем Ангелов: славою и честью увенчал его;
7 поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его:
8 овец и волов всех, и также полевых зверей,
9 птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями.
10 Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!

О Золотом Веке

Восьмой псалом является хвалебной песнью Царя Давида, в которой он воспевает Золотой Век. Известно, что Золотой Век – это представление, которое близко мифологии многих народов. Оно повествует о блаженном состоянии первобытного человечества, которое жило в полной гармонии с окружающей природой. Псалмист отмечает близость человека к Богу и ангелам в таком состоянии. Царь Давид не понаслышке знал о Золотом Веке, потому что он его испытал лично в бытность свою пастухом, когда он беззаботно пас овец, смотрел по ночам на звездное небо, и играл на дудочке (Гефском орудии из первой строфы псалма). Этот рай он впоследствии потерял, попав в большую политику и став жертвой бессмысленной подозрительности царя Саула (подробнее об этой части жизни Давида смотрите «Псалом 7», http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/09/7.html). Библия имеет свою версию Золотого Века – прекрасный Эдемский Сад, где Бог-Творец повелел Адаму и Еве владычествовать «над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28).

(Однако, несмотря на такое Высочайшее повеление, Сатана в образе пресмыкающейся твари, которая тоже должна быть в подчинении у человека, толкнул человека на мятеж против Бога. В результате первые люди были изгнаны из Эдемского сада и потеряли свой рай. Таким образом владычество человека над природой в той благостной и заботливой форме, какую предполагал Бог, не состоялось).

Идея Золотого Века ближе к нам, нежели мы думаем. Золотой Век – это не только ветхозаветное предание. Любой из нас, вспоминая свою жизнь может припомнить времена, когда «травка была зеленее» и «солнышко блестело ярче». Практически любой жизненный процесс начинается с этого чистого ощущения, которое впоследствии теряется, уступая место искушенности и цинизму. Здесь можно назвать детство, первые классы школы, медовый месяц и т.д. Возможно во время самого детства у человека не все было так гладко, как хотелось бы, но впоследствии дурные воспоминания стираются, а остаются только приятные. Из этих воспоминаний о приятных, но ушедших временах и складывается ощущение Золотого Века человеческой жизни в исторической перспективе. Поэтому неслучайно упоминание детей в этом псалме. Дети это как бы жители Эдемского сада, которые сейчас находятся в своем Золотом Веке и испытывают его благодать. Они этого конечно же не понимают, но понимаем мы, их родители.

Золотой Век впоследствии проходит, уступая место повседневной реальности, которая в греческой мифологии называется Железным Веком. Согласно древнегреческому историку Гесиоду, Железному Веку характерен труд и страдания. Мы редко осознаем, когда что-то хорошее имеем, но начинаем понимать это, когда это хорошее теряем. Иначе говоря, Золотой Век отчетливее всего ощущается в прошедшем времени. Золотой Век также трудно увидеть в своей настоящей жизни, но он опять же отчетливо виден в жизни окружающих. Таковы его странные особенности. Многим свойственно поныть, поплакаться о своем настоящем, но когда оно меняется, то выясняется, что все было очень даже неплохо. Отсюда распространенное желание «открыть» кому-то глаза, если они начинают «неприлично» радоваться жизни.

Стоит ли разубеждать людей, которые сейчас испытывают некое счастье, что через некоторое время они его неминуемо лишатся? Наверное нет, если эти приятные ощущения не основаны на грехах. Не стоит ускорять течение событий и лишать человека сладких минут. «Всему свое время: раскидывать камни и собирать их», - говорил сын Давида Соломон в Книге Экклезиаста. Бог определяет, как долго можно «раскидывать камни», и когда становится необходимым их «собирать». Для Давида было отмерено время, когда он пастушествовал, когда его карьера при дворе царя Саула стремительно взлетела, когда он стал жертвой преследований Саула, когда он занял его престол и т.д. Восьмой псалом посвящен «пастушескому», может быть наиболее счастливому, периоду жизни Давида. Этот период не мог длиться вечно, но он имел место, и в этом псалме Давид вспоминает свои блаженные ощущения того времени, и благодарит Господа за то, что Он послал эти сладостные годы Давиду. Эта благодарность Богу за счастливые моменты нашей жизни, за «наполненную часть стакана» нашего настоящего и прошлого и есть, наверное, главный посыл этого псалма.
Икона "Иисус и дети"
О детской непосредственности

Третья строфа восьмого псалма является источником популярной фразы «устами младенцев глаголет истина». Сейчас эта расхожая фраза означает, что дети временами могут говорить удивительные и мудрые вещи, хотя в библейском оригинале у этой фразы другой смысл. Давид хочет сказать, что "младенцы", которые еще не подверглись растлению грехом, инстинктивно чувствуют величие Божие, разлитое во вселенной. В этом же духе дети искренне реагировали на Христа в начале Страстной Недели. Описание этой сцены мы читаем в Евангелии от Матфея. Любопытно, что Иисус здесь ссылается на псалом 8, создавая преемственность Ветхого и Нового Заветов: «Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Матф. 21:15-16).

Толкователь Библии А.П. Лопухин так замечательно откомментировал эту строфу восьмого псалма, объясняя ее пророческую сущность: «Премудрость, сила Божия, открывается и детям, и не всегда, потому, опытность житейская и возраст человека служат показателями безошибочности его суждений и поступков, что и обнаружилось в истории жизни Христа, воспеваемого детьми, как Сына Божия, тогда как отцы этих детей, отрицая Его божественное достоинство, в это время строили планы Его гибели. Таким образом, указанный факт является прообразом, где в историческом явлении указаны черты будущего события из жизни Мессии, почему и означенный стих псалма, как предуказание, приводится в Ев. Матфея».

Под "младенцами" можно, кстати, понимать и неиспорченных, чистых душою, взрослых, которые, подобно детям, доверчиво вручают себя Богу. Все таковые веруют беззаветно, немудрственно, и перед их верой вынуждены умолкнуть "враг и мститель". Так или иначе, мысль здесь та же, что выражена апостолом Павлом в 1-Кор. 1:27: "Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное" (где под "мудрыми" и "сильными" подразумеваются те, кто считают себя таковыми, будучи одержимы гордыней).

О важности по-детски открытого приятия Божественной истины – среди детей или взрослых – писал святитель Феофан Затворник: «В делах веры и спасения не философия требуется, а детское приятие Божественной истины. Умишко надо ногами потоптать, вот как на картине Михаил Архангел топчет сатану Михаил Архангел – это ум, покорный истине Божией, а сатана – это ум возмутившийся, суемудренный, от которого все революции, и в семействах, и в Церкви…».

Таким образом знаменитая фраза, которую мы ограничиваем только неожиданными детскими высказываниями, уходит корнями в Библию и означает нечто гораздо большее. Суть ее пояснил сам Христос, когда Он говорил: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Матф. 18:3).
Памятник Серафиму Саровскому в Екатеринбурге
О духовных подвигах

В восьмом псалме Давид высказывает восхищение перед Божественной премудростью, которая создала «небеса», звезды и планеты, а говоря современным языком – вселенную. Даже на фоне одной галактики Млечный Путь, частью которой является Солнечная Система, видно, насколько по физическому размеру наш мир мелок и несущественен. Однако физические пропорции меняются, стоит нам взглянуть на Вселенную в метафизической, то есть религиозной перспективе. Будучи глубоко религиозным Давид изменение этих пропорций отмечает. Соринка Вселенной человек наделен сознанием, физическим и духовным содержанием, которые по своей сути и потенциалу имеют для Бога-Созидателя ничуть не меньшую, а то и большую ценность, чем вся остальная Вселенная вместе взятая. Иначе чего бы Он тут с нами возился с начала времен?! Да все потому, что когда Бог начинает получать эту скрытую в нас ценность, радости и благодарности Его нет конца!

Мысль о бесконечных возможностях человека заложена во многих устоявшихся светских выражениях, которые потеряли свое оригинальное религиозное значение, например английское “Sky’s the Limit”, или русское «Нет предела совершенству», «Покорить можно любую вершину», «Не останавливайся на достигнутом» или даже «Бог вам судья». Мы постоянно слышим о каких-то новых физических или духовных достижениях человека, но редко кто осознает, что только настоящая вера способна подвигать большое количество людей на великие, многочисленные, регулярные подвиги. Например, не только преподобный Серафим Саровский тысячу дней стоял на камне молясь (попробуй постой в этой позе хотя бы 10 минут, предложил я себе огорченно, когда увидел изображение скульптуры старцу в Екатеринбурге). Подобного рода подвиги совершали и другие святые: Симеон Столпник, Серафим Вырицкий и т.д. Жития святых рассказывают о множестве потрясающих подвигов во имя Христа, среди которых имелось и настоящее великое мученичество. Бывало, конечно, что и ломались верующие, но ведь очень многие с честью выдерживали выпавшие на их долю испытания! Те же, кто несли свой крест до конца, получали награду, лучше которой ничего нет и быть не может: прижизненное блаженство, а после смерти – жизнь вечную. (Очень интересную статью о том, как поменялось мученичество между Христовыми временами и современностью, читайте в статье Георгия Великанова «От Пасхи к Голгофе», http://www.pravoslavie.ru/put/82034.htm).

О доступности духовных подвигов для любого человека и о громадном возврате духовных вложений поэтично писал святитель Феофан Затворник в одном из своих писем из сборника «Что такое духовная жизнь, и как на нее настроиться»: «А вот и еще маленький очерк просветленного благодатию внутреннего состояния [из Макария Великого].

“Когда душа взойдет к совершенству Духа, совершенно очистившись от всех страстей, и, в неизреченном общении пришедши в единение и растворение с Духом Утешителем и сорастворяемая Духом, сама сподобится стать духом, тогда делается она вся светом, вся — оком, вся — радостию, вся — упокоением, вся — любовию, вся — милосердием, вся — благодатию и добротою”.

Вот чего добивались и чего достигнуть старались св. подвижники! Согласитесь, что было и есть из-за чего трудиться. Но ведь доступ в эту область всем открыт. Это — не заповедный луг или сад. Всем обетованы такие блага, и задаток дан на стяжание их — благодать Св. Духа в Крещении и Миропомазании. За нами стоит только порыться в себе и достать сие сокровище. Клад в нашем саду: только лопату взять и начать рыть. С первых же ударов заступа начнет позвякивать сребро и злато. А там — глядь — вот и все сокровище. Радости тогда меры не будет.

Ну! За чем же теперь у нас с вами дело стоит?!»

No comments:

Post a Comment