Friday 6 March 2015

Псалом 5 (Псалтирь для чайников)

"Каин", скульптор - Анри Видаль, Франция
1. Начальнику хора
И духовых инструментов.
Псалом Давида:

2. Услышь, Господи, слова мои,
уразумей помышления мои.

3. Внемли воплю моему,
Царь мой и Бог мой!
Ибо я Тебе молюсь.

4. Господи! Услышь голос мой, —
Я стою перед Тобою, и покорно жду.

5. Я знаю, что Ты не любишь беззакония.
Злому не будет с Тобой удачи;

6. А нечестивые не выдержат Твоего взгляда:
Ты ненавидишь всех, презирающих Твой Закон.

7. Ты погубишь говорящих ложь.
Кровожадному и коварному будет плохо от Тебя.

8. А я, по великой милости Твоей,
войду в дом Твой,
С трепетом поклонюсь святому храму Твоему.

9. Господи! веди меня к правде Твоей,
Выпрями мой путь к Тебе,
Чтобы этим самым мне победить моих врагов.

10. Ибо нет в устах их истины:
Несут они только смерть,
Рот у них — открытый гроб,
Вот подлинный смысл их лести.

11. Осуди их, Боже!
Да падут они от замыслов своих;
по множеству своих грехов,
Боже, отвергни их,
ибо они восстали против Тебя.

12. Но возрадуются все уповающие на Тебя,
И вечно будут ликовать,
А Ты будешь покровительствовать им.
И будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.

13. Ибо Ты благословляешь праведника, Господи;
Своей доброй волей, как щитом,
венчаешь и защищаешь его.

О православном Часослове
Пятый псалом входит в состав особой церковной службы: часов. Часы состоят из первого, третьего, шестого и девятого часов. Во время первого часа читаются 5, 89 и 100 псалмы. Википедия сообщает, что часы это христианские общественные богослужения, молитвословия, освящающие определённое время суток. Каждый из часов состоит из трёх псалмов, нескольких стихов и молитв, подобранных соответственно к каждой четверти дня и к особенным обстоятельствам страданий Спасителя. Часы входят в суточный богослужебный круг, их полные тексты содержатся в Часослове.

Часы читаются во время вечерней субботней службы (всенощной). Я стараюсь регулярно ходить на всенощную службу, где читаю часы. Поэтому текст пятого псалма мне хорошо знаком, как знакомы и псалмы, которые я там же читаю во время Шестопсалмия (подробно о Шестопсалмии я писал в статье про третий псалом здесь http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/12/3.html).

Эти простые факты говорят о значительном присутствии ветхозаветных текстов в православных церковных службах. Как известно, центром православной веры является Воскресение Христово из Нового Завета. Активно используя псалмы в своих службах, православная церковь подчеркивает связь Ветхого и Нового Заветов святой книги Библии. Псалтырь, пожалуй, является самым крупным связующим звеном в этом смысле.

О теодицее
Псалом 5 поднимает очень чувствительную и сложную тему, которую религиозные философы называют теодицея, т.е. философское оправдание доброты Бога, несмотря на наличие зла в мире. Прочитав этот псалом, хочется задать такой вот вопрос: Как же Бог погубит «кровожадного и коварного», если, скажем, фашистский каратель Иван Демьянюк, ответственный за убийство множества людей в концлагере Собибор, дожил себе спокойненько до глубоких седин и умер в почтенном возрасте 92 года, правда, попав в конце жизни на скамью подсудимых? Как Бог мог допустить такое? И сколько еще других таких злодеев, убийц и упырей живет на свете, совершенно ни от чего не страдая, а наоборот, наслаждаясь жизнью? Наверняка очень много. И что же Бог делает по этому поводу?

Во-первых, конечно судить действия Бога глупо и неправильно. Те, кто склонен к этому, являются жертвой главного смертного греха гордыни. Если в душе возникают сомнения или раздражения действиями Бога, в этом нужно незамедлительно покаяться и возненавидеть этот грех. Тогда есть надежда, что Бог простит подобную наглость со стороны тех, кого Он создал.

Те же, кто Бога не осуждает, проявляют смирение, которое я обсуждал более детально в статье про четвертый псалом (http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/03/4.html). Смиренный человек воспринимает все с благодарностью, хотя о таких вещах лучше не рассуждать с легкостью, поскольку испытания могут выпасти самые страшные. Здесь лучше всего задуматься о том, каким на самом деле великим и сложным подвигом является настоящее смирение.

Обычный ответ на сложную проблему теодицеи таков. Преподобный Силуан Афонский писал: «Господь любит людей, но посылает скорби, чтобы люди познали немощь свою и смирились, и за смирение свое приняли Святого Духа». Иначе говоря, через страдания можно обрести смирение, и через смирение можно укрепить свою веру. Те, кто приносят страдания другим, будут иметь свой частный Божий суд, когда умрут. И, как говорится, спаси их тогда Бог, потому что подкупить и обмануть никого уже будет невозможно, все их деяния будут выставлены напоказ, и кара за их грехи последует максимально справедливая и вечная.

Нам же однако хочется, чтобы кара постигла злодеев уже при этой жизни, чтобы мы были свидетелями этой кары, чтобы она была страшная, и чтобы мы вдоволь упились бы ею – одно это описание говорит о том, что радость мести это не самое христианское чувство. К тому же, как уже давно отмечено, месть не воскрешает убитых и не возвращает потерянное.

Вышеописанные способы наказания «при жизни» – человеческие, греховные по своей сути, отвечающие скорее низменым, нежели высоким душевным порывам. Бог наказывает не так. Он не злится, не ругается и не мечет молнии и громы (хотя такое иногда случается, как например в случае с Содомом и Гоморрой). Его кара состоит в том, что Он отдаляет грешника от Себя, отворачивается от него. Скажем, Бог не уничтожил физически Каина за то, что тот убил невинного Авеля и затем соврал об этом. Более того, Он запретил кому-либо убивать Каина, заклеймив того знаменитой каиновой печатью: «И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт. 4:15). Затем пошёл Каин от лица Господня на восток от Эдема, женился, обзавелся кучей детей, и жил еще очень долго. Апокрифы (неканонические религиозные тексты) сообщают о дальнейшей жизни Каина следующие любопытные факты. Бог проклял не только Каина, но и землю, на которую Каин будет ступать. Поэтому Каин не смог после убийства заниматься натуральным хозяйством. Чтобы как-то жить, он основал новую форму человеческого существования: стал строить города. Впоследствии Каина случайно убил в лесу его же потомок Ламех, принявший обросшего Каина за дикого зверя. Все потомство Каина погибло во время Великого Потопа.

Несомненно, что у Каина в душе всю его жизнь был самый настоящий ад. После убийства он стал отверженным, изгоем, вместо того, чтобы быть любимцем Бога. А поскольку Каин прекрасно знал, что значит быть любимцем Бога, и как это здорово (иначе бы он не убивал Авеля), у Каина была, так сказать, перспектива на свою жизнь изгоя. Он знал как все могло быть «хорошо», и как в отношении этого «хорошо», ему было «плохо», каким гигантским был масштаб его личного падения. Это должно быть тяжелым знанием, с которым очень сложно жить, и Каин жил с ним долго. Ну и после его смерти Каина уже ожидали наверняка страдания другого рода, поскольку вряд ли такого грешника примут в Рай, если только он не раскается, чему нет свидетельств. Так что Бог по-Своему и очень сурово покарал Каина, и лучше никому не заслуживать себе такой кары.

Существует еще одна точка зрения на проблему теодицеи. Поскольку люди греховны по своей сути, и мир с каждым днем все глубже погрязает во грехе, мы заслуживаем все то плохое, что с нами происходит. Не Бог творит зло, а мы. «Несправедливость» этого мира, соответственно, это его само собой разумеющееся состояние, и мы – его часть. Нужно сделать над собой серьезное усилие, чтобы стать частью добра и иметь хотя бы какое-то моральное право на победу добра в этой жизни. Если какие-то события вызывают душевную боль, в первую очередь спрашивать нужно с себя: а что я сделал, чтобы это событие не произошло? Сделал ли я все возможное, чтобы его предотвратить? Не смалодушничал ли я сам, не струсил ли, не поленился ли, не успокоил ли себя каким-нибудь обманом? Такой недавней душевной болью для меня было убийство борца со злом в России Бориса Немцова. Когда я себе задаю эти вопросы, то понимаю, что у меня нет достойного ответа ни на один из них. Следовательно Бог здесь не при чем, я сам способствовал этому убийству, как ни тяжело это осознавать.

Однако добро существует, и его «удельный вес» продолжает увеличиваться. Тому есть точные статистические подтверждения, которые обсуждаются в статье "Книга Стивена Пинкера «Ангелы человеческой природы: О причинах спада насилия»" (http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/08/blog-post_16.html). Кроме того, в нашей жизни есть место как великим злодеяниям, так и великим чудесам. В этом есть проявление Великой Божьей милости к нам, грешникам. Об этом нужно думать и за это нужно благодарить Создателя, а не приставать к Нему с вопросами «Почему Ты позволяешь то или это?»

Иногда, правда, происходят события, которые объяснить или предотвратить нет никакой возможности. Я имею в виду чудовищные катастрофы, землетрясения, цунами, извержения вулканов. Вот, например, Лиссабонское землетрясение 1755 года: 80 тысяч жертв за 6 минут. Или землетрясение и цунами в Индийском океане в 2004 году: общее количество погибших превысило 235 тысяч человек. Или землетрясение на Андреяновских островах (Аляска) 1957 года, и вызванное им извержение вулкана Всевидова: сотни погибших, множество разрушенных православных церквей. Список можно продолжать долго. Чем провинились погибшие люди, за что разрушены православные церкви в Аляске? Удовлетворительного ответа на эти вопросы нет. Тем, кто погибли в этих катастрофах, вопросы теодицеи теперь безразличны. Тем, кто выжил, скорее придет в голову благодарить Бога за Его милость к ним лично, нежели ломать голову над философским осмыслением происшедшего.

Вот хорошая мысль для тех, кто хочет порассуждать о теодицее: почему бы не поразмыслить о роли Всевышнего не в катастрофах, которые СЛУЧИЛИСЬ, а в катастрофах, которые НЕ СЛУЧИЛИСЬ. Такие могли произойти в последнее время часто, гораздо чаще чем разрушительные землетрясения и т.д. Частично этой темы я касался в статье «Кто умнее: люди или динозавры,» (http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/06/blog-post.html), а подробно она рассмотрена в статье Википедии под названием «Случаи ложного срабатывания систем предупреждения о ракетном нападении» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Случаи_ложного_срабатывания_систем_предупреждения_о_ракетном_нападении). Масштаб этих чудесных случаев гораздо больше масштаба самого крупного землетрясения и цунами вместе взятых. Речь здесь идет о судьбе всего человечества, которое не раз чудесным образом было спасено от ядерной катастрофы. Размышлять на эту тему очень душеполезно. Полезно также вспоминать слова Иисуса Христа из Нагорной Проповеди, где Он, в сущности, решил проблему теодицеи в нескольких словах: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». (Мф. 5:44-48).

1 comment:

  1. Re: “So why did God allow so many to die in Las Vegas?” Times Colonist, Oct. 7.

    The Bible has the answers and they are not complicated.
    First of all, the physical, chemical and all other “laws of nature” set in motion by God at creation do not change for our convenience. Their constancy keeps us alive and can kill us. Too little water and you die; too much and you drown. The friendly fire that warms, when out of control, kills.
    Hurricanes, tornadoes, volcanic eruptions, floods are all natural occurrences. We know that, but we still choose to live in areas where we know they will be repeated seasonally.
    As far as the tragedy in Las Vegas is concerned: God had nothing to do with it. If we wish to blame God in any way, we can say it was His fault because He gave us our free will. But who among us would want to be an automaton?
    God does allow tragedies to happen; that’s true. Sometimes, according to Bible history, He causes them. But consider that in the 20th century, more than 200 million deaths were caused by wars, personal violence and mankind’s inhumanity to each other.
    The world will continue to turn. Gravity will continue to do its job. The sun and moon will appear and disappear right on schedule. Mankind will continue to exercise free will for good or evil.
    God will still be in His heaven whether we choose to praise, blaspheme or ignore Him. He gave us the free will to choose which it will be.
    Jack Clover
    Victoria
    http://www.timescolonist.com/opinion/letters/god-gave-us-free-will-to-choose-good-or-evil-1.23062115

    ReplyDelete