Friday, 6 March 2015

Псалом 5 (Псалтирь для чайников)

"Каин", скульптор - Анри Видаль, Франция
1. Начальнику хора
И духовых инструментов.
Псалом Давида:

2. Услышь, Господи, слова мои,
уразумей помышления мои.

3. Внемли воплю моему,
Царь мой и Бог мой!
Ибо я Тебе молюсь.

4. Господи! Услышь голос мой, —
Я стою перед Тобою, и покорно жду.

5. Я знаю, что Ты не любишь беззакония.
Злому не будет с Тобой удачи;

6. А нечестивые не выдержат Твоего взгляда:
Ты ненавидишь всех, презирающих Твой Закон.

7. Ты погубишь говорящих ложь.
Кровожадному и коварному будет плохо от Тебя.

8. А я, по великой милости Твоей,
войду в дом Твой,
С трепетом поклонюсь святому храму Твоему.

9. Господи! веди меня к правде Твоей,
Выпрями мой путь к Тебе,
Чтобы этим самым мне победить моих врагов.

10. Ибо нет в устах их истины:
Несут они только смерть,
Рот у них — открытый гроб,
Вот подлинный смысл их лести.

11. Осуди их, Боже!
Да падут они от замыслов своих;
по множеству своих грехов,
Боже, отвергни их,
ибо они восстали против Тебя.

12. Но возрадуются все уповающие на Тебя,
И вечно будут ликовать,
А Ты будешь покровительствовать им.
И будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.

13. Ибо Ты благословляешь праведника, Господи;
Своей доброй волей, как щитом,
венчаешь и защищаешь его.

О православном Часослове
Пятый псалом входит в состав особой церковной службы: часов. Часы состоят из первого, третьего, шестого и девятого часов. Во время первого часа читаются 5, 89 и 100 псалмы. Википедия сообщает, что часы это христианские общественные богослужения, молитвословия, освящающие определённое время суток. Каждый из часов состоит из трёх псалмов, нескольких стихов и молитв, подобранных соответственно к каждой четверти дня и к особенным обстоятельствам страданий Спасителя. Часы входят в суточный богослужебный круг, их полные тексты содержатся в Часослове.

Часы читаются во время вечерней субботней службы (всенощной). Я стараюсь регулярно ходить на всенощную службу, где читаю часы. Поэтому текст пятого псалма мне хорошо знаком, как знакомы и псалмы, которые я там же читаю во время Шестопсалмия (подробно о Шестопсалмии я писал в статье про третий псалом здесь http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/12/3.html).

Эти простые факты говорят о значительном присутствии ветхозаветных текстов в православных церковных службах. Как известно, центром православной веры является Воскресение Христово из Нового Завета. Активно используя псалмы в своих службах, православная церковь подчеркивает связь Ветхого и Нового Заветов святой книги Библии. Псалтырь, пожалуй, является самым крупным связующим звеном в этом смысле.

О теодицее
Псалом 5 поднимает очень чувствительную и сложную тему, которую религиозные философы называют теодицея, т.е. философское оправдание доброты Бога, несмотря на наличие зла в мире. Прочитав этот псалом, хочется задать такой вот вопрос: Как же Бог погубит «кровожадного и коварного», если, скажем, фашистский каратель Иван Демьянюк, ответственный за убийство множества людей в концлагере Собибор, дожил себе спокойненько до глубоких седин и умер в почтенном возрасте 92 года, правда, попав в конце жизни на скамью подсудимых? Как Бог мог допустить такое? И сколько еще других таких злодеев, убийц и упырей живет на свете, совершенно ни от чего не страдая, а наоборот, наслаждаясь жизнью? Наверняка очень много. И что же Бог делает по этому поводу?

Во-первых, конечно судить действия Бога глупо и неправильно. Те, кто склонен к этому, являются жертвой главного смертного греха гордыни. Если в душе возникают сомнения или раздражения действиями Бога, в этом нужно незамедлительно покаяться и возненавидеть этот грех. Тогда есть надежда, что Бог простит подобную наглость со стороны тех, кого Он создал.

Те же, кто Бога не осуждает, проявляют смирение, которое я обсуждал более детально в статье про четвертый псалом (http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/03/4.html). Смиренный человек воспринимает все с благодарностью, хотя о таких вещах лучше не рассуждать с легкостью, поскольку испытания могут выпасти самые страшные. Здесь лучше всего задуматься о том, каким на самом деле великим и сложным подвигом является настоящее смирение.

Обычный ответ на сложную проблему теодицеи таков. Преподобный Силуан Афонский писал: «Господь любит людей, но посылает скорби, чтобы люди познали немощь свою и смирились, и за смирение свое приняли Святого Духа». Иначе говоря, через страдания можно обрести смирение, и через смирение можно укрепить свою веру. Те, кто приносят страдания другим, будут иметь свой частный Божий суд, когда умрут. И, как говорится, спаси их тогда Бог, потому что подкупить и обмануть никого уже будет невозможно, все их деяния будут выставлены напоказ, и кара за их грехи последует максимально справедливая и вечная.

Нам же однако хочется, чтобы кара постигла злодеев уже при этой жизни, чтобы мы были свидетелями этой кары, чтобы она была страшная, и чтобы мы вдоволь упились бы ею – одно это описание говорит о том, что радость мести это не самое христианское чувство. К тому же, как уже давно отмечено, месть не воскрешает убитых и не возвращает потерянное.

Вышеописанные способы наказания «при жизни» – человеческие, греховные по своей сути, отвечающие скорее низменым, нежели высоким душевным порывам. Бог наказывает не так. Он не злится, не ругается и не мечет молнии и громы (хотя такое иногда случается, как например в случае с Содомом и Гоморрой). Его кара состоит в том, что Он отдаляет грешника от Себя, отворачивается от него. Скажем, Бог не уничтожил физически Каина за то, что тот убил невинного Авеля и затем соврал об этом. Более того, Он запретил кому-либо убивать Каина, заклеймив того знаменитой каиновой печатью: «И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт. 4:15). Затем пошёл Каин от лица Господня на восток от Эдема, женился, обзавелся кучей детей, и жил еще очень долго. Апокрифы (неканонические религиозные тексты) сообщают о дальнейшей жизни Каина следующие любопытные факты. Бог проклял не только Каина, но и землю, на которую Каин будет ступать. Поэтому Каин не смог после убийства заниматься натуральным хозяйством. Чтобы как-то жить, он основал новую форму человеческого существования: стал строить города. Впоследствии Каина случайно убил в лесу его же потомок Ламех, принявший обросшего Каина за дикого зверя. Все потомство Каина погибло во время Великого Потопа.

Несомненно, что у Каина в душе всю его жизнь был самый настоящий ад. После убийства он стал отверженным, изгоем, вместо того, чтобы быть любимцем Бога. А поскольку Каин прекрасно знал, что значит быть любимцем Бога, и как это здорово (иначе бы он не убивал Авеля), у Каина была, так сказать, перспектива на свою жизнь изгоя. Он знал как все могло быть «хорошо», и как в отношении этого «хорошо», ему было «плохо», каким гигантским был масштаб его личного падения. Это должно быть тяжелым знанием, с которым очень сложно жить, и Каин жил с ним долго. Ну и после его смерти Каина уже ожидали наверняка страдания другого рода, поскольку вряд ли такого грешника примут в Рай, если только он не раскается, чему нет свидетельств. Так что Бог по-Своему и очень сурово покарал Каина, и лучше никому не заслуживать себе такой кары.

Существует еще одна точка зрения на проблему теодицеи. Поскольку люди греховны по своей сути, и мир с каждым днем все глубже погрязает во грехе, мы заслуживаем все то плохое, что с нами происходит. Не Бог творит зло, а мы. «Несправедливость» этого мира, соответственно, это его само собой разумеющееся состояние, и мы – его часть. Нужно сделать над собой серьезное усилие, чтобы стать частью добра и иметь хотя бы какое-то моральное право на победу добра в этой жизни. Если какие-то события вызывают душевную боль, в первую очередь спрашивать нужно с себя: а что я сделал, чтобы это событие не произошло? Сделал ли я все возможное, чтобы его предотвратить? Не смалодушничал ли я сам, не струсил ли, не поленился ли, не успокоил ли себя каким-нибудь обманом? Такой недавней душевной болью для меня было убийство борца со злом в России Бориса Немцова. Когда я себе задаю эти вопросы, то понимаю, что у меня нет достойного ответа ни на один из них. Следовательно Бог здесь не при чем, я сам способствовал этому убийству, как ни тяжело это осознавать.

Однако добро существует, и его «удельный вес» продолжает увеличиваться. Тому есть точные статистические подтверждения, которые обсуждаются в статье "Книга Стивена Пинкера «Ангелы человеческой природы: О причинах спада насилия»" (http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/08/blog-post_16.html). Кроме того, в нашей жизни есть место как великим злодеяниям, так и великим чудесам. В этом есть проявление Великой Божьей милости к нам, грешникам. Об этом нужно думать и за это нужно благодарить Создателя, а не приставать к Нему с вопросами «Почему Ты позволяешь то или это?»

Иногда, правда, происходят события, которые объяснить или предотвратить нет никакой возможности. Я имею в виду чудовищные катастрофы, землетрясения, цунами, извержения вулканов. Вот, например, Лиссабонское землетрясение 1755 года: 80 тысяч жертв за 6 минут. Или землетрясение и цунами в Индийском океане в 2004 году: общее количество погибших превысило 235 тысяч человек. Или землетрясение на Андреяновских островах (Аляска) 1957 года, и вызванное им извержение вулкана Всевидова: сотни погибших, множество разрушенных православных церквей. Список можно продолжать долго. Чем провинились погибшие люди, за что разрушены православные церкви в Аляске? Удовлетворительного ответа на эти вопросы нет. Тем, кто погибли в этих катастрофах, вопросы теодицеи теперь безразличны. Тем, кто выжил, скорее придет в голову благодарить Бога за Его милость к ним лично, нежели ломать голову над философским осмыслением происшедшего.

Вот хорошая мысль для тех, кто хочет порассуждать о теодицее: почему бы не поразмыслить о роли Всевышнего не в катастрофах, которые СЛУЧИЛИСЬ, а в катастрофах, которые НЕ СЛУЧИЛИСЬ. Такие могли произойти в последнее время часто, гораздо чаще чем разрушительные землетрясения и т.д. Частично этой темы я касался в статье «Кто умнее: люди или динозавры,» (http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/06/blog-post.html), а подробно она рассмотрена в статье Википедии под названием «Случаи ложного срабатывания систем предупреждения о ракетном нападении» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Случаи_ложного_срабатывания_систем_предупреждения_о_ракетном_нападении). Масштаб этих чудесных случаев гораздо больше масштаба самого крупного землетрясения и цунами вместе взятых. Речь здесь идет о судьбе всего человечества, которое не раз чудесным образом было спасено от ядерной катастрофы. Размышлять на эту тему очень душеполезно. Полезно также вспоминать слова Иисуса Христа из Нагорной Проповеди, где Он, в сущности, решил проблему теодицеи в нескольких словах: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». (Мф. 5:44-48).

No comments:

Post a Comment