Tuesday 3 March 2015

Псалом 4 (Псалтирь для чайников)

Православная икона
Благоразумного вора Раха
1. Начальнику хора
И струнных инструментов.
Псалом Давида:

2. Когда я взываю к Тебе,
услышь меня, Боже праведный!
В тесноте Ты давал мне простор.
Помилуй меня и услышь молитву мою.

3. Люди, люди!
Как долго вы будете меня ругать?
Как долго вы будете любить суету
и жизнь во лжи?

4. Знайте, что Господь
помогает Своим людям.
Господь слышит,
когда я призываю Его.

5. Гневаясь, помните что это грех.
Проводите все свое свободное время
В размышлениях о Законе Божьем,
Утихомирьте свои страсти!

6. Отвергайте ложь,
чего бы вам это не стоило,
И уповайте на Господа.

7. Многие спрашивают:
«При ком нам будет жить хорошо?»

Явись к нам, Господи!

8. Ты меня радуешь с тех пор,
как у людей стало больше хлеба и вина.

9. Спокойно ложусь я и сплю,
ибо Ты, Господи,
один позволяешь мне
жить в безопасности.

О православном роке

Четвертый псалом предписан «хору и струнным инструментам». Это предписание напоминает о том, что в старину псалмы исполнялись как песни, под музыку. Многие псалмы – это на самом деле тексты песен, поскольку какое-либо музыкальное предписание имеют и другие псалмы, а не только этот.

Я думаю, что сегодня царь Давид предписал бы исполнение четвертого псалма рок-группе. Как известно, признаком музыкального стиля «рок» является использование музыкантами гитар (особенно электрогитар), то есть струнных инструментов. Учитывая, что предписание этого псалма включает в себя его исполнение струнными инструментами и хором, можно достаточно уверенно говорить о том, что сегодня четвертый псалом был бы создан как текст к песне в стиле православный рок.

Я думаю, что такое исполнение не навредило бы этому псалму, как вообще не вредит хорошему православному тексту. В качестве примера можно вспомнить знаменитую песню «Деревянные церкви Руси» рок-группы «Черный кофе». Ее жесткие гитарные рифы, неторопливый ритм и мощный «небесный» вокал хорошо передают какую-то неподатливость внешним воздействиям старинных русских церквей, их строгость, незамысловатость, основательность. В такой песне правильно все: и текст и музыка. Ее приятно, а не противно петь, она побуждает важные мысли. Неслучайно она стала такой популярной.

С другой стороны, меня всегда очень огорчает, когда на хорошую рок-музыку положен какой-нибудь бессмысленный или, того хуже, опасный текст. Например, знаменитой группе АС/ДС ничего не стоило бы написать отличную песню под названием “Highway to Heaven” ("Шоссе в Небеса"). Но вместо этого они написали то, что они написали, прославляя вещи, которые совершенно не нуждаются в прославлении. Для меня и для многих других верующих, которым небезразлично, что они поют или слушают, такой музыкальный материал потерян навсегда, к большому сожалению! Примерно то же самое я чувствую в отношении песен красивых, но бессмысленных. Таких песен – подавляющее большинство.

В поисках песен, которые мне не противно (а иногда и не страшно) слушать я недавно обратился к христианскому року. Если эти песни исполняются не на церковной службе (где пение должно быть только хоровым), а «для души», то я считаю, что христианский рок это очень хорошая вещь. Это музыкальное направление сегодня очень активно развивается, как в России, так и на Западе. В этом смысле музыкальным открытием недавнего времени для меня стал альбом песен к фильму «Heaven Is For Real» (его можно послушать здесь https://www.youtube.com/watch?v=Gnf1xczuOrA&list=PLXT2pBWM8DxeblhdC65wcRcOGLELqZXfd, а о фильме подробно я писал здесь: http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/12/heaven-is-for-real.html). Другой пример – отличная и совершенно свежая песня “What Are You Waiting For?” ("Чего же ты ждешь?") канадской рок-группы Nickelback. Здесь можно послушать эту песню и познакомиться с ее лирикой: https://www.youtube.com/watch?v=w-Ng5muAAcg. В песне нет ни слова о христианстве или церкви, но у нее есть посыл, который я лично воспринимаю как христианский.

Проблему несоответствия музыки и текста у современных исполнителей неплохо понимают некоторые православные священники. Пытаясь нести Слово Божье в массы, они используют современную музыку как свой инструмент, чтобы быть услышанными и понятыми молодыми людьми. Один верующий поэт написал православный ответ на очень красивую песню «Эсмеральда» из мюзикла «Нотр-Дам де Пари». Свою песню священник Сергий Киселев назвал «Анти-Эсмеральда» (https://www.youtube.com/watch?v=CoMCAW9QjJY). Как известно, в оригинальной песне Квазимодо, горбатый звонарь знаменитого Собора Парижской Богоматери, поет, что за ночь с красавицей цыганкой Эсмеральдой он готов отдать свою бессмертную душу, известно кому. Это пример текста опасного: ужасные вещи подаются под очень красивую музыку, и как-то красота музыки при этом сглаживает их ужас, делает его приемлемым, «нормальным». Мол, а что такого-то? Зато песня какая красивая! Это очень опасная ситуация.

О "нищете духа"

Библеисты называют 4-ый псалом «индивидуальным плачем», хотя повод для этого плача не совсем понятен: то ли это плохой урожай, то ли защита в суде от несправедливого обвинения. Подобного рода плачей в Псалтыри довольно много, большинство из них строится по следующему принципу: 1) О, мой Бог 2) Услышь меня и помоги мне в моей печали 3) Нечестивые меня оболгали, обокрали и т.д. 4) Но я верю в то, что Ты спасешь меня от моих несчастий.

Эта логическая последовательность имеет большой смысл. Когда псалмист страдает от внешних или внутренних причин, его беспокоит не разрешение его проблем, а то, что в своих страданиях, в своем одиночестве он отдаляется от Бога. Когда человек тревожится, он доходит в своих переживаниях до вышеупомянутых пунктов два и три. Здесь очень важно не остановиться, а найти в себе силы и мудрость сделать следующий, кажущийся совершенно нелогичным шаг: искренне перейти к следующему пункту: «Но я верю в то, что Ты спасешь меня от моих несчастий» (или в переводе на светский язык: «я сделаю то, что должен, и будь что будет»). Как говорится, живи по совести, а Бог за всем остальным присмотрит лучшим возможным образом.

Если в минуту тревоги человек может сделать этот последний шаг, возлагая свою надежду на Бога, а не на себя, если он может «спокойно лечь и спать», значит он «обнищал духом», то есть приблизился к первой Заповеди Блаженства: «Блаженны нищие духом, Ибо их есть Царствие Небесное» (Мф. 5:3). В отношении между собой и Богом «нищий духом» человек принимает тот факт, что он есть ноль, а Бог есть все, и не ропщет на судьбу – хотя это иногда так хочется делать! К подобному отношению к жизни нужно стремиться всем нам, все остальное – гордыня от лукавого.

В этой знаменитой, но плохо понятной фразе речь прежде всего идет о смирении перед Богом, подчинение Его Воле, об отказе от таких совершенно глупых и ничем необоснованных вещей, как гордыня, хвастовство. Действительно смиренный человек достигает стадии религиозного просветления, он выходит за пределы своих сиюминутных слабостей и беспокойств в такую область, где его ничем невозможно огорчить или обеспокоить. В сущности это состояние счастья, блаженства. Мы часто избегаем этого шага потому что по своей греховной сути предпочитаем беспокоиться, злиться, ругаться, бичевать себя, завидовать, пытаться формировать «свою» реальность, нежели иметь в душе мир, спокойствие, смирение, сострадание. А ведь все находится в Руке Господней!

О смирении в христианстве хорошо написано в соответствующей статье Википедии здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/Смирение_(в_христианстве). Подробно на тему духовной нищеты высказался также диакон Андрей Кураев в своей статье «Нищие духом» здесь: http://aliom.orthodoxy.ru/arch/001/001-kuraev.htm.

Ветхозаветный четвертый псалом был написан задолго до новозаветной Нагорной Проповеди, в которой Иисус перечислил Заповеди Блаженства. Однако этот псалом является еще одним подтверждением внутренней связи Ветхого и Нового Заветов.

О силе молитвы

Важной частью любого псалма-плача является молитва о спасении из тяжелых жизненных ситуаций. В Новом Завете к этому призывал апостол Павел в Послании к Филиппийцам: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил. 4:6-7).

О психотерапевтической силе молитвы написано много. Регулярная молитва творит самые настоящие медицинские чудеса: снижает кровяное давление, лечит депрессию, улучшает работу органов. Но молитва означает гораздо большее, нежели индивидуальную психотерапию. Она реально помогает решать проблемы. Как говорил Иисус: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7). Однако этим мощным инструментом необходимо уметь пользоваться. Я его только осваиваю, и он мне уже часто помогает. Вот несколько советов по правильной «технической эксплуатации» молитвы.

Во-первых, если человек не верит в Бога, грешит без раскаяния, то вряд ли он может рассчитывать на исполнение своих молитв. Как говорится в 65 псалме по этому поводу: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» (Пс. 65:18).

Но стоит человеку раскаяться в своих грехах, как Господь проявляет к нему чудеса милости. Ярким подтверждением этому является история Благоразумного вора Раха, распятого рядом с Иисусом. Вор Рах всю жизнь жил разбоем, неизвестно, сколько душ при этом загубил, никогда не был крещен. Его разбойная жизнь привела его в конце концов к логическому концу - казни. На его великое счастье Рах был распят по правую сторону от Иисуса Христа. С левой стороны от Христа был распят подельник Раха, который цинично крикнул Иисусу на кресте: «Раз ты Бог, вызволи нас из этой напасти!»

В каком-то смысле это была тоже молитва, но без раскаяния, без веры. Любая «просьба» подобного рода воспринимается Богом также, как и «просьба» неблагоразумного вора, то есть игнорируется. Это, кстати, соответствует и человеческим законам.

Благоразумный же разбойник Рах услышав эти слова пристыдил своего подельника, сказав, что «мы хотя бы за дело страдаем, а этот человек невинен». Благоразумие Раха выразилось не только в том, что он пожалел ни в чем неповинного Христа как человека. Он также поверил в Иисуса как в Бога и попросил Его: «Помяни меня, Боже, в Своем Царствии Небесном!». Рах сам пришел к тому, что совсем недавно требовал от своих учеников Иисус: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан. 14:6).

И будучи даже на кресте, в самый тяжелый и мучительный момент своей земной жизни Иисус смилостивился над раскаявшимся грешником и ответил ему: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).

Так что Бог слышит каждого, и каждому воздает по вере в Его Единородного Сына.

Конечно же смысл молитвы тоже очень важен. Вряд ли Бог ответит на эгоистичные, грешные просьбы, на желание того, что противоречит Заповедям Моисеевым, например такого их пункта: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». Понятно, что тот, кто молит Бога, чтобы Он помог отобрать чужого «вола», не будет иметь в этом Божьей помощи.

На Его особую помощь могут рассчитывать дети, матери, те, кто молится ночью. Эти просящие наиболее уязвимы и, соответственно, Бог к ним особенно чутко прислушивается.

Но иногда бывает так, что даже самая благая человеческая молитва не исполняется. Казалось бы, все на месте: доброе пожелание, горячая молитва, свечки, иконки и т.д., а желание не исполняется. Если такое происходит, значит в этом конкретном случае у Бога есть Свой собственный план. Я например регулярно молю Господа о прекращении войны в Украине, а ей не видно ни конца ни края. Очевидно у Бога насчет Украины имеются Свои планы. Нет сомнения, что Бог позаботится об этой смелой и свободолюбивой стране лучшим из всех возможных способов. Как конкретно – нам пока с нашим коротким пониманием ситуации не ведомо, поскольку Пути Господни неисповедимы. Однако, я не сомневаюсь, что в конце концов Божий Промысел для Украины будет всем нам абсолютно очевиден.

В таких, да в сущности и во всех остальных случаях тоже, нам всем правильнее было бы молиться об исполнении Воли Божьей – эта молитва исполняется всегда и мгновенно!

No comments:

Post a Comment