Tuesday 24 March 2015

О преподобном Германе Аляскинском

Отец Герман Аляскинский, моли Бога о нас!
История покровителя Америки преподобного Германа Аляскинского преподает важный урок, очень актуальный для миссионера любого времени. Этот урок озвучил просвятитель народов Аляски и Сибири митрополит Иннокентий (Вениаминов): «Сначала полюби тех, кому хочешь рассказать о Христе, затем сделай так, чтобы они тебя полюбили, а потом говори им о Христе».

В случае жителей Алеутских островов Аляски, среди которых более сорока лет прожил перподобный Герман, полюбить их было серьезным вызовом цивилизованному разуму. Но Герман их полюбил. Сделать так, чтобы они полюбили Германа, было не просто сложно. Сложно было остаться среди них живым, не говоря уже о том, чтобы вызвать любовь с их стороны. Первомученику Ювеналию Аляскинскому, например, не повезло: когда он один пошел проповедовать Слово Божье в туземные племена, те его убили. Отец Герман жил среди алеутских туземцев один, на острове, вдали от тех, кто его мог защитить. Но он вызвал среди туземцев такую любовь, что и по сей день алеуты вспоминают добрым словом своего «апа», то есть отца, как они называли инока Германа, и как до сих пор поминают его в своих православных молитвах.
Латынцев В. "Пакетбот "Святой Павел" у берегов Аляски"
Этнография народов, которых встретили русские промышленники и исследователи Аляски в середине 18-го века, довольно хорошо исследована. Я прочитал несколько соответствующих трудов. Исследователи пишут в них о разных племенах, у каждого из них были свои особенности, но черты крайней технологической отсталости и моральной дикости были характерны для всех. Одним из самых ярких свидетельств о нравах алеутского племени коняги, которые населяют крупнейший остров Алеутской гряды Кадьяк, где несколько лет прожил отец Герман, оставил молодой российский капитан Гавриил Иванович Давыдов в своей книге «Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова, писанное сим последним» (http://az.lib.ru/d/dawydow_g_i/text_1810_dvukratnoe_puteshestvie_v_ameriku.shtml). (О странной судьбе Хвостова и Давыдова, неразлучных друзей и капитанов знаменитых шхун «Юнона» и «Авось» соответственно, я напишу отдельно).

Часть 1: Об аляскинских туземцах

Приведенные ниже этнографические заметки принадлежат капитану Давыдову и посвящены они племени коняги. Им вторят и другие исторические документы, например, доклады архимандрита Иоасафа о жизни в русских поселениях Аляски. Свидетельства капитана Давыдова мне очень нравятся, поскольку они краткие и очень яркие. Не буду о них много писать, просто приведу ряд цитат о нравах жителей Алеутских островов.

Аляскинские туземцы полностью оправдывали название «дикари». Технологически они были на уровне Каменного века, выживали благодаря своим отменным охотничьим умениям и богатству аляскинских земель. Основным религиозным верованием у них был шаманизм и тотемизм. Вкратце Давыдов характеризовал нравы туземцев так: «Неблагодарность, непримиримое мщение к неприятелям, жестокость с каковою с ними обходятся, непривязанность к родным и равнодушие к несчастьям самых ближних, составляют также нрав их».
Латынцев В. "Русские купеческие суда у берегов Аляски"
О моральном облике туземцев: «Родители не токмо не занимаются непорочностью дочерей, но по большей части сами за бездельные подарки, поощряют их к нарушению целомудрия, хотя бы дочь была еще в не зрелых летах... Мудрено ли, что первейшая женская добродетель, целомудрие, здесь вовсе неизвестна? Женщины здешние, напротив, полагают все свое тщеславие в том, чтобы понравится большему числу мужчин... Нет кажется ничего, чем бы Коняга не пожертвовал для своей выгоды; всякая красавица делается чувствительною за несколько табаку, бисеру, красного стамеду, или иные безделицы; за таковые же мать и муж соглашаются отдавать и дочь и жену».

«Разврат и неистовство сладострастия простираются в сем полудиком народе еще далее: здесь есть мужчины с вышитыми бородами, отправляющие единственно женские работы, живущие всегда с женщинами и подобно им имеющие у себя мужей иногда и по два. Таковых называют Ахнучиками [архимандрит Иоасаф называет их «жупанами», хотя скорее всего на самом деле российские промышленники их звали «жопанами»]. Люди сии не токмо не в презрении; но напротив того, в селениях их слушаются и они бывают колдунами. Коняг, имеющий вместо жены Ахнучика, считается даже счастливый. Отец или мать назначает сына в Ахнучики с самого еще ребячества, если он покажется им похожим на девочку. Иногда отец или мать загадывают наперед, что у них родится дочь, и если в предположении своем обманутся, то сына делают Ахнучиком».

О воспитании детей: «Но мы перестанем дивиться сему зверскому нраву, когда узнаем образ воспитания сих Американцев. В прежние времена, дети часто имели перед глазами своими примеры неслыханного жестокосердия. Когда отцы их привозили пленников, то заставляли ребят колоть их или стрелять из луков по сим несчастным, дабы наслаждаться продолжительным их мучением; ибо слабая рука детская не сильна еще дать смертельного удара. Иногда (поверить трудно таким злодействам) распоров брюхо заставляли их вытаскивать кишки из живых еще пленников! Как не ожесточиться, привыкая к сим зверствам с самого малого возраста?»
Латынцев В. "Благословение алеутов на промысел"
Об отношении к животным: «Я сказал, что они еще маленькие хвастаются разрезывая себе тело, и сия склонность к мучительствам возрастает кажется в них вместе с силами; ибо не токмо ребенок, но и большой не пройдет никогда мимо птицы, чтобы не оросить в нее камнем. Если вытянутая в неводе рыба шевелится, то мимоидущие останавливаются, дабы иметь удовольствие бить оную по голове. Поймав ворону, или сороку выколют ей глаза, или переломят ногу и пустят. Когда рыбы очень много, то для забавы втыкают в иную палку, или выкалывают глаза, и опять пускают в воду. Если подстрелит утку, то Американец вместо того чтобы дорезать ее, раскусит ей голову».

Об отношении туземцев друг к другу: «Я сказал, что равнодушие к несчастьям даже соотечественников своих, есть обыкновенная в них жестокость. Она так велика, что когда едут многие байдарки и одна из них опрокинется, то другие проезжают мимо, если утопающие не одного с ними селения... Равнодушие сих дикарей к жизни, достойно удивления. Самоубийства здесь от самых малых причин иногда происходят и об отвращении оных мало заботятся. Когда кто скажет, что он хочет убиться, или утопиться; то его не станут ни удерживать, ни уговаривать об оставлении сего намерения, и даже увидев его утопающего, никто не поедет спасать».

Об отношении туземцев к русским: «Но нельзя описать всех примеров равнодушия Островитян к жизни и ненависти их к Русским. Они всегда убивают промышленных, когда только надеются скрыть то, и может быть еще бы дерзновеннее были, если в пуще смерти не боялись сечения. Когда с ними один Русский, то всячески берегут его, зная, что не поверят если он и своею смертью умрет; но когда в партии случатся двое или больше Русских промышленников, то не заботятся спасать того, кому из них приключится бедствие, надеясь на свидетельство других, что не Коняги были причиною его погибели».

О еде туземцев: «Островитяне едят почти все без исключения. Нет ни одной раковины, ни какого черепокожного, ни какого гнусного червя морского, и никакого почти произрастения, коих бы не употребляли они в пищу. -- Американец, когда удит рыбу и захочет есть, то поймав треску или палтуса у живых еще съедает жабры или голову. Гнилую, или по здешнему наречию кислую рыбу, как на Кадьяке, так равно в Камчатке и Охотске, любят лучше свежей; a Кинайцы дают нарочно лежать оной несколько дней в куче, дабы начала гнить и получила столь приятный для них запах. Таковая рыба в Камчатке и во всей северо-восточной Азии, даже многими из Русских, почитается лакомством, хотя пища сия производит столь отвратительное рыгание, что невозможно быть в одном доме с человеком, наевшимся сего прекрасного кушанья. Особливо же рыбьи головы гнилые, или кислые, в великой чести; но еще лучшим кушаньем у Островитян почитается гнилая, или заквашенная икра, от коей происходит преотвратительный и нестерпимый запах. Убив оленя, Американец в ту же минуту съедает нечистоту, находящуюся у него в желудке, что также почитается сладким яством... Коняги до того не брезгливы, или лучше сказать скверноядливы, что видали их собирающих в летнее время медвежье кало, которое они варят с ягодами, и употребляют в пищу, Даже едят вшей, таская оных из голов своих. Я слышал, что один Островитянин, во время игрищ, из хвастовства ел человечье кало, но после того долго был болен».

История из жизни туземцев: «Один молодой Коняг, также убивший русского, был закован вместе с матерью, которая однако не участвовала в его поступке, как то после открылось. Мать была ему и женою. Сей Американец по оплошности часового вышел из казармы и с берегу бросился в море; но как тогда была малая вода и он не мог скоро утопиться; то мать или жена опасаясь, что его вытащат и сечь станут, вскочила ему на шею, задушила в воде и вышла на берег. Можно ли вообразить что нибудь ужаснее сего?»

Вот такой народ предстояло полюбить преподобному отцу Герману, и заставить их полюбить себя. Почитаешь эти свидетельства и поймешь, какой это был великий духовный подвиг со стороны отца Германа сохранить свой разум и укрепить свои моральные ориентиры в такой крайне греховной обстановке. Так что святым покровителем Аляски и Америки он стал совершенно неслучайно!
Латынцев В. "Преподобный Герман благословляет
корабли Российско-Американской компании"
Часть 2: О преподобном отце Германе Аляскинском

Иллюстрации к этой части жизнеописания отца Германа я оформил в отдельную статью под названием "Полярная звезда": жизнь преподобного Германа Аляскинского в рисунках для детей" здесь http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/03/blog-post_29.html.

Егорка Попов, будущий преподобный инок Герман, родился в 1757 г. в купеческой семье подмосковного города Серпухов. 16 лет от роду он поступил послушником в Троицкий монастырь под Петербургом, где пробыл шесть лет. В монастыре он принял иноческий постриг и в 1783 перешел в знаменитый Валаамский монастырь на Ладоге. В 1794 г., когда настоятель Валаамского монастыря игумен Назарий отбирал иноков для намечавшейся духовной миссии в Америку, его выбор среди прочих пал и на Германа. Предложение отправиться в далекие неизвестные земли было принято. В 1795 году инок Герман после долгого путешествия по морю и по суше, пережив нападение медведей в Сибири и преодолев страшные тихоокеанские шторма, ступил на землю Северо-Американского континента. Подробно о первой российской православной миссии в Аляске рассказал архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан в своем интервью «Православию в Америке - 220 лет!» (http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/08/220.html).

Сначала инок Герман жил несколько лет на на большом и густонаселенном острове Кадьяк, а затем переселился на маленький уединенный Еловый остров. Там отец Герман жил в землянке, вырытой своими руками, носил подрясник из оленьей шкуры и спал на скамье, подкладывая под голову камни вместо подушки. Это был дикий, поросший елями остров. Для того, чтобы увидеть условия жизни отца Германа на острове Еловом советую посмотреть 25-минутный выпуск передачи «Кто мы?» с Феликсом Разумовским (https://www.youtube.com/watch?v=fc20WOKg93g). Этот выпуск под названием «Русские в Аляске» не очень информативен, но он честно снимался на Кадьяке и острове Еловом – основных местах жизни преподобного Германа.

Я думаю, что у отца Германа были особые причины переселиться с на маленький остров Еловый с немногочисленным местным населением. Во-первых, он конечно хотел жить монашеством, то есть быть в относительном уединении от мира. Но наверняка была еще одна причина. Русские и туземные жители Кадьяка погрязли в грехах, основным из которых был блуд. Отец Герман, несомненно, хотел держаться от него как можно дальше. Вот, например, какие сложные задачи стояли перед уже вышеупомянутым архимандритом Иоасафом в его бытность на Аляске. Архимандрит не знал, что делать и испрашивал совета у архиепископа письмом. Иоасаф писал, что к нему для крещения приходили "жупаны", мужчины, выполняющие роль женщин у туземцев; туземные многоженцы, которые готовы были ради крещения бросить своих жен и детей, чтобы завести новую жену "до конца жизни"; туземцы, сожительствующие со своими ближайшими родственниками, родными сестрами, матерями, детьми; промышленники, которые брали себе туземных "жен" уже имея на родине жен и детей. Даже опытный архимандрит Иоасаф не знал, что делать в таких случаях. Переселение на остров Еловый позволяло Герману избегать тесного общения с грешным миром Нового Света, хотя конечно же на Еловом он подобными вопросами тоже занимался, но только, наверняка, не в таких объемах, как архимандрит Иоасаф на Кадьяке.

Затем произошли две трагедии. В 1796 году туземцы убили отца Ювеналия, одного из членов первой духовной миссии, который в одиночку отбыл для крещения местных. С ним была уничтожена вся артель русских, проживавшая там. Отец Ювеналий Аляскинский канонизирован Русской православной церковью в 1980 году в лике священномученика.

В мае 1799 года корабль Российско-Американской Компании Феникс погиб в шторме близ алеутского острова Уналашка вместе с тремя другими членами первой миссии: уже епископом Иоасафом, его спутниками иеромонахом Макарием и иеродиаконом Стефаном, и семидесятью другими пассажирами на борту.

После этих трагедий Святейший Синод, который ценил работу отца Германа, решил было направить его на другую миссионерскую работу. Два раза духовная администрация предлагала Герману посвятить его в иеромонахи, а позже даже был предложен сан архимандрита. В этом высоком духовном сане предполагалось перевести его на новый, более ответственный пост в Российскую духовную миссию в Пекине. Смиренный Герман отказался от всех почестей и повышений и до конца дней своих остался на Аляске простым монахом. Русским колонистам и туземцам Герман не раз заявлял: «Я нижайший слуга здешних народов и нянька».

Нелегка была жизнь отца Германа на острове Еловый. Остров постоянно сотрясали страшные тихоокеанские шторма, пожары. Зимы были студеные, в лесу жили дикие звери. Известны случаи приручения отцом Германом диких медведей. Остров и океан вокруг него изобиловали едой, но это была не та еда, которую должен был есть монах. Монашеская жизнь подразумевает отказ от животной пищи в пользу овощей. Туземцы в основном питались животной пищей: мясом, рыбой, икрой - и часто далеко не первой свежести. Чтобы обеспечить себя свежими и понятными овощами отец Герман разбил на острове Еловый огород. Сначала он все делал на огороде сам. Удобрением служили водоросли, вымываемые на берег острова (и которые мы сейчас считаем вкусными и очень полезными!). Благодаря умениям отца Германа, помощи ему свыше, а также хорошему уходу, длительным полярным дням, овощи на огороде стали расти как сумасшедшие. Важному аляскинскому начальнику Николаю Резанову (главному герою рок-оперы Вознесенского-Рыбникова «Юнона и Авось») доложили об успешных агрономических опытах инока, и он распорядился отправить к нему на Еловый остров на все летнее время местных «студентов», чтобы приучить их к занятиям сельским хозяйством. Вот как Резанов писал об этом в письме директорам Главного правления Российско-Американской компании: «Отцу Герману отделил 20 мальчиков для обучения практическому земледелию, брав их с собою на Еловый остров для произведения над посевом хлеба опытов, разведения картофеля и огородных овощей, обучения к изготовлению грибов и ягод впрок, вязания неводов, приготовления рыбных припасов и тому подобного, возвращения их на зиму в училище, где будут учиться читать, писать и катехизису. Сим средством надеюсь я первые 20 семей вам земледельцев приготовить и думаю, что мальчики, привыкнув к трудам, доставят компании прочных и грамотных хлебопашцев» (http://america-xix.org.ru/library/rezanov-letters/4.html).

Такой немаловажный след в истории Аляски, как основание там первой многопрофильной сельскохозяйственной школы, отец Герман тоже оставил!

Старца Германа алеутские индейцы почитали святым еще при его жизни. Однажды, как говорит предание, он остановил наводнение, помолившись перед иконой, которую поставил на берегу, определив таким образом предел, за который вода не перейдет. Туземцы также рассказывают, что подобным образом он отвратил пламя лесного пожара. Но, главное, он снискал себе любовь и уважение местных жителей тем, что заступался за них перед властями. ограждая их от эксплуатации со стороны промышленников. Как пишет теперешний епископ Григорий Аляскинский: «Только любовь преподобного Германа продолжала согревать сердца местной паствы, зачастую ограждая ее от насилий компанейских властей». Отец Герман всячески старался защитить туземцев, «американцев», от самоуправства администрации. Один из исследователей жизни и деятельности инока Германа так описывает его заслуги перед местными: «Преподобный Герман стал для них [туземцев] истинным добрым пастырем и защищал их, как мог, от злых и хищных людей, которые видели в островитянах только объект для жестоких вымогательств и насилия».

Будучи очень скромным и смиренным человеком, отец Герман в то же время был весьма начитан и обладал даром слова. Он мог проникать в самые сердца тех, с кем общался. Вот история об одной встрече с ним, которая навсегда врезалась в память его собеседников. Однажды группа русских морских офицеров в ходе бесед с отцом Германом стала убеждать его в своей любви к Богу. «Как же можно не любить Его?» - говорили они. На эти слова он ответил: «Я, убогий грешник, вот уже сорок лет пытаюсь любить Бога и не могу сказать, что я люблю Его так, как должен. Любить Бога - значит помышлять о Нем всегда, служить Ему днем и ночью, и творить Волю Его. Любите ли вы Его, господа, таким образом, часто ли молитесь Ему, всегда ли творите Его волю?». В ответ его собеседники лишь смущенно молчали.

Позже инок Герман построил своими руками деревянную келью, в которой и прожил до конца своих дней. Свой Еловый остров он любил называть «Новым Валаамом», по своей привязанности к Валаамскому монастырю на островах Ладожского озера. Здесь, на Еловом острове, все напоминало ему Валаам: и суровый северный климат острова, его расположение среди водной стихии, хвойный лес, огромные нагромождения каменных глыб.

Скончался старец на 81-м году жизни 13(25) декабря 1837 г. По сохранившимся свидетельствам, в день смерти отца Германа над островом Еловый пылала необычно яркая заря. Он оставил среди туземного населения память о себе как о святом человеке, охотно помогавшем всем приходящим к нему как советом, так и делом. Отец Герман в 1970 году был причислен православной церковью к лику преподобных святых. С конца прошлого века на месте его скита находится небольшая часовня. На остров Еловый каждый год приезжают люди из разных уголков Соединенных Штатов и из-за границы. Паломники берут воду из ручья вблизи от часовни. Многих эта вода исцелила от разных болезней.

То, что началось как удовлетворение духовных нужд служащих Российско-Американской Компании и миссионерская деятельность среди алеутов и индейцев Аляски, привело к встрече русского духовного наследия с туземной дикостью Запада. Не всегда эта встреча была успешной, временами она приводила к трагедиям. Новый мир отличался столь сильно от всего того, к чему привыкли члены первой духовной миссии в России, что им пришлось под него серьезно подстраиваться. Не всем это удалось, некоторые монахи вернулись ни с чем на родину. Более всех из тех первых одиннадцати миссионеров Господь благоволил деятельности отца Германа. Он снискал к себе любовь и уважение не только туземцев, но и промышленников, многие из которых были настроены недружественно к миссионерам. Наследие отца Германа живо и сейчас в Аляске. Его нетленные мощи хранятся на Кадьяке в православном храме Воскресения Христова. Там же действует православная Свято-Германовская духовная семинария.

Еще в древности, выражая суть православной традиции воспитания, святитель Иоанн Златоуст указывал на решающую роль примера в деле воспитания и проповеди: «Что может быть несчастнее того учителя, ученики которого только тем и спасаются, что не смотрят на его жизнь?» На отца Германа смотрели все – и русские и алеуты – и находили в нем важные знания, поддержку, утешение, защиту.

No comments:

Post a Comment