Wednesday 6 August 2014

Учитель и Иуда (рассказ)

Гефсиманский Сад, наши дни. Столб стоит на месте поцелуя Иуды
Сегодня Учитель решил снова проповедовать не в синагоге. Его пригласил к себе какой-то приятель Матфея, еще один сборщик налогов, в свою глинобитную хижину, в которой даже крыши не было. Его дом стоял на самом краю Иерусалима. Это здание вряд ли можно было назвать домом – четыре глиняные косые стены с дырой вместо окна и дверей и парой лавок внутри. Хозяева ели, пили и спали прямо на полу. От солнца их прикрывал кусок старой ткани, натянутый вместо потолка. Если и было в городе самое неподходящее место для Учителя, то это было оно.

Конечно же Учитель не отказал презренному мытарю. Он вообще никогда не отказывал отребьям и изгоям. С одной стороны это было правильно, но с другой, никак не могло помочь Закону. Римские воины-язычники своим внушительным видом и вооружением, своей организацией и дисциплиной, ни слова не говоря опровергали все превосходство Закона, о котором говорилось в синагогах. В последнее время Иуду стало почти трясти от служб, на которые раньше он ходил с таким удовольствием. Законники там живописали Царство Небесное и призывали народ беспрекословно слушаться поработителей, объясняя, что вся власть – от Бога. Иуда видел все их вранье насквозь. Они таким образом просто обслуживали Рим, вот и все. Ни о каком Законе или о благодати для дома Израилева на самом деле речи не было. Это были денежные отношения, в которых римский прокуратор платил, а законники его обслуживали, обеспечивая спокойствие и управляемость народа. С тех пор, как Иуда все это понял, он возненавидел синагоги и законников. Однако он понимал, что если и вести борьбу с римлянами за умы, то только в синагогах или на личных встречах с самыми богатыми жителями города. Деньги управляют этим миром, и власть живет там, где этих денег много. Беседы с крестьянами и мытарями он считал крайней потерей времени, от этих бесед, по его мнению, ничего не зависело.

Тем обидней Иуде было, когда этим занимался Учитель. Иуда поначалу сомневался в Нем, но когда воочию увидел несомненные чудеса с излечениями, с насыщением толп народа парой-тройкой хлебов, он уверовал всем сердцем. В Учителе несомненно была сила, и эта сила была от Бога, а не от Вельзевула, как за Его спиной говорили завистливые фарисеи. В Учителе еще была абсолютная смелость и уверенность в себе. Он как будто знал заранее, когда лечил неизлечимых, что у Него все получится, лицо Его никогда не выражало и тени сомнения, только всегда добро и сочувствие. Тайком Иуда пытался подражать Учителю, но у него ничего не получалось. Больных вокруг Учителя становилось все больше и больше, и Он просто не успевал излечить всех. Тогда однажды Учитель объявил Своим ученикам, что теперь они тоже могут лечить. С тех пор у Иуды стали получаться мелкие излечения, хотя до Учителя, который недавно поднял мертвого Лазаря, пролежавшего четыре дня в семейном склепе и уже начавшего разлагаться, Иуде было далеко.

Иуда давно уже понял, что если и был в Иудее человек, способный придать Закону реальную силу и сбросить с иудейского народа иго поработителей, то это был Учитель. Иуда понимал, что Тому стоит только пальцем пошевелить, как народ поднимется за Ним. Даже несмотря на преимущество римлян в вооружении и в организации, Иуда верил, что восстание против них под предводительством Учителя было бы успешным – с Его сверхъестественными возможностями и непоколебимой уверенностью в своей правоте восстание просто не могло провалиться. Но Учителю, казалось, до восстания и дела не было. Больше всего Он любил говорить вот с такими бедными и неграмотными крестьянами, преступниками, сборщиками налогов, которые были презренной прислугой римлян. Для Учителя не было ни одной пропащей души. И они, надо отдать им должное, отвечали Ему. Иуда помнил о чудесном перерождении Закхея или Матфея, который теперь неотступно следовал за Учителем и записывал все, что Он говорил. Иуда этим людям не верил. Предавший один раз предаст и другой, в этом Иуда убеждался уже много раз. Учитель зря доверяет этим людям, когда нибудь один из них всадит Ему в спину нож!

Сначала чудеса Учителя производили на Иуду сильное впечатление. Но с недавних пор он стал задумываться, что спасая одну-две заблудшие души, Учитель теряет гораздо большее. Великий иудейский народ изнемогает под гнетом римских захватчиков. Этот народ ждет своего избавителя, своего Мессию, который поведет его в Царствие Небесное. Ни один другой народ на свете не заслуживает Царствия Небесного больше, чем иудеи. Через хитрость ума другие народы, вроде римлян или филистимлян, смогли продвинуться дальше в техническом отношении, изобретая новое оружие, латы, эффективно используя лошадей. Но самым близким и дорогим Богу народом были только иудеи, жившие по Великому Закону. Без Закона все другие народы, какими бы ни были они богатыми и развитыми, были обречены на вымирание, потому что только Закон позволяет людям выжить, когда речь идет о тысячелетиях. Где сейчас филистимляне, которые были такими могущественными во времена Самсона? Они все сгинули, и их великие города сейчас разрушены, они поросли кустарником и засыпаны песком. Только иудеи смогли пережить рабство, войны, голод, разорение и остаться народом – и все благодаря Закону, а значит Великому Богу. Когда Иуда думал обо всем этом, у него на глаза наворачивались слезы, и он готов был упасть и молиться Богу до изнеможения. Он сомневался, что кто-нибудь из законников когда-либо чувствовал такую же острую религиозную благодарность.

Иуда тоже хотел стать законником, чтобы постичь Закон во всем его богатстве и разнообразии. Он верил, что сможет донести до окружающих эту благодарность Богу за всю Его благодать и мудрость, которые были даны иудеям через Моисея. Но в тот момент, когда он хотел стать учеником в синагоге, он встретил Учителя, котрый призвал его, просто увидев в толпе и позвав рукой. Не очень хорошо понимая, что он делает, Иуда выбрался из толпы и пошел вслед за Ним, присоединившись к другим ученикам. Была в Учителе такая сила, которой просто невозможно было противостоять, да и желания особого это делать не было. С тех пор Иуда ни разу не пожалел об этом – до недавнего времени.

Перевернула душу Иуде история с римским сотником в Капернауме. Этого он простить Учителю не мог. Все в этой истории было неправильно: ненавистный римский сотник жил со своим слугой, который заболел. За помощью же сотник пришел не к своим лекарям, а к Учителю! Римский военачальник-язычник был недостоин не то что помощи, а и простого взгляда Учителя. Был бы Иуда на Его месте, он наслал бы таких бед на этого сотника и его слугу, чтобы те скончались на месте в страшных мучениях. Вместо того же, чтобы с презрением отослать этого неверного, да еще и врага, Учитель не только исцелил слугу, но сказал Иуде и всем остальным ученикам, что и в Израиле не видел Он веры такой, какая была у этого сотника. Услышав эти слова Иуда просто остолбенел. Он не мог поверить, что Учитель помог язычнику и так высоко отозвался о его вере, как Он очень редко отзывался о ком-либо из иудеев. Вера Иуды, например, который бросил все и пошел за Учителем, несомненно была гораздо сильнее. Да и достойнее он был во сто крат того римского мужеложца.

После этого случая Иуда стал задумываться о действиях Учителя. Из того, что он видел, вывод получался тревожный. Свое чудесное служение Учитель как будто специально направлял на пользу самым незначительным или неправильным людям: этому римскому сотнику, женщинам, особенно падшим, калекам, больным, нищим. Недавно Он перед учениками похвалил детей. Со всеми этими женщинами, детьми и калеками, даже и излеченными, Рим победить было невозможно. Сначала у Иуды были мысли о трусости, но он их быстро отбросил. Нет, Учитель не был трусом. Однако Он явно не был политиком. Обладая великим даром, Он выбирал для Своего служения самых незначительных людей, которые никак не могли повлиять на настроения в обществе. Богу Он призывал отдать Богово, а Кесарю – кесарево. Иуда был уверен, что помогай Учитель знатным и влиятельным иудеям, Ему не составило бы труда настроить их против римлян. Но когда сама судьба послала ему богача, который готов был пойти за Учителем, Он отослал его от себя, сказав очередную малопонятную странность о том, что необходимо раздать свое имение нищим, чтобы иметь сокровище на небесах. Как будто Он не знает, что бедные тут же растратят деньги на пустяки и никогда так не решат свои проблемы!

Не удивительно, что те, кого Он игнорировал, люто ненавидели Его. Фарисеи и саддукеи не раз искушали Его, пытаясь победить Его в споре, но Он был всегда умнее их. Это одновременно восхищало Иуду в Учителе, но и крайне огорчало его: он и представить боялся, что было бы если бы Учитель объединил Свои силы и возможности с законниками. Народ Иуды тогда бы не просто сбросил с легкостью иго римлян, но стал бы величайшим народом на земле. И вот это все, все эти великие возможности, растрачиваются Учителем на всякие недостойные человеческие отбросы, которых Иуде и защищать-то от римлян не хотелось.

Недавно законники и старейшины обратились к Иуде с просьбой свести их с Учителем. Раньше Иуда бы им мгновенно отказал. Сейчас же он подумал иначе. Да, все эти лидеры косвенно обслуживали Рим, но только потому, что с ними не было Учителя. Не имея способностей Учителя, Его уверенности в своей правоте, они чувствовали свою слабость и несовершенство. Учитель пока с ними не хотел сходиться, и в глубине души Иуда понимал Его. Но почему нельзя помочь законникам сойтись с Учителем? Когда они придут к Нему с надеждой, когда они станут умолять Его помочь им, разве сможет Он им отказать? Иуда знал, что законники очень высоко ценят Учителя, но не могли же они отказаться от своего авторитета в пользу Его учения, бросить свои синагоги и свою паству. Это было бы предательством по отношению к великому иудейскому народу и к Закону. Среди законников было очень много умных людей, которые не хотели терять свои привилегии, но были заинтересованы в том, чтобы вместе с Учителем усилить свою власть, а вместе с ней – и сам Закон. А когда Учитель объединится с законниками, и они станут служить вместе Богу и иудейскому народу, а не прокуратору, римскому гнету придет конец. Если и была у Иуды мечта, то это была она.

Размышляя обо всем об этом Иуда наконец пришел к дому мытаря, где сегодня говорил Учитель. Как же долго ему пришлось добираться до него! Из дома раздавался дружный хохот. Странная проповедь, - подумал Иуда. Да и над чем можно было смеяться вместе с этими неграмотными, недалекими и неважными людьми? Иуду стало одолевать любопытство. Он приоткрыл занавеску на входе. Учитель возлежал на земляном полу, рядом с ним кругом расположились полулежа мытарь, Матфей, несколько других учеников, человек с отрубленной рукой и вырванными ноздрями, который явно попался на воровстве. Жена мытаря и его дети сидели в углу на корточках и внимательно слушали. Учитель даже не отослал их из дома! В центре стоял горшок с вином и чаша с кусками лепешек, вся компания ела хлеб, макая его поочередно в горшок. «Равви?» - смиренно обратился Иуда к Учителю. Тот, улыбаясь, повернулся к Иуде, бросил на него какой-то особенный взгляд и кивнул ему. «Мир тебе, хозяин», - не глядя на мытаря сказал Иуда. «Заходи, заходи!» - пригласил мытарь, - «вот возьми лепешку, присоединяся». Иуда поклонился, вошел, но лег подальше от него. Проповедь продолжалась.

«Равви», - спросил один из компании, - «а сможет ли торговец вином Исаак попасть в Царствие Небесное?» Некоторые усмехнулись этому вопросу, который был не без некоторого простодушного лукавства.

Торговца вином Исаака знал весь Иерусалим. Толстый, с мясистым носом, красными щеками и хитрыми глазками он целыми днями торговал на базаре нещадно разбавленным вином. Чем он его разбавлял, даже и подумать было страшно. Торговля товаром первой необходимости, однако, видимо приносила большие доходы. Дом у Исаака был большой, обнесенный высоким забором. Кто-то говорил, что внутри у него живут павлины, бьют фонтаны, и все отделано мрамором. Иногда фарисеи разрешали ему торговать на территории Иерусалимского Храма, за неплохой интерес разумеется. Но людей там всегда было так много, что Исаак на этой торговле наверняка очень хорошо зарабатывал. За несколько дней до этой встречи Учитель въехал на осле в Храм и стал выгонять торговцев. Досталось тогда от Учителя и Исааку. История мгновенно разнеслась по городу. Многие отзывались о поступке Учителя с восхищением, потому что торговцы в Храме давно всем надоели. Иуде же, как ученику Учителя, было нестерпимо стыдно, особенно за этого дурацкого осла.

Учитель на мгновение нахмурился, но потом рассмеялся в ответ: «Говорю вам, удобнее будет верблюду пролезть сквозь игольные уши, чем Исааку попасть в Царствие Небесное!»

Довольные окружающие грохнули от смеха. «А Исаак похож на верблюда!», - крикнул кто-то из присутствующих. «Он тоже что-то жует все время, и плюется!», - добавил кто-то сквозь смех. «Только у него вместо горба пузо!» - закончил третий. Хотя Иуду одолевали не слишком веселые мысли, не мог не рассмеяться и он. Вся компания с удовольствием хохотала, забыв об угощении.

«Но как же, Равви, разве плохо быть богатым?» - просмеявшись, спросил Иуда.

Смех утих. Учитель повернулся к нему. «Кому Господь дал талант, тот не должен его зарывать в землю, как лукавый и ленивый раб. Иначе он наказан будет. Свой талант надобно употребить в дело».

«А если я не умею употребить его в дело? Что мне делать с талантом?» - продолжал допрашивать Учителя Иуда.

«Отдай Исааку, он найдет применение!» - ответил кто-то. «Большую прибыль сделает, у верблюда мочи много». Все опять расхохотались. Учитель улыбнувшись сказал: «Если не знаешь, что сделать с талантом, купи для всех хорошего вина и хлеба».

Все одобрительно загудели и закивали головами.

«А где ты талант возмешь, Иуда?» - спросил человек с вырванными ноздрями, - «украдешь что-ли?»

«У Исаака украдет, а потом ему же в рост отдаст!», - добавил мытарь.

Все хохотали от души, и Учитель с ними, Матфей от смеха не успевал записывать за говорящими, но в этот раз Иуде не было весело. Ему было обидно и стыдно, что его так глупо высмеяли эти простолюдины, а Учитель его не защитил перед ними. Что за манера такая была у Него говорить притчами? Нет, чтобы ответить прямо! Всегда Ему надо сказать что-нибудь непонятное. Лицо у Иуды пылало. Он в сердцах вскочил и, спешно поклонившись, под смех выбежал вон. Это уже было слишком, ведь есть и у Иуды гордость!

Он бежал по городу куда глаза глядят. Постепенно он стал переходить на обычную ходьбу, и мысли в его голове потекли спокойнее. Одна из них показалась очень к месту.

Что ж, если Учитель уходит от того, что сделать необходимо, Иуда немного поможет Ему наконец определиться со Своим отношением к законникам. Он приведет законников к Нему, и тогда уже притчами не отделаешься. Учителю придется отвечать, вместе Он или против законников. Иуда не сомневался, что как законники, так и Учитель, в конце концов преследуют одну и ту же цель – величие дома Израиля. Учитель Сам не раз говорил, что Он пришел не нарушать Закон, но исполнять его. Вот пусть Он и исполнит Закон наконец. А он, Иуда, этому поможет произойти. Может тогда когда-нибудь кто-нибудь вспомнит его скромное имя. Но даже если никто и не вспомнит - лишь бы процветал в мире и силе под руководством Закона народ иудейский. Римская же империя скоро будет валяться в руинах, поклонение идолам не приведет ее ни к чему хорошему. И всему этому поможет свершиться он, Иуда. Сколько там ему предложили за организацию встречи с Учителем? Тридцать серебреников? Эти тридцать серебреников принесут Иуде и всем евреям такой доход, какой этим невежам, которые его только что высмеяли, и присниться не может. Иуда не зароет свой талант в землю, а пустит его в дело. И будет это дело самым важным в жизни Иуды, Исаака, всех учеников Учителя, мытарей, грешников, женщин, детей, калек и здоровых, бедных и богатых на поколения вперед.

Что и случилось всего лишь через несколько дней...

No comments:

Post a Comment